Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
3. Интуиция в познании
Понятие интуиция
Процесс мышления не всегда осуществляется развернуто и логически доказуемо. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постичь истину путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискуссии (от discursus - рассуждение, довод, аргумент) называется интуицией.
В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция з'ясовувалась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное сверхчувственное озарение, что допускает, однако, длительную подготовку ума. Начиная с античности, интуиция противопоставлялась не только чувственным формам познания, но и дискурсивному (логическому) мышлению. Рене Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я понимаю не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчиво суждения беспорядочной воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчетливое, что не оставляет никакого сомнения в том, что думаем, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, которое порождается лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция...». В свои и и системе философ Георг Гегель диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. А философ Людвиг Фейєр бах трактовал интуицию как познание в виде чувственного созерцания (чувственная интуиция). Интуицию понимали и как инстинкт, непосредственно, без предварительного обучения определяющей формы поведения организма (Анри Бергсон), и как скрытый, бессознательный першопринцип творчества (Зигмунд Фрейд). В некоторых течениях современной философии (intuitionism и др.) интуиция трактуется и как Божественное озарение, как полностью бессознательное явление, несовместимое с логикой и жизненной практикой, опытом.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, что является единством чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются развернуто логически и фактически недоказуемо. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те методы, с помощью которых делается вывод. Интуиция есть своеобразный таи мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается именно итог мысли - истина.
Интуитивной способности человека свойственны: во-первых, внезапность решения задачи; во-вторых, неосознанность путей и средств их решения и, в-третьих, непосредственность понимания истины на существенном уровне объектов. Такие признаки отличают интуицию от близких к ним психических и логических процессов. Но и в таких пределах имеем дело с достаточно разнообразными явлениями. У разных людей, в различных условиях интуиция может иметь разную степень отличия от сознания, быть специфичной по содержанию, по характеру результата, по глубине проникновения в сущность, по значимости для субъекта. Интуиция подразделяется на несколько видов, прежде всего, в зависимости от специфики деятельности субъекта. Особенности форм материальной практической деятельности и духовного осуществления определяют и особенности интуиции военного, сталевара, врача, инженера. Выделяются виды интуиции: техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и др.