Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
1. Проблема познания в философии
Эволюционная эпистемология.
Эволюционная эпистемология - направление в современной философско-гносеологической мысли, основная задача которого - выявление происхождения и этапов развития познания, форм и способов познания в контексте эволюции живой природы. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма, и пытаясь опосереднити крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д. Фактически такой подход реализован в постпозитивістських моделях роста и развития научного знания (Карл Поппер, Стивен Тулмин, Томас Кун и др.).
Один из известных и продуктивных вариантов формы эпистемологии - генетическая эпистемология швейцарского психолога и философа Жана Пиаже. В ее основе - принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Жан Пиаже, в частности, считал, что эпистемология - это теория достоверного познания, которое всегда есть процесс, а не состояние. Важная ее задача - определить, как же познание достигает реальности, т. е. какие связи, отношения устанавливаются между объектом и субъектом, который в своей познавательной деятельности не может не руководствоваться определенными методологическими нормами и регуляторами. Одним из первых правил генетической эпистемологии является, по мнению Пиаже, «правило сотрудничества». Изучая, как же растет знания человека, эпистемология в каждом конкретном случае объединяет философов, психологов, логиков, представителей математики, кибернетики, других наук.