Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 3. Культурология и аксиология

 

Эволюция содержания ценностей

 

Ценности в жизни общества являются социально значимыми ориентирами деятельности субъектов, одним из факторов исторического развития. Они составляют фундамент культуры, а предметным полем формирования ценностей является культура. Она определяется через систему ценностей и идей, которые служат для регулирования поведения членов этого социума. В ценностной форме человек не объективирует, а суб'єктивує внешнюю действительность, присваивая ее, наделяя гуманистическими смыслами, утверждая тождество с собой. Поэтому ценностью является лишь то, что осознается, переживается как личное.

Для человека ценностями является все то, что имеет определенную значимость, личностный или общественный смысл. Качественной характеристикой этого смысла является оценка. Ценностное отношение человека к миру и к себе приводит к ценностных ориентаций личности. Для сформированной личности, обычно, свойственны достаточно устойчивые ценностные ориентации. Поэтому пожилые люди медленно переориентируются даже тогда, когда этого требуют исторические обстоятельства. Устойчивые ценностные ориентации приобретают характер норм, они определяют формы поведения членов определенного общества. Ценностное отношение личности к себе и миру реализуется в эмоциях, воле, решимости, целеполагании, ідеалотворчості. Философское учение о ценностях и их природе называют аксіологією (от греч. axios - ценность и logos - учение).

 

Аксиология не сразу стала достижением философии, а лишь после того, как удалось «разделить» понятия бытия и блага. Это И сделал. Канта, который противопоставил сферу нравственности сфере природы, а практический разум - теоретическом ума. Выделение феномена значения бытия для человека привело к философии ценностей с ее основным запитан-ням: «Что такое ценность, в чем заключаются ее истоки?» Поиск ответа на новое содержательное философский вопрос выделило аксіологію как одну из важных составных частей философии.

В античной и средневековой философии ценности отождествляли с самим бытием, а ценностные характеристики включали в его понятие. Ценности не отделяли от бытия, а рассматривали как такие, что содержатся в самом бытии. Для Сократа, а затем Платона основными вопросами теории ценностей были: что есть благо? Что есть справедливость? Они же были и главными критериями истинности бытия. Не случайно Платон в учении об идеальном государстве положил в основу последнего принцип справедливости. В истории древнегреческой философии наблюдаются различные подходы к изучению характера истины ценностей. У представителей софистики все ценности индивидуальны и относительны. По мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер. Попытка дифференцированного подхода к ценностям находим в философии Аристотеля, который определяет самодостаточные ценности, или " самоценности. К ним, в частности, относятся человек, счастье, справедливость и т.д. Но вместе с тем он утверждает и относительный характер большинства ценностей, поскольку разные вещи кажутся ценными (но по-разному) детям и взрослым, добрым и злым, мудрым и немудрым людям. Мудрость заключается как раз в осяганні умом вещей, наиболее ценных по своей природе.

В Средние века ценности связываются с божественной сущностью, приобретают религиозный характер Эпоха Возрождения выдвигает на первый план ценности гуманизма, в частности самодостаточности человека. Одна из них - героичность, или «вирту» (доблесть), которую отстаивают Дж. Бруно и Н. Макиавелли.

Новое время развитие науки и новых общественных отношений выдвигают на первый план ценность познавательных возможностей разума (Г. Декарт). Вместе с тем французский философ Б. Паскаль разрабатывает иерархию ценностей. Мыслителя прежде всего интересуют моральные ценности, а уже потом эстетические, политические, правовые. Завершают иерархию персональные ценности (которые стоят выше імперсональних): телесные, духа, величие святости. Религиозные ценности - самые высокие, и среди них - «святость», которой владеет абсолютная личность Бога.

В немецкой классической философии И. Кант впервые употребляет понятие «ценность» в специальном, узком смысле. Предпосылкой аксиологии у него есть разграничения сущего и должного, реального и идеального.

Ценности - это требования, обращенные к воле; цели, стоящие перед человеком; значимость первичных факторов для личности. Г. Гегель особое внимание уделяет разграничению ценностей на экономические (утилитарные) и духовные. Первые являются товарами и характеризуются «количественной определенностью». По сути, имеется в виду абстрактная, меновая стоимость товара. Такие ценности всегда относительны, то есть зависят от спроса, продаж, от вкусов публики. Во втором смысле ценности связываются со свободой духа, и все, что имеет ценность и значимость, - духовное по своей природе.

В конце XIX - XX в. появляются новые подходы к пониманию ценностей. Натуралистический психологизм (Дж. Дьюи) рассматривает ценности как объективные факторы реальности, которые наблюдаются эмпирически, а их источник связывает с биологическими и психологическими потребностями человека. С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий ту или иную потребность человека, является ценностью. Для аксиологического трансценденталізму (В. Віндельбанд, Г. Ріккерт) ценности - не объективная реальность, а идеальное буття. их рассматривают как независимые от человеческих желаний. К ним относятся такие ценности, как добро, истина, красота, которые имеют самодостаточное значение, являются целями сами собой, не могут служить средством для каких-то других целей. Ценность, таким образом, это не реальность, а идеал, носителем которого является сознание вообще, то есть трансцендентальный (пограничный, потусторонний) субъект. Кроме того, ценности рассматриваются в этой концепции как нормы, которые не зависят от человека и образуют за-гальну основу конкретных ценностей культуры.

О объективный характер ценностей говорят представители персоналістичного онтологізму (Г. Шелер). Они отстаивают мнение, что ценности образуют онтологическую основу личности. Но ценности, которые содержатся в предметах, не стоит отождествлять с их эмпирической природой. Так же, как, например, цвет существует независимо от предметов, которым он принадлежит, так и ценности (приятное, величественное, хорошо) могут споглядатися вне зависимости от тех вещей, свойствами которых они являются. Познание ценностей в их созерцании основано, в конце концов, на чувстве любви или ненависти. Ценности тем выше, что они долговечны, и что выше удовольствие, которое мы от них получаем. В этом смысле наименее долговечными являются ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний и с материальными благами. Высшие ценности - это ценности прекрасного и познавательные ценности. Наивысшей ценностью является ценность «світості», идея Бога, а любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви. Поэтому все ценности имеют свою основу - ценность божественной личности. Основателем социологической концепции ценностей является М. Вебер, который ввел проблему ценностей в социологию. По его мнению, ценность - это норма, которая имеет определенную значимость для социального субъекта. В этой связи он особо подчеркивал роль этических и религиозных ценностей в развитии общества.