Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
1. Проблема познания в философии
Герменевтика
И наконец, еще одно философское течение, которое следует рассмотреть в связи с проблемой знания, языка, понимание - это герменевтика. С одной стороны, герменевтика - это теория понимания, учение о понимании и интерпретации документов, содержащих в себе смысловые связи, учение о предпосылках и средства такого понимания. В таком виде разработана в рамках историко-филологической науки XVIII в., хоть корнями достигает глубокой древности. С другой стороны, герменевтика рассматривается как течение современной философии, основными представителями которой являются Ханс-Георг Гадамер, Франц Апель, Пьер Рикер и др. Герменевтика основное внимание сосредоточивает на изучении особенностей гуманитарного знания, способах его достижения и отличий от натурознавства, на выявлении сходства и различия познания (объяснения) и понимания (Эмилио Бетти, Мартин Хайдеггер, Юрген Хабермас, Поль Рикер, Ханс-Георг Гадамер и др.). Так, Ханс-Георг Гадамер исходил из того, что реально существуют разнообразные способы отношения человека к миру, среди которых научно-теоретическое освоение мира - лишь одна из многих возможных позиций человеческого бытия. Это означает, что способ познания, связанный с понятиями науки и научного метода, не является ни единственным, ни универсальным.
Истина познается не только (и не столько) с помощью научного метода. Важнейшими средствами ее раскрытия является философия, искусство и история («историческое предание»). Хан Гадамер отмечал, что философская герменевтика как центральная проблема имеет понимание как таковое, а само есть универсальный аспект філософії. ее основная задача - понимание «чуда понимания», составляющего способ существования человека, который познает, действует и оценивает, универсальный способ освоения мира, что неотделимо от самопонимания интерпретатора и есть процесс поиска смысла («сути дела»). Понимание человеческого мира и взаимопонимание людей, по мнению Ханса-Георга Гадамера, осуществляется в «стихии языка». Стихия языка рассматривается как особая реальность, внутри которой человек себя застает.
Фундаментальной характеристикой человеческого бытия и мышления Ханс-Георг Гадамер считает «историчность»: их определенность местом, временем, конкретной ситуацией, то есть постижение единичного (отдельного), индивидуального на основе общего, закономерного. Социально-гуманитарные науки не могут механически копировать методологию естествознания, а должны осторожно пользоваться ею с учетом своеобразия их предмета и особенностей социального познания. Заслугой Ханса Гадамера является всемерное подчеркивание диалогического характера герменевтики как логики вопроса и ответа, стремление объединить «масштабы философской герменевтики» с рационалистической диалектикой платонівсько-гегелівського типа. Необходимо различать философскую герменевтику и традиционную, которая ориентирована на имманентное понимание текста в отличие от его історикогенетичного объяснения.
Философская герменевтика является продуктом XX в. Основы ее заложены немецким теологом и философом Фридрихом Шлейєрмахером и немецким философом - идеалистом Вильгельмом Дільтеєм. Развивая герменевтику как методологическую основу гуманитарного знания, Вильгельм Дильтхей придавал большое значение возможности трансформации герменевтики в философию. Основы трансформации заложено Эдмундом Гуссерлем. С одной стороны, именно поздняя феноменология с ее критикой объективизма порождает герменевтичну проблему не только опосредованно, но и непосредственно, поскольку поднимает вопрос о том, как дільтеєвський метод может быть объективным и в науках о природе. С другой, - поздняя феноменология направляет свою критику объективизма в объективное русло, а именно к онтологии понимания: эта новая проблематика является темой жизненного мира, то есть исчезает старая проблема отношений субъект - объектного.
Сознание предстает в феноменологии как поле значений и смысл слов, тем самым открывается возможность интерпретации, а следовательно, и герменевтики. Такой поворот к герменевтичної феноменологии имел решающее значение для становления герменевтики как философской доктрины. Основным ее вопросом становится вопрос о том, как устроена, благоустроенное то сущее, бытие которого заключается в понимании. Отсюда вытекают три основные моменты, позволяющие понять герменевтику как философское течение: во-первых, герменевтика преобразуется из методологии понимания в его онтологию; во-вторых, наблюдается отказ от феноменологического подхода к сознанию как самодостаточной и безпередумовної; в-третьих, принцип рефлексии ограничивается принципом интерпретации.
Исходным пунктом герменевтики как философского течения является онтологічність герменевтичного круга, выражающий специфику процесса понимания, связанная с цикличностью. Эта идея является фундаментальной в учении Ханс-Георга Гадамера, который не сводит герменевтику к методологии понимания текстов, а определяет ее как философию понимания. Предметом понимания является не смысл, вложенный в текст, а то предметное содержание, с осмыслением которого связан текст. По мнению Ханс-Георга Гадамера, герменевтика является философией «толкование»: от толкования текстов к толкованию человеческого бытия, знания о мире и бытия в мире. Если Гадамер разрабатывает в герменевтике онтологічність, то французский философ Пьер Рикер - гносеологічність. Любое понимание опосредованное знаками и символами. Под символом Пьер Рикер понимает любую структуру значений, где один смысл является прямым, первичным, а другой - косвенным, побочным, вторичным, который можно воспринять лишь опосредованно, через первичный смысл. Признается трактовку герменевтики как интерпретации символов узкого, ограниченного и переходит к анализу целостных культурных текстов как объекта интерпретации.