Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 25

Тема урока. Авангардизм и постмодернизм. "Кич-музыка". В. Сильвестрова - слушание. Развитие темы произведения. Разучивание песни П. Майбороды "Рідна мати моя"

 

Цель урока: дать детям понятие о новые направления в музыкальном искусстве и послушать музыкальные произведения, учить выражать свое мнение о услышан произведение; развивать образное мышление и музыкальную память; воспитывать интерес к музыке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, нотный текст песни, портрет В. Сильвестрова.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

1. Пение по „плавающей нотой”.

2. Упражнение на дикцию, пение на складах a, дpi, дре, дро и т.д.)

 

III. Сольфеджування упражнения.

 

 

1. Характеристика упражнения (размер, лад, тональность).

2. Сольфеджування с тактуванням.

- Знаком мотив этой песни?

(Это веснянка „Выйди, выйди, Иванку”.

 

IV. Тема украинской народной веснушки „Выйди, выйди, Иванку” стала главной темой финала Первого Концерта для фортепиано с оркестром П. Чайковского. В теме Чайковского сохранено многократное повторение вариантов одного и того мотива, что характерно для построения песен этого жанра. Но здесь композитор развивает тему, что проявляется в остром ритме, синкопированный акцентах, динамике, изменении характера.

Гармония разрисовывает повторения вариантов основного мотива. Итак, композитор на основе темы простой веснушки сумел развить ее в грандиозный изложение

- концерт. Послушайте этот фрагмент.

(Слушание).

 

V. Вступительная беседа.

Сегодня мы познакомимся с новым направлением в искусстве.

- Какие вы знаете стили и направления в искусстве?

(Барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, авангардизм).

Что же такое авангардизм?

Это так называемая „левая течение” модернизма, более радикальная, которая возникает в кризисные периоды истории искусства, когда определенное направление или стиль исчерпывают свои зображально-выразительные возможности и существуют за счет инерции.

Одним из таких художников стал украинский композитор Валентин Васильевич Сильвестров родился в 1937 г. в Киеве. Музыкальное образование получил в Киевской консерватории в классе профессора Б. Лятошинского и уже в студенческие годы начались творческие поиски этого талантливого художника. Он открыто заявил о стремлении разорвать с „застойными” традициями и идти в ногу с европейской и мировой композиционной мнением.

В 70-х г. композитор таки отказывается от традиций техники авангарда, ориентируясь на постмодернизм.

Постмодернизм - идейно-художественное направление, что приходит на смену модернизму. Это направление - продукт эпохи распада целостного взгляда на мир, разрушение экономических, философских, политических систем.

Сам автор называет свой стиль „цель-музыкой”. В музыке этого периода преобладают медитативные, созерцательные настроения. Сами названия его произведений связаны с точными науками, со специальными философскими понятиями: „Проекции на клавесин, вибратор и колокола”, „Спектры”, „Медитация” - симфония для камерного оркестра и виолончели. Он мог использовать в инструментальном произведении звук шипения спички, что тушится в воде. Значительное место занимает обращение к стилям прошлых эпох.

„Кич-музыка”. Характерной чертой этого стиля является неопределенность, которая проявляется как в отсутствии четких композиционных схем, определенной спонтанности мышления, так и на уровне ритмоструктур, интонационных построений и звучание в целом, что нередко граничит с тишиной. Это фортепианная музыка, цикл фортепианных пьес. Чтобы понять мои слова, надо послушать „Кич - музыка” и высказать свое мнение об услышанном.

2. Слушания „Кич-музыка”.

3. Характеристика прослушанного.

- Можем ли мы определить характер произведения?

- Есть ли у него какая-структурное построение, кульминация?

- Это академическая или развлекательная музыка?

 

VI. Разучивание песни.

1. Беседа.

 

Рідна мати моя

Слова А. Малышко

Музыка П. Майбороды

 

Живо

 

Пусть на нем цветет росяниста дорожка

И зеленые луга и соловьиные рощи,

И твоя верная материнская ласковая улыбка,

И расстроенные глаза хорошие твои.

И твоя верная материнская ласковая улыбка,

И расстроенные глаза хорошие твои голубые.

 

Я возьму тот рушник, простелю, наче долю,

В тихім шелесте трав, в щебете дубрав,

И на том рушнике оживет все знакомо до боли:

И детство, и разлука, и верная любовь.

И на том рушнике оживет все знакомо до боли:

И детство, и разлука, и твоя материнская любовь.

 

Сегодня мы продолжаем знакомиться с песнями П. Майбороды, хотя эта песня, безусловно, известная вам, а, возможно, вы ее знаете. Это песня „Рідна мати моя” на слова а. малышко. Большинство песен П. Майбороды имеют биографии, потому что писались до фильмов, спектаклей, для определенных исполнителей.

2. Художественный показ песни.

3. Разучивание песни с нотным текстом, чтобы дети правильно усвоили ритм, и выдерживали длинные ноты в конце фразы.

 

VII. Итог урока.