Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 29

Тема урока. Музыкальные жанры. Кантата. Слушания. М. Лысенко. Кантата "Бьют пороги". Хоровое пение. Разучивание песни "Журавлиная песня" К. Молчанова

 

Цель урока: закрепить с учащимися музыкальные жанры, углубить знания и послушать кантату; развивать музыкальную память и наблюдательность, певческие навыки; воспитывать интерес к украинского музыкального искусства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудио-записи, портрет композитора М. Лысенко.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Распевки.

1. Пение в унисон.

2. Двоголоссям выполнить гамму до мажор.

 

III. Актуализация опорных знаний.

- Что такое хоровое пение?

Хоровое пение - это коллективное исполнение вокальной музыки. Он является наиболее древним видом музыкального искусства.

Хор - это группа певцов, которые объединены для совместного исполнения произведений, преимущественно багатоголосних.

- Какие хоры бывают по составу голосов?

(Однородные (детские, женские, мужские и смешанные)).

По количеству партий - одноголосные, двоголосні, триголосні.

- Как делятся человеческие голоса?

(На детские, женские, мужские. Каждый из них отличается по тембру и диапазону).

- Что такое диапазон, тембр?

Детские голоса делятся на дисканты, сопрано и альты; женские голоса делятся на сопрано и альт; мужские - тенор, баритон, бас.

Давайте хором исполним песню, которую изучали на прошлом уроке „Ясени” В. Билаша.

 

IV. Разучивание песни.

1. Сегодня мы изучим с вами еще одну песню современного российского композитора К. Молчанова „Журавлиная песня”.

Я вам ее исполню, а вы определите смысл слов текста и характер, в котором исполняется песня.

2. Художественное исполнение песни.

3. Характеристика нотного текста (лад, тональность, размер).

4. Настройка, сольфеджування по фразам, а затем подстановка слов.

 

V. Слушание музыки.

1. Вступительная беседа.

О творчестве М. Лысенко вы уже знаете много, поскольку слушали его произведения начиная с начальных классов.

Композитор интенсивно работал над произведениями из цикла „Музыка к Кобзарю”, даже предполагая, что они на долгие годы могут остаться в ящике и не выполняться. Так были созданы кантаты-поэмы „Бьют пороги” и „На вечную память Котляревскому”.

- Что такое кантата?

Кантата - это произведение для солиста, хора и оркестра, который состоит из нескольких частей и предназначенное для концертного исполнения.

Кантату „Бьют пороги” на слова Т. Шевченко исполняет солист, хор и оркестр - это новая форма кантаты-поэмы, где нет разделения на части. Произведение свободно развивается в великую музыкальную композицию.

Кантата, в основу которого положено произведение Т. Шевченко „К Основьяненко”, имеет четыре эпизода, которым свойственна романтическая приподнятость, героика, народность. В эпизоде „Бьют пороги, месяц всходит” композитор воспроизводит нарисованную поэтом картину Днепровских вод, сопоставляя события в жизни украинского народа с героической борьбой за национальное освобождение.

II эпизод (соло тенора) - лирический рассказ о степь, усеянный высокими могилами казаков. Он строится на интонациях народных напевов „Чайка рыдает, летая”.

III эпизод имеет грустное настроение, но поэт верит в освобождение.

IV эпизод «Слава» развитый. Он воспринимается как гимн народной славе, будто музыкальный памятник песне и думе, которые народ бережет, как свою святыню. Этот эпизод звучит торжественно, возвышенно.

Большая роль в этой кантате принадлежит оркестра, который создает общий образ.

2. Слушания II и IV эпизода кантаты-поэмы „Бьют пороги”.

3. Характеристика прослушанного.

- Какой хор участвует в кантате?

- До какого голоса принадлежит солист?

- Какова роль оркестра?

 

VI. Итог урока.