8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 29
Тема урока. Музыкальные жанры. Кантата. Слушания. М. Лысенко. Кантата "Бьют пороги". Хоровое пение. Разучивание песни "Журавлиная песня" К. Молчанова
Цель урока: закрепить с учащимися музыкальные жанры, углубить знания и послушать кантату; развивать музыкальную память и наблюдательность, певческие навыки; воспитывать интерес к украинского музыкального искусства.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-записи, портрет композитора М. Лысенко.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1. Пение в унисон.
2. Двоголоссям выполнить гамму до мажор.
III. Актуализация опорных знаний.
- Что такое хоровое пение?
Хоровое пение - это коллективное исполнение вокальной музыки. Он является наиболее древним видом музыкального искусства.
Хор - это группа певцов, которые объединены для совместного исполнения произведений, преимущественно багатоголосних.
- Какие хоры бывают по составу голосов?
(Однородные (детские, женские, мужские и смешанные)).
По количеству партий - одноголосные, двоголосні, триголосні.
- Как делятся человеческие голоса?
(На детские, женские, мужские. Каждый из них отличается по тембру и диапазону).
- Что такое диапазон, тембр?
Детские голоса делятся на дисканты, сопрано и альты; женские голоса делятся на сопрано и альт; мужские - тенор, баритон, бас.
Давайте хором исполним песню, которую изучали на прошлом уроке „Ясени” В. Билаша.
IV. Разучивание песни.
1. Сегодня мы изучим с вами еще одну песню современного российского композитора К. Молчанова „Журавлиная песня”.
Я вам ее исполню, а вы определите смысл слов текста и характер, в котором исполняется песня.
2. Художественное исполнение песни.
3. Характеристика нотного текста (лад, тональность, размер).
4. Настройка, сольфеджування по фразам, а затем подстановка слов.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
О творчестве М. Лысенко вы уже знаете много, поскольку слушали его произведения начиная с начальных классов.
Композитор интенсивно работал над произведениями из цикла „Музыка к Кобзарю”, даже предполагая, что они на долгие годы могут остаться в ящике и не выполняться. Так были созданы кантаты-поэмы „Бьют пороги” и „На вечную память Котляревскому”.
- Что такое кантата?
Кантата - это произведение для солиста, хора и оркестра, который состоит из нескольких частей и предназначенное для концертного исполнения.
Кантату „Бьют пороги” на слова Т. Шевченко исполняет солист, хор и оркестр - это новая форма кантаты-поэмы, где нет разделения на части. Произведение свободно развивается в великую музыкальную композицию.
Кантата, в основу которого положено произведение Т. Шевченко „К Основьяненко”, имеет четыре эпизода, которым свойственна романтическая приподнятость, героика, народность. В эпизоде „Бьют пороги, месяц всходит” композитор воспроизводит нарисованную поэтом картину Днепровских вод, сопоставляя события в жизни украинского народа с героической борьбой за национальное освобождение.
II эпизод (соло тенора) - лирический рассказ о степь, усеянный высокими могилами казаков. Он строится на интонациях народных напевов „Чайка рыдает, летая”.
III эпизод имеет грустное настроение, но поэт верит в освобождение.
IV эпизод «Слава» развитый. Он воспринимается как гимн народной славе, будто музыкальный памятник песне и думе, которые народ бережет, как свою святыню. Этот эпизод звучит торжественно, возвышенно.
Большая роль в этой кантате принадлежит оркестра, который создает общий образ.
2. Слушания II и IV эпизода кантаты-поэмы „Бьют пороги”.
3. Характеристика прослушанного.
- Какой хор участвует в кантате?
- До какого голоса принадлежит солист?
- Какова роль оркестра?
VI. Итог урока.