Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 10. ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

 

§ 2. Культура среди мировых реалий

Культура и общество

 

Культура придает природным явлениям определенной ценности, превращая их во «вторую природу» - материальную, духовную, художественную. В ней также по-особому проявляются такие философские понятия, как пространство и время. Ведь жизнь человеческого духа имеет только временное измерение и не измеряется пространством. Если в качестве пространства человек находит вне себя, то время имеет экзистенциальное значение, находится внутри человечества, которое стремится преодолевать его только через искусство и культуру.

 

Культура также способна влиять на природные особенности человека. Так, ее зрение, слух, тактильные качества в процессе жизнедеятельности становятся инструментом и одновременно продуктом культуры. их организационно-информационные функции приобретают многоуровневой структуры: биофизический, психологический, социально-психологический, эстетический, мировоззренческий уровне. Три последние можно объединить под общим понятием «культурные».

Философия культуры рассматривает жизненный цикл человека сквозь три основные фазы - овладение культурой, создание культуры и передачи культуры. Она учитывает большой спектр вариативности в каждой фазе содержания, возрастных, социальных, половых, национальных, профессий, интеллектуально-образовательных особенностей, влияющих на формирование соотношений природа/культура.

Для понимания соотношений культура/общество следует также обратиться к трех уровней (материального, духовного, научного), различных сфер и исторических этапов их проявления. Практика культуры в этом случае возвращена к обществу организационно-коммуникативной деятельностью, она создает форму для того содержания, которое имеет в себе определенное общество. Поэтому общественные социальные организации одновременно принадлежат обществу и культуре.

А уровень материальной практики является базовым и выражается во взаимодействии общественно-экономических и политико - правовых отношений, образующих общество, с активностью культуры, которая создает для этих отношений конкретные организационные структуры.

Общественные отношения становятся содержательным наполнением всех социальных институтов, культура же - оформлением этого содержания в процессе творческой целенаправленной деятельности людей. Поэтому соотношение культура/общество могут быть рассмотрены в категориальных системах «содержание-форма», «внутреннее-внешнее», «інваріантне-варіативне».

Обычно организационную сторону общественной жизни не рассматривается как культурный феномен, однако все социальные институты являются результатом объединения усилий общества и культуры. Они образуют культурные способы опредмечення общественных отношений.

Взаимную потребность и взаимодействие культуры и общества обозначают через понятие «социокультурное».

Культура необходима человеческому обществу с первых шагов его существования. Люди научились создавать особый тип предметной реальности - разнообразные объединения, союзы, организации - от родовых, племенных, религиозных до научных, просветительских, худож-нип, - деятельность которых обеспечивалась не врожденными человеческими инстинктами, а приобретенными знаниями, умениями, убеждениями в процессе жизнедеятельности. В начале это происходило стихийно, путем проб и ошибок, но постепенно приобретало сознательных рис, ведь культура как сверхъестественная, надбіологічна сила имеет в своей основе осознанные действия. И такой уровень осознанности является показателем уровня культуры любого общественного объединения или отдельной личности. Материально-практический уровень отношений культуры и общества проявляется именно этой организационно-институциональной формой их бытия. Мир вещей является внешним относительно человека, а общественные учреждения - это опредмечена форма человеческих отношений, не столько продукт деятельности людей, сколько форма объективации самой человеческой деятельности. Именно поэтому социально-организационная культура охватывает всю жизнь общества, всю полноту общественных отношений и по масштабу равной обществу.

Изменение социально-организационной предметности культуры зависит от динамики оформляемых ею общественных отношений, поэтому развитие этой стороны культуры был и остается детерминированным процессом, который меняется под влиянием прогресса.

При единстве технической культуры человечества социально-организационная культура оказывается структурно многообразной, формирует разнообразные субкультуры. Так, например, в средневековой европейской культуре различают по крайней мере четыре культурные пласты: крестьянский, религиозный, светский, бюргерский.

Следовательно, отношения между обществом и культурой как двумя гранями целостной социокультурной реальности составляют взаимодействие, в которой сила каждой стороны может меняться, но обе стороны остаются активными участниками исторического процесса. Культура необходима обществу для пополнения биологической формы регуляции совместной жизни и деятельности людей, а общество необходимо культуре для обеспечения их потребности в самоздійсненні и развития.

Разнообразными способами и средствами общество предоставляет культуре саму возможность реализоваться в человеческих действиях.

Экономические и политические проблемы каждый раз были проблемами культуры. В конце концов, не только духовные преобразования, но и организационно-политические и технико - экономические изменения становились культурными действиями людей, которые осознали, что не только общество влияет на культуру, но и культура радикально влияет на функционирование общества. Поэтому в нашу жизнь прочно вошли понятия «политическая культура», «правовая культура», «культура производства» и др.

Рассматривая духовный аспект отношения культура/общество следует помнить, что человек сравнительно поздно осознала общество как специфическую форму бытия. В частности, общественные отношения лишь косвенно и не осознанно сначала зафиксировались в мифах. И все же отражение структуры общественного бытия является общим законом создание мифа как некоего фантазийного общественного мира. Поскольку искусство много веков жило воспроизведением мифологических сюжетов, оно сохранило этот опосредованный и неосознанный характер отражения общественных отношений, тонко чувствуя их историческое изменение. А увольнение реалистического искусства от мифологического или аллегорического мышления сделало его прямым художественным исследованием общества как системы отношений людей.

Теоретическое осмысление законов общественной жизни происходило тремя способами - научным, идеологическим и проекционным. Научное изучение общества начиналось с XVIII в., когда в Англии происходило становление классической политической экономии, а в философии французских просветителей закладывались основы социологического понимания общества. Идеологическое, то есть ценностно-осмислювальне исследования разнообразных общественных отношений и связанную с этим «идеологическую построение модели желаемого общества видим уже у Платона, у христианских теологов, ренессансных утопистов, марксистов и др. Все эти попытки доказывают, что научное изучение общества намного сложнее, чем осмысление природных явлений, а влияние человеческих интересов в трактовке общественных процессов гораздо мощнее, чем в познании природных явлений. При этом процесс социальной деятельности, в отличие от технического конструирования, нельзя переделать, скорректировать. Поэтому в выборе теоретической концепции и в практическом ее воплощении решающую роль играет интуиция, которая является не сугубо естественным качеством, а природно-культурной.

В предметном бытии связь общества и культуры, ведет, с одной стороны, к созданию разнообразных социальных институтов, оказывающих культурных форм общественным отношениям, а с другой - к опредмечивания этих отношений в продуктах духовного и художественного производства, приобретают самостоятельного, отдельного от человека существования в истории человечества.

Что касается углубления проблемы в самом человеке, то общество и культура сочетаются здесь в процессе воспитания личности, делая его двусторонним - одновременно социализацией и культурацією индивида. Условием онтогенеза человека является его природная данность - совокупность врожденных качеств индивида, которые подлежат обработке силами общества и культуры. Поэтому человеческая индивидуальность проявляется трехсторонней системой, детерминированной природой, обществом и культурой. В эпоху традиционных (докапиталистических) культур в одном и том же социальной среде видим людей с разным уровнем культуры, который был обусловлен не столько индивидуальными, сколько социально-групповыми факторами. Социальное и культурное здесь будто сливались. В буржуазном обществе, колисуспільні (учебные) заведения и сам индивид получили возможность выбора ценностей из культурного наследия, удельный вес индивидуальных особенностей личности растет. Поэтому готовность общественных институтов к индивидуального подхода в процессе воспитания личности свидетельствует об уровне культуры общества.

Соотношение культура/общество имеет еще и качественный аспект, в котором можно выделить несколько фаз:

В первобытном обществе социокультурная реальность только начинала формироваться.

В ранньокласових социокультурных системах сформировался диктат общественных отношений над культурой, имел свои этнические и культурные модификации.

В буржуазном обществе наблюдается постепенный процесс развития автономии культуры по политической и правовой структуры общества, где основным импульсом стал принцип свободы человеческой деятельности. Сейчас именно культурные факторы часто признают решающими в истории человечества по сравнению с факторами социально-экономическими и социально-политическими.

В будущем необходим новый тип отношений культура/общество, в котором эти составляющие станут сторонами единого, целостного и гармоничного бытия человечества.