Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 2. Культура среди мировых реалий

Внутренние проблемы культуры

 

Культура, как подсистема бытия, имеет свои особенности соотношений с природой, обществом и человеком, а также внутренние структурные и функциональные характеристики, обусловленные ее самобытностью и самостоятельностью. В связи с этим возникает опасность двух метафизических крайностей - растворение культуры в иной форме бытия и абсолютизация ее самостоятельности, что приводит к потере взаимосвязи с другими подсистемами бытия. Культура соткана из материала природы; она социальна по своему содержанию, но в то же время является особым типом бытия, неадекватным форме бытия общества; она существует не только в человеке, но и вне ее - в результатах и способах ее деятельности, а также является средством коммуникации между людьми. Поскольку культура структурируется деятельностью человека, то она имеет многомерный характер, в отличие відодномірної материальной природы. Культура не только связывает воедино природное, общественное и человеческое, но и создает необходимые для этого специфические культурные механизмы.

Одно измерение культуры определяется различными соотношениями материально-практической и духовной форм активности человека. Второе измерение - отраслевой (политическая, правовая, производственная, художественная культура). Третье измерение - масштабность культуры (этническая, классовая, профессиональная, семейная). Итак, культура предстает как многомерная, многоаспектная целостность, суть которой определяется структурной сложностью, а структура - ее основными функциями. В связи с объективными целями человеческой деятельности, она, во-первых, исторически стала выражаться в действиях утилитарного характера, во-вторых, несет в созданных предметах соответствующий смысл, определенную социальную информацию, в-третьих, производит средства игрового общения людей в их самодостаточный деятельности, направленной на получение положительных эмоций.

Достижение этих целей обусловило расслоение деятельности человека на:

- предметную деятельность;

- деятельность общения;

- синкретичный-синтетическую художественную деятельность, где две первые формы

сливаются воедино ради иллюзорно-художественного общения.

Итак, внутренняя жизнь культуры выражается во взаимном опосредовании материальной, духовной и художественной деятельности. их взаимовлияния имеют исторический характер, а художественная деятельность, искусство является самосознанием культуры. Ведь искусство отражает объективный мир таким, каким он преломляется культурой, становясь тем самым ее собственной образной рефлексией (мир античный, средневековый, японский, аристократический и т.д.). Роль «сознания культуры», соответственно, играют науки и философия.

История культуры свидетельствует, что искусство и философия, искусство и наука находятся друг с другом в тесных связях. Более того, общим законом истории культуры является вібрувальні отношения между ее сознанием и самосознанием. В зависимости от изменения ценностной доминанты культуры они могут отталкиваться друг от друга, замыкаясь в себе, притягиваться, взаємодоповнюючи друг друга, или доминировать друг над другом. Так, культура эпохи Просвещения характеризуется познавательно-раціоналістською доминантой, а культура романтизма - культом искусства, религиозности. Мотивация установок культуры лежит вне ее собственным содержанием, в системе общественных отношений, которые порождают «социальный заказ» на ту или иную культурную доминанту, но осуществление этого заказа и формирования взаимоотношений «сознания» и «подсознания» культуры становится ее собственным делом.

Структура каждой из основных подсистем культуры (материальной, духовной, художественной) зависит от ее функции. Потребность реального жизнеобеспечения определяет строение материальной культуры как технологии практической деятельности, вырабатывает необходимые материальные блага. Потребность познания мира определяет строение культуры как теоретическую, абстрактно - логическую форму знаний через структуру конкретных наук о природе, обществе, человеке. И лишь потребность культуры в самопознании делает наиболее эффективной художественно-образную структуру духовной деятельности, ведь только она способна адекватно воплотить единство природы и культуры, материального и духовного, объективного и субъективного.