8 КЛАСС
II семестр
Тема. Музыка в диалоге с современностью
Урок 24
Тема урока. Классическая оперетта. Слушание музыки. И. Дунаевский. Оперетта "Вольный ветер", "Песня про Одессу". Изложение темы. Работа над песней "Завещание" Г. Гладкого
Цель урока: закрепить с детьми знания о оперетту, ее значение в музыкальном искусстве; развивать вокально-хоровые навыки и музыкальную память; воспитывать интерес к классической оперетты.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, аудио-записи, портрет И. Дунаевского.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки
Пение по полтона вверх.
III. Изложение темы композитором.
- Слушая музыкальные произведения, вы знаете, что кроме музыкальных средств, которые использует каждый композитор, особое значение приобретает главная тема. Определенной темой композиторы в своих произведениях характеризуют музыкальный образ. Каждая тема в произведении излагается с помощью элементов музыкального языка и средств выразительности, она постоянно обновляется и развивается.
Так, например, российский композитор Григорий Свиридов очень любил природу, и образы природы занимают значительное место в его творчестве. В его произведениях, особенно вокальных, везде слышны интонации народных песен, которые служили темами его романсов и хоровых произведений.
Композитор создал собственный яркий стиль в музыке - это простота в сочетании с новыми интонациями.
Поэтической, образно точной его музыка к кинофильму „Метель” по повести А. Пушкина. Даже не видя фильма, а только слушая музыку, можно „увидеть” картины природы, жанровые сцены. И сразу стал популярным „Романс”, который напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими-то предчувствиями приближает романс к симфонической поэмы. (Слушание фрагмента и характеристика).
IV. Работа над песней „Завещание” Г. Гладкого.
Обрабатываю чистоту интонирования двухголосие. Обращаю внимание на переменный размер, длительности нот, динамические оттенки.
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
На прошлых уроках мы познакомились с опереттой и пришли к выводу, что это также классическое произведение, потому что он отвечает самым высоким художественным требованиям, сочетая глубину, содержательность, идейность, совершенство. Оперетта также выдержала „проверку временем” и вошла в сокровищницу музыкального искусства.
Значительное место заняла оперетта в творчестве украинского композитора Исаака Дунаевского. Наряду с песнями, которые стали популярными, приобрели популярность и его оперетты: „Женихи”, „Золотая долина”, „Дорога к счастью”, „Вольный ветер”, „Белая акация”.
К этому жанру обращались и другие украинские композиторы: Кос-Анатольский (оперетта „Весенние грозы”), В. Мурадели („Девушка с голубыми глазами"). Сегодня вы послушаете фрагменты оперетты И. Дунаевского „Вольный ветер” и „Песню об Одессе”, которые он написал в 1947 г. Именно в этой оперетте композитор использовал источники нового направления, что дало возможность считать оперетту как большую форму, выражавшей выдающиеся явления эпохи.
Оперетта написана на сюжет. Винникова, В. Крахта, В. Тіхота и изображает события, связанные с борьбой за национальное освобождение малых народов против империализма и колониализма.
В наше время эти проблемы кажутся устаревшими, но по духу, характеру оперетта несет в себе героический настрой.
2. Слушание произведений.
3. Характеристика прослушанного.
- Что можно сказать о характере произведения?
- Что такое оперетта?
- Можем ли мы сказать, что это развлекательная музыка?
VI. Итог урока.