8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 26
Тема урока. Музыка в диалоге с современностью. Повторение изученных песен. Музыкальная викторина
Цель урока: закрепить с учащимися понятия, с которыми они ознакомились в течение темы, учить применять эти знания на практике; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Тип урока: итоговый.
Оборудование: магнитофон, аудио-запись, фортепиано, портреты композиторов.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение мажорного звукоряда от заданного звука.
2.
Пение упражнения в восходящем и нисходящем порядке на складах, и гласных звуках (на выбор).
III. Беседа.
1. Изучая данную тему „Музыка в диалоге с современностью”, мы заметили, что хотя музыкальное искусство идет вперед, появляются новые течения и направления, но все равно оно совмещено с музыкой прошлых веков.
Потому что убедившись, что музыкальное наследие. Баха - это фундамент европейской, а позже всей мировой музыкальной культуры. Главной чертой творчества композиторов есть стремление к свету, радости, победы, а также Доброта и любовь к людям.
Появляются новые жанры:
- Какие вы знаете музыкальные жанры?
(Опера, балет, симфония, сюита, рапсодия).
- Сочетаются ли эти жанры в музыке ачи они существуют сами по себе? (Могут сочетаться в опере, оперетте.
- Что такое опера?
(Это вид театрального искусства, в котором сценическое действие сочетается с музыкой - вокальной (солисты, хор), инструментальной (оркестр), балетом и пантомимой, а также изобразительным искусством (декорации, костюмы)).
- Что характерно для оперетты?
(Она подобна оперы-буффа, но с элементом разговорной речи).
- Назовите композиторов, которые писали оперетты.
- Что характерно для оперетты „Вольный ветер” И. Дунаевского? Послушаем фрагмент из оперетты. Я проплескаю вам ритмический рисунок, а вы отгадайте, что это. Да, это ритмический рисунок „Песенки Герцога”.
- Из какой он оперы?
(„Риголетто ” Дж. Вердї).
Проплескайте продолжение этой песенки, а теперь послушаем фрагмент.
- Чем характерна программная музыка?
- Почему она так называется?
- Назовите программные произведения композиторов, которых мы слушали.
(К. Сен-Санс, Римский-Корсаков, Г. Шуман, П. Чайковский, Л. Бетховен, В. Косенко).
Послушайте фрагменты программных произведений и назовите автора.
(Звучат фрагменты из симфонической сюиты „Шахерезада" Г. Римского-Корсакова и балета „Ромео и Джульетта" С. Прокофьева).
А сейчас посмотрите на портрет этого композитора и расскажите о нем и его творчестве (Платон Майборода).
2. Работа над песней „Рідна мати моя”. Художественное исполнение.
3. Повторение песни „Моя тропинка”.
- Какие песни О. Билаша вам запомнились и вы хотите сегодня повторить? (Песня „Два цвета").
- Кто хочет выполнить ее возле сообщения?
- А теперь послушайте музыкальную фразу, которую я вам наигрываю, а вы отгадайте, из какой она песни.
(Это песня М. Шапошника „Пусть цветет красная калина").
- Давайте хором исполним ее.
IV. Итог урока.