Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 2. Культура среди мировых реалий

Культура и человек

 

Рассматривая эту подсистему бытия, нужно учитывать три уровня соотношений культуры и человека. Практический уровень выражается в реальном создании человеком «второй природы» - культурных предметов и процессов, а также реального создания культурой человека; практически-духовный уровень - в мифологическом, религиозном, художественном осмыслении культурой человека; духовно-теоретический уровень - в изучении культурой человека и человеком культуры (в обыденном сознании, науке, философии и т.п.).

На всех этих уровнях связь человека и культуры проявляется двусторонне - человек творит культуру и культура творит человека и пе-реломлюється как «непосредственное и опосредованное» - в самом человеке, а вне человека в опредмечених продуктах ее деятельности - опосредованно. Притом нужно учитывать, что исторические изменения соотношений культуры и человека, как и самого человека, на протяжении всей истории являются незначительными.

 

Но само понятие «человек» в соотношении культура/человек нужно рассматривать в различных масштабных планах: общего, особенного и единичного. Действительно, говоря о человеке, имеют в виду во-первых, человека «вообще», человечество; во-вторых, определенный тип человека, локализованный во времени и пространстве (первобытный человек, ренессансный человек, европейский человек, белый человек): в-третьих, конкретную личность, отличающаяся от других индивидов, - «я», «ты», «он». Учет этих трех масштабных планов дает возможность не подменять их друг другом (например, когда переносят на каждого представителя социальной группы черты, присущие этой группе в целом, или делают выводы о группе на основе рис отдельных ее представителей). Естественно также, что содержание проблемы культура/человек меняется в соответствии с каждого модуса бытия человека: культура и человечество, культура и личность, культура и различные исторические или социальные представители человечества (средневековая человек, интеллигент, люмпен, художник и т.д.).

Реальная жизнь человека не программируется, как у животных, на уровне наследственного кода, инстинкта для каждого вида, а должен самостоятельно производить программы деятельности и передавать потомкам через продукты своей деятельности, в которых опредмечені сущностные силы человека. Каждое новое поколение, человек, розпредмечують эти сущностные силы, становясь культурными существами. В начале своей истории человек не выделяла себя из мира природы. Для современного ребенка, как и для героя произведения В. Арсеньева «Дерсу Узала», человек, животное, растение - это одно и то же, «только рубашка другой». У взрослых людей такие представления сохранились на уровне метафор обыденного языка (красивая как цветок, окаменеть от ужаса, быстрый как ветер).

Следующий шаг в истории культуры - осознание человеком разницы между живым и неживым при сохранении убеждение в своем сущностном связи с животными (сфинксы, кентавры, русалки, ангелы).

Лишь на третьей стадии истории культуры человек осознает свое качественное отличие от всех животных. Это отразилось в аристотелівському определении человека как «зоон политикой) и в христианском убеждении, что только человек обладает душой.

При светском, философском, научном подходах к человеку ее телесно-духовную, физико - психическую двусторонность стремился преодолевать дарвинизм, а затем позитивизм с его редукцией «высшего» к «низшему» в человеке, выводил моральное и эстетическое сознание из животных инстинктов, а в элементах биологизации человеческого существования (проявления эгоизма, агрессивности, сексуальных инстинктов) видел сущностные качества человека, унаследованные от животных предков.

Но следует всегда помнить, что сущность человеческого бытия содержит в себе диалектическое единство социальной и культурной первоосновы. Культура имеет три масштабы соответствии с философских онтологических уровней «общее-особенное-единичное»: культура как способ ис-ния человечества, культура определенной части человечества, культура отдельной личности. Масштабы культуры определяются также конкретным онтологічним статусом человека. Поэтому реально культура предстает не как культура вообще, а как сочетание инвариантных, сущностных черт - как культура нации, сословная культура, культура детства, культура современных политиков и т.п. Разнообразные субкультуры образуются по внут-рішнім разграничением форм человеческой деятельности, за биологическими или социальными признаками, по синтезом биологических и культурных, социальных и культурных признаков («локальные цивилизации А. Шпенглера, «две культуры в каждой национальной культуре», массовая и элитарная культура»), Следовательно, культура является многомерным полем разнообразных модификаций, за каждой из них стоит определенный тип человека. Ее реальное бытие - это живая взаимодействие различных субкультур разного масштаба и природы - контактная и дистанционная, синхронная и діахронна.

Срез проблемы «культура и человеческая индивидуальность» впервые поставил Ф. Шлейєрмахер. Если природная генетика создает необходимые предпосылки для индивидуализации в структуре индивида (телесной, психологической, в характере способностей, дарований), а общество предопределяет возможности их реализации, то культура реализует эти природные и социальные возможности.

Современный уровень научного изучения человека доказывает, что индивид - не «чистая доска», а структурированный самой природой результат взаимодействия наследственности и игры случая, в котором влияние культуры имеющийся через необходимость. Весь жизненный путь личности является результатом сложного перекрещивания природных и культурных факторов, что делает каждого конкретного человека уникальным. Следовательно, человеческая индивидуальность - это исторический феномен. Первые модели личностной сознания, поведения, творчества видим в античности - от Сократа до Горация, и только христианство признало каждого человека личностью. Эпоха Возрождения стала первым типом культуры, признала ценность человеческой индивидуальности. Опираясь на исторические общественные доктрины, это всегда будут учитывать в развитии европейской культуры.

Именно культура может искать способы гармонизации отношений личности и сверхчеловеческого начала (природа, социум, культурные традиции).

Исторически меняющееся соотношение культура/человек отображается, образно моделируется в искусстве как способе практически-духовного освоения действительности. Первобытное искусство представляло человека в его всеобщих родовых качествах, скорее как обособленный знак человека, а не определенный образ. Позже оно вело речь о групповые качества человека, которые определяются понятием «особое» (принадлежность к профессиональной деятельности или социальной группы). Проблему индивидуальности как своеобразный прорыв начинают осознавать лишь в рамках портретной скульптуры или лирической поэзии античного Рима. Но в эпоху средневековья искусство снова вернулось к воспроизведению типологических структур человека. Даже Возрождение создает обобщенно - идеальную личность, то есть особенное, а не единичное. Только XVII века начало ценить человеческую индивидуальность как таковую, в частности в портретной живописи, но только XIX века в реалистическом художественном направлении пришло к последовательного освобождения образа от идеальных качеств, выражения общего, типичного через изображение уникального характера. Искусство XX в. продолжило исследования личности в ее неповторимо-уникальных качествах.

Итак, искусство - это уникальный инструмент культуры, способен удваивать единичное существование человека. Законом истории искусства есть движение ко все более последовательного художественного выражения уникального в человеке, а законом истории общественного бытия является развитие личностных качеств человека.

Искусство, таким образом, становится тем самым образным самопознанием реального человека, зеркалом, увеличительным стеклом, оно помогает прогнозировать и моделировать индивидуально-неповторимое, уникальное в человеческом бытии. В настоящее время наблюдается потребность синтеза теоретического и художественного познания человека. Если теоретическому знанию доступное общее, особенное, но не единичное, то искусство воспроизводит реальность в жизненных формах единичного, сквозь которое просвечивает особенное и общее.