8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 27
Тема урока. Жизненное предназначение музыкальных произведений. Слушания. Ода "К радости" из финала IX симфонии Л. Бетховена.
Абсолютная (точная высота звуков), музыкальный строй. „Ясени” В. Билаша - разучивание
Цель урока: углубить знания учащихся по музыкальной грамоте и научить ориентироваться в настройке от звука; развивать вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-записи, портрет композитора.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное „Приветствие с Бетховеном” (урок № 2).
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и объяснение нового материала.
Сегодня, дети, мы научимся настраиваться в тональности без инструмента, с помощью камертона.
Каждый звук имеет абсолютную, то есть точную высоту. Такое соотношение абсолютной высоты звуков музыкальной системы называется музыкальным строем. В основе современного музыкального строя лежит звук ля первой октавы, который имеет 440 колебаний в секунду и служит эталоном для настройки музыкальных инструментов и пения. Для этого нужен еще специальный прибор - камертон. Давайте настройтесь с помощью камертона в тональности до мажор. Итак, камертоном воспроизводим ноту ля, от нее ищем - соль, а потом вниз тоническое трезвучие.
- А теперь просольфеджуємо упражнение.
III. Разучивание песни В. Билаша „Ясени”.
- Какую песню В. Билаша вы изучали?
(„Два цвета”).
- Давайте повторим ее.
1. Беседа.
Песня, как птица имеет два крыла. Одним из них является слово, вторым - мелодия.
Оба должны быть одинаковыми - только тогда песня взлетит на крыльях народного признания, разобьет человеческое равнодушие.
Композитор писал музыку на стихи многих поэтов, но среди них постепенно начали выделяться несколько любимых. Деловые отношения перерастали в обычную дружбу. И это еще больше сближало художников. Это были Дмитрий Павлычко, Василий Ефимович, Борис Олейник и Михаил Ткач, дружба с которым продолжалась около ЗО лет. В результате Билашем были написаны песни „Снег на зеленом листе”, „Прилетела ласточка”, „Белые лебеди” и, конечно же, „Ясени”, которую мы сегодня изучим.
2. Художественный показ песни.
Ясени
Слова М. Ткача
Музыка А. Билаша
Ясени, ясени,
Надо мной шумят ваши кроны,
И, словно летом,
Желтые листья по ветру зліта,
Первый снег седины
Я принес, как тревогу на виске,
Первый снег седины
Упал на виски мои, ясени.
Ясени, ясени,
За селом прокричали журавли,
И холодный, как лед,
Оставили на горизонте следует.
Им искать весны
И лететь далеко-далеко,
Им искать весны
И возвращаться к вам, ясени.
Ясени, ясени,
Вижу вас за селом край дороги,
Вам кланяюсь до ног,
Как возвращаюсь из дальних дорог.
Вы приходите в сны,
Как детство мое босоногое,
Вы приходите в сны,
Кудрявые мои ясени.
Ясени, ясени,
Вы приходите в сны.
3. Разучивание песни с нотным текстом (определение тональности от звука ля. настройка в ми минор).
4. При пении обращаю внимание на чистоту интонирования, ритмический рисунок, пение из-за текста.
IV. Слушание музыки.
Беседа.
Посмотрите на портрет композитора. Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством великого немецкого композитора - классика Людвига ван Бетховена.
- Какие его произведения вы уже слушали?
(„Екосез", „Сурок", увертюра „Эгмонт", „Лунная соната").
- А что вы знаете о его IX симфонию?
(Эта симфония стала синтезом всей созданной музыки Бетховена).
Образы жизненных и горьких потерь, мирные картины природы и жизни людей, - все это воспринимается как пролог к единому финалу, в котором композитор впервые в истории жанра симфонии объединяет звучание оркестра и хора.
Это величественный гимн радости, призыв к братству всего человечества. Композитор, глядя в будущее, вкладывает в уста хора великие и пророческие слова.
Радость! Ты небесное сияние,
Свет, солнца будущее!
Пламя души своей мы несем обиход.
- Послушайте сейчас оду „К радости”, но вспомним, что такое ога.
(Ога - это торжественная величальная песня).
2. Слушание произведения.
3. Характеристика прослушанного.
- Каков характер произведения?
(Светлый гимн, героический марш и разные по характеру эпизоды складываются в грациозную картину массового триумфа Голоса солистов, хора и оркестра сливаются в едином порыве-славленні Радости: „Обнимитесь, миллионы”. Этим апофеозом Свободе, братству Человечества и завершается симфония.
- Почему музыку Л. Бетховена можно назвать современной?
V. Итог урока.