Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

8 КЛАСС

 

II семестр

Тема. Музыка в диалоге с современностью

 

Урок 23

Тема урока. Жанры музыки. Оперетта. Слушания. И. Кальман. Ария Мистера Икса из оперетты "Принцесса цирка". Музыкальное развитие.

Разучивание песни Г. Гладкого "Завещание"

 

Цель урока: познакомить учащихся с новым жанром музыки - оперетте и послушать фрагменты; закрепить знания о музыкальное развитие произведения на практических задачах; развивать ладо-тональный слух и вокальные навыки; воспитывать интерес к новому жанру музыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, фортепиано, портрет Т. Шевченко.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Распевки.

1. Пение упражнения на длинных звуках для развития цепного дыхания.

2. Пение попевки.

 

image286

 

Вам знакома эта песня. Вы слышите, что она простая, построена на трех нотах, которые не поднимаются выше терции. А вот украинский композитор Дмитрий Леонтович развил украинскую песню в большой хоровое произведение, в котором предоставил ей музыкального развития с неописуемо красивой звуковой палитрой.

Точное или подобное повторение музыкальной интонации развивает и уточняет музыкальный образ. Увеличивается диапазон голосов, ритм, гармония, фактура.

Послушайте отрывок в исполнении хора.

 

III. Разучивание песни Гордея Гладкого „Заповіт” на слова Т. Шевченко.

1. Вступительная беседа. -

На поэзию Тараса Шевченко создано много песен. Некоторые из них стали народными, и значительная часть слушателей не знает, что у них есть автор. Так случилось, например, и с „Завещанием”, музыку к которому написал Гордей Гладкий. В курсе литературы вы учили этот стих и знакомы с его идейным содержанием. А сейчас послушайте музыкальное содержание.

2. Художественный показ песни.

 

Завещание

Слова Т. Шевченко

Музыка Г. Гладкого

 

image287

 

Чтобы поля широкополые,

И Днепр и кручи

Было видно, было слышно,

Как ревет ревучий. Дважды

 

Похороните и вставайте,

Разорвите оковы

И вражьей злой кровью

Волю окропіте. Дважды

 

И меня в семье великой,

В семье вольной, новой

Не забудьте помянуть

Незлым тихим словом. Дважды

 

3. Характеристика прослушанного произведения и нотного текста (тональность, лад, структурное построение).

4. Разучивание песни с нотным текстом методом сольфеджування.

Разучиваю по фразам двоголоссям. (Слежу за чистотой интонирования, дикцией, дыханием).

 

IV. Слушание музыки.

1. Рассказ.

Джаз, выйдя из своего начального народного утечки, стал приобретать особых национальных расцветок.

Он подчинил себе почти всю танцевальную музыку. Из легкой музыки развилась такая ее форма, как оперетта. А главное в оперетте жизнерадостная музыка, которая отражает легкие стороны жизни и редко носит в себе большие мысли и глубокие чувства.

Так, во Франции основоположником французской оперетты был композитор Офенбах, который родился в Германии. В 1865-1872 гг. композитор создал несколько оперетт, в которых высмеял буржуазное общество: „Орфей в аду”, „Прекрасная Елена”, „Дочь тамбурмажора” и другие.

Имре Кальман (1882 - 1953 г.) прославил Венгрию своими опереттами, использовав в музыке венгерский фольклор - вербункош. Вершиной творчества и была его оперетта „Сильва”, а также „Графиня Марица”, „Фиалка Монмартра”, „Принцесса цирка” и другие.

70-е годы XIX в. - начало нового жанра в творчестве И. Штрауса. Он становится создателем венской оперетты. Его не увлекает сатирическое направление, так вот, он пишет веселые музыкальные комедии, очарование которых составляет музыка. До сих пор звучат вальсы из оперетт „Летучая мышь”, „Калиостро в Вене”, „Ночь в Венеции”, „Цыганский барон”.

XX века своими опереттами и музыкой к кинофильмам прославил украинский композитор Исаак Дунаевский, который работал с 1924 г. музыкальным руководителем в джазовом оркестре Утесова. И с той поры начал писать джазовую музыку, а потом оперетты: „Женихи”, „Золотая долина”, „Дорога к счастью”. Лебединой песней, последним его произведением была оперетта „Белая акация”, которую он и не закончил, а ее завершил другой композитор.

2. Сегодня вы послушаете фрагменты оперетты Имре Кальмана „Принцесса цирка”. Ария Мистера Икса.

Почему Икса? Герой оперетты мистер Икс, желая чтобы его не узнали, носил темный костюм и маску.

Послушайте фрагмент мелодии арии Мистер Икс.

 

image288

 

3. Характеристика прослушанного произведения.

- Какой характер арии Мистер Икс?

- Что такое ария?

- Чем взволновала вас музыка оперетты?

 

V. Итог урока.