Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел второй
ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ

ГЛАВА ПЯТАЯ
ПОЗНАНИЯ
2. Единство чувственного и рационального познания

Познание - высшая форма отражения. Раскрывая законы действительности, познания в идеальной форме воспроизводит предметы и явления во всем разнообразии их свойств. Это оказывается возможным потому, что познавательная деятельность человека основывается на ее предметно-чувственной, материальной практике - деянии. Человек ничего не может знать о предметы и явления внешнего мира без того материала, который получает от органов чувств, поэтому чувственное познание является необходимым условием и неотъемлемым аспектом познания. Это чувственное познание проявляется в трех формах: ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств: цвета, формы, запахи, вкусы и др.

Восприятие - это целостный образ материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Так, зрительное восприятие дерева, что растет под окном, или книги, что лежит на столе, слуховое восприятие музыкальной мелодии и т.д.

Представление - это чувственный образ предмета, в данный момент не воспринимается, но воспринят ранее в той или иной форме. Так, представление о человеке, с которым приходилось встречаться раньше, или предмет, что есть в помещении.

Роль чувственного отражения действительности в обеспечении всего человеческого познания слишком значительна: во-первых, органы чувств являются единственным каналом, который непосредственно связывает человека с внешним предметным миром; во-вторых, без органов чувств человек не способен вообще ни к познанию, ни к мышлению. Потеря части органов чувств затрудняет, осложняет познание, но не перекрывает возможностей (это объясняется взаимной компенсацией одних органов чувств другими, мобилизацией резервов в действующих органах чувств способностью индивида концентрировать внимание, волю и т.д.). В-третьих, рациональное базируется на анализе того материала, что дают органы чувств. Регулирование предметной деятельности осуществляется прежде всего с помощью информации, которую получают органы чувств. Органы чувств дают тот минимум первичной информации, который оказывается необходимым для разностороннего познания объекта, чтобы развивать научное знание. Однако чувственное познание дает знание лишь о внешних свойствах предметов, о отдельные конкретные вещи. Практическая же деятельность сталкивает человека с разнообразными свойствами предметов. Человек стремится к обобщению восприятий и представлений, к проникновению в суть вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления.

В отличие от чувственного познания, мышления отражает внешний мир в абстракциях. Абстрактное рациональное мышление способно обобщать множество однородных предметов (мебель, дом, овощи, война, политика и т.д.), выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи, отражать действительность в обобщенных образах путем оценки. Особенностями абстрактного мышления являются: во-первых, то, что мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного (отдельного), выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Выделяя общие признаки, присущие всем студентам, молодежи, создаем абстрактный образ студента с присущими обобщенными качествами (профессионализм, высокая общая культура, мужество, решительность, принципиальность и т.д.). Обобщая полученные знания, люди путем абстрактного мышления открывают законы природы, общества и познания, проникают в суть явления, устанавливают закономерную связь между ними. Во-вторых, то, что мышление - процесс опосередненого отражение действительности. С помощью живого созерцания познаем лишь то, что непосредственно воздействует на органы чувств. Человек видит березовая роща, слышит пение птиц, вдыхает аромат цветов. Благодаря абстрактному мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, то есть опосредованно. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс получения - выведением. Получение новых знаний путем выведения широко применяется в познавательной деятельности человека.

Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль не возникла в голове человека, может возникнуть и существовать лишь на базе языкового процесса, в словах и предложениях. С помощью языка люди выражают и закрепляют результаты умственного труда, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания, но, прежде всего, абстрактное мышление. Создавая абстракции, человек преобразует знания о предметах действительности, отвлекается от них, оперирует идеальными образами, выражая их не только средствами естественного языка, но и символами формализованного языка, которая играет особую роль в современной науке. Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, непрерывная связь с языком, активный характер отражения - таковы основные особенности абстрактного мышления.

Существуют и формы абстрактного мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие - это форма мышления, в которой отражаются существенные и віокремлювальні признаки предмета или класса однородных предметов. Выделяя характерные признаки одного предмета или общие признаки, повторяющиеся в группе предметов, создаем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, в, с, си и др., так или иначе связанных друг с другом. Различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково - как определенная связь их существенных признаков, т.е. в форме понятия.

Суждение - это такая форма мышления, в которой путем сочетания понятий что-либо утверждается или отрицается о предметах или явлениях. Так, «город Запорожье расположен на берегу Днепра», «F-15 - основной тактический истребитель военно-воздушных сил США». Структура суждения такова: S - Р, где S (субъект) - предмет суждения и Р (предикат) - понятие о признаках предмета, знак «-» - отметка связи между ними. Под S и Р можно понимать любые предметы и их свойства, под знаком «-» - связь (и положительный, и отрицательный). Итак, суждение есть определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений на основании определенных правил получается новое суждение, с необходимостью или определенной степенью вероятности следующее из них. Структура всякого умозаключения включает посылки, выводы и логическая связь между посылками и выводами. Посылками умозаключения называются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Выводами называется новое суждение, полученное логически из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом. Умозаключение по своей структуре более сложная форма мышления, чем понятие и суждение. Понятия и суждения входят в умозаключение как элементы. Следовательно, абстрактное мышление в форме понятий, суждений и умозаключений дает возможность полнее и глубже познать объективный мир, раскрыть наиболее важные, существенные стороны, связи, закономерности действительности.

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос: что такое истина есть, по сути, вопросом о том, как взаимодействует знания с внешним миром, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности. Проблема истины является проблема достоверного, правильного, адекватного (от лат. adaequatus - приравненный) знания, сформулирована и осознана еще в Древней Греции. В чем же суть истины? Елеати и софисты сомневались в том, что знания человека, особенно чувственные, дают верные сведения об окружающем мире, правильно отражают. Платон настаивал, что возможны лишь знание о вечных и неизменных идеях, а сведения о чувственный мир, то есть мысли, недостоверны. Поэтому и возникла проблема установления соответствия между знаниями и объективными явлениями. Такое соответствие получила в философии название истины. Аристотель писал: «Истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает противоположно тому, как обстоит дело с вещами». Аристотель сформулировал классическую концепцию истины, которая сохранилась до современности. По концепции, истина - это соответствие не между отдельными понятиями и объективными явлениями и процессами, а между определенными утверждениями, то есть суждениями и высказываниями, и объективным состоянием дел. Действительно, понятие «четное число», «закон притяжения», «тефтели», «спин» сами собой не ложные и ложны. Однако утверждение, включая эти понятия, например, «все четные числа делятся на пять без остатка», «закон притяжения не препятствует полета реактивных самолетов», «спин - особая физическая характеристика некоторых элементарных частиц», «тефтели изготавливаются из легированной стали», могут быть ложными или истинными. Так, четные числа и тефтельки утверждения ложные, тогда как закон притяжения и спин истинные.

Понятия, суждения и умозаключения, с помощью которых выражаются знания об окружающем мире и о самих себе, является не только отражением окружающего мира, но и продуктом деятельности. Следовательно, в знаниях есть нечто, что зависит от человека, который их производит, то есть субъекта познания. Так же знания отражают объективный мир, есть в них и такое содержание, что ни от человека, ни от человечества не зависит, и, следовательно, зависит только от объективного мира. Здесь можно ввести понятие «объективная истина», под которой понимается содержание человеческих знаний, независимых от сознания и воли людей, и соответственно отображаемым предметам, явлениям материального мира. Утверждение, что вода при нормальном давлении и температуре +100° по Цельсию кипит и превращается в пар, является объективной истиной. Хотя то, что измеряем температуру кипения по шкале Цельсия, а не по шкале Фаренгейта или Реомюра, зависит от человека, тогда как сам факт кипения и превращения воды в пар ни от человека, ни от человечества не зависит.

Истинное знание и сам объективный мир развиваются. В Средневековье люди считали, что Солнце и планеты вращаются вокруг Земли. Это ложь или истина? То, что человек наблюдала движение светила из единого «наблюдательного пункта» - Земли, приводило к ложному выводу о том, что Солнце и планеты вращаются вокруг нее. Здесь видна зависимость знаний от субъекта познания, но в таком утверждении и содержание, независимый ни от человека, ни от человечества, а именно знание о том, что планеты Солнечной системы движутся, заключалось зерно объективной истины. В учении Николая Коперника утверждалось что центром планетарной системы является Солнце, а планеты и Земля вращаются вокруг Солнца концентрическими кругами. Здесь уже доля объективного содержания значительно выше, чем в прежних представлениях, но далеко не все полностью соответствовало объективной реальности, так как не хватало астрономических наблюдений. Кеплер, опираясь на наблюдения своего учителя Тихо Браге, показал, что планеты вращаются вокруг Солнца не кругами, а еліпсами. Это еще істинніше, еще вернее знания. Современная астрономия вычислила траектории и законы вращения планет еще точнее. Следовательно объективная истина исторически развивается. С каждым открытием ее полнота растет.

Форму выражения объективной истины, зависящую от конкретных исторических условий, характеризующих степень ее точности, строгости и полноты, которая достигнута на данном уровне познания, называют относительной истиной. Следовательно, все развитие человеческого познания, в том числе и науки, есть постоянная смена одних относительных истин другими, более полно и точнее выражают объективную истину. Процесс познания является все более и более полное и точное познание объективной истины. Полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной.

Возникает вопрос: «можно достичь и сформулировать абсолютную истину?». Агностики на этот вопрос отвечают отрицательно, ссылаются на то, что в процессе познания имеют дело лишь с относительными истинами. Каждая из них, рассуждают агностики, оказывается иногда не полностью точной и полной, как в примере с Солнечной системой. Итак, исчерпывающее знание недостижимо. Метафизики считают, что абсолютную истину можно познать и выразить в какой-то момент деятельности раз и навсегда. Часто кажется, что в очень простых случаях достичь абсолютного знания. Разве не абсолютная истина утверждение: Киев - столица Украины! Но даст ли это утверждение исчерпывающее знание о численности населения Киева, о площади, количество домов, о том, когда Киев стал столицей Украины и т.д? Даже если такие сведения указать на какую-то конкретную дату, за определенный период данные окажутся неточными. Вот и получается, что абсолютная на первый взгляд истина на самом деле является истиной относительной, ибо не имеет полного, исчерпывающего, раз и навсегда верного знания о столице. Чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о явлении. И все же абсолютная истина существует, ее надо понимать как тот предел, к которой стремится человеческое познание. Каждая относительная истина - это ступень, шаг, приближающий к определенной цели.

Следовательно, относительная и абсолютная истины - это лишь разные уровни, или формы, объективной истины. Знание всегда относительно, так как зависит от уровня развития общества, техники, состояния науки и т. п. Чем выше уровень познания, тем полнее приближаются к абсолютной истине. Но процесс может длиться бесконечно, ибо на каждом этапе исторического развития открываются новые стороны и свойства в окружающем мире и создаются все более полные и точные знания. Такой постоянный процесс перехода от одних относительных форм объективной истины к другим - важнейшее проявление диалектики в процессе познания. Каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот, абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных, то есть можно сказать, что любая истина абсолютно-относительна.

Точный учет всех условий, в которых находится объект познания, допускает конкретность истины. Конкретность-это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций развития. Так, истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т. п., в которых сформулированы. Суждение, верно отражающее объект в таких условиях, становится ложным к тому же объекту в иных обстоятельствах. Например, суждение «вода кипит при 100 ° по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет про обычную воду и нормальное давление. Это положение утратит истинность, если взять так называемую тяжелую воду или изменить давление. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием для отделения истины от обмана и ошибок? Еще Иммануил Кант писал: «... весь вопрос в том, чтобы найти всеобщий и верный критерий истины для всякого значения». Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными особенностями, имеет свой уникальный контекст жизни. При таких условиях наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, истина всегда конкретна. Или истинные, например, принципы классической механики? Так, истинные применительно к макротел и сравнительно небольших скоростей движения. За такими пределами принципы механики перестают быть истинными. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий.

Известные философы Рене Декарт, Бенедикт Спиноза, Готфрид Лейбниц предлагали брать за критерий истины ясность и четкость мыслимого. Ясно то, что открыто для внимательного разума и с очевидностью признается, не вызывая сомнения. Так, истиной является «квадрат который имеет четыре равные стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики мышления, достоверность восприятия реальности. Однако служить единственным критерием истины не может. Потому что могло быть более ясным и очевидным, чем незыблемость Земли! И тысячелетиями человечество не имело сомнения. Выдвигался и такой критерий истины, как общая значимость: истинно то, что соответствует мнению большинства. Однако еще Демокрит говорил, что вопрос об истинности не решается большинством голосов. Из истории науки известно, что первооткрыватели, как правило, отстаивая истину, оказывались одинокими. Существует в некоторых философских системах и такой критерий истины, как принцип прагматизма, определяющий значение истины ее практической полезностью. «Истиной прагматизм признает то, - и это единственный критерий истины, - указывал Уильям Джеме - что лучше всего «работает» на человека, ведет человека, что более всего подходит к каждой части жизни и сочетаются со всей совокупностью опыта, - причем ничего не должно быть опущено. Если религиозные идеи выполняют эти условия, если, в частности, окажется, что понятие о Боге удовлетворяет, то на каком основании прагматизм будет отрицать бытие Божие...». Исходя из понимания истины как практически полезного, прагматизм даже Бога выводит «для практики». Критерий истины не найти в мышлении самом по себе, нет его и в действительности, взятой вне субъектом. Критерий истины, считают многие из философов, заключается в практике. Познание базируется на практике, поэтому пути к раскрытию природы и сущности познания необходимо искать в практике - объективной основе всех форм человеческой деятельности.