Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 3. Культурология и аксиология

Основные компоненты ценностей

 

В современных теоретических измерениях ценность рассматривается как предмет, имеющий определенную пользу и способный удовлетворять ту или иную потребность человека, как идеал, как норму, как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы. Все эти понимания отражают ре-альну сторону ценностей, и их нужно рассматривать не как противоположные, а как взаимодополняющие в общей концепции ценностей. Они имеют разные основы и связаны с различными субъектами ценностного от-ношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, поскольку он отражает определенное реальное, существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане, например, религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, также являются реальными ценностями, ориентирами в жизни верующих, которые предопределяют нормы и мотивы их поведения и поступков. Если иметь в виду общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность - это понятие, указывающее на культурное, социальное или личностное значение (значимость) явлений и факторов действительности.

Ценностный образ - результат специфического обобщения, целостность культурных смыслов, которая никогда до конца не подлежит понятийному анализу. То есть понятийно невозможно полностью, на элементы разложить ценностный образ. Ценность - явление социальное, поэтому не может быть однозначно истинным или ложным. Понятие истины слишком узкое для характеристики способа соответствия ценности и действительности. Важными характеристиками ценности является объективная значимость и субъективная норма, на которые также нельзя распространять понятие истины.

 

Ценности включают субъективный, когнитивный и эмоциональный компоненты. До субъективного компонента входят значения и особистіший смысл, который определяется ее отношением к потребностям человека. Значение как аспект ценности предопределяется совокупностью общественно зна-чущих свойств, функций предмета, которые делают его ценным в определенном обществе. Ценность, которая определяется для сознания индивида в акте оценки, является итогом оценивания. Ценность и оценки составляют единый комплекс: ценность - это характеристика оцениваемого, а оценка - процесс определения наличия или отсутствия ценности. Преобразуя действительность, человек придает ей целостной функции. Любое произведение человеческой деятельности реализует в себе ценностный проект, но ценным он становится лишь тогда, когда удовлетворяет определенную потребность. Оценка сочетает потенциальную ценность предмета с потребностями и интересами субъекта.

Ценности включают когнитивный и эмоциональный компоненты, знания и оценки. Знания фиксируют сущее, должное, в знаниях человек абстрагируется от своей заинтересованности в оценке - утверждает свой интерес. В знаниях человек осознает предметную выраженность мира, в оценке выясняет, отвечает ее потребностям. Оценка предполагает существование критерия, согласно которым происходит оценивание, определенной нормы для сравнения предмета с установленным образцом. Норма - это образцы общепринятого поведения, эталоны нормативного действия, а ценности сохраняют момент желательности действия. Но нормы не существуют вне ценностями, без них они вырождаются в схемы поведения. Ценности формируют особый мир духовного бытия, что возвышает человека над реальным, обыденным, помогают человеку строить социально привлекательный мир возможной действительности.