Основы философских знаний
Раздел второй ПРОБЛЕМЫ ОНТОЛОГИИ И ГНОСЕОЛОГИИ
ГЛАВА ПЯТАЯ ПОЗНАНИЯ
1. Проблема познания в философии
Аналитическая философия.
Аналитическая философия охватывает довольно широкий спектр гносеологічних ідей. ее представители - философы Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн, Джон Остин, Уїлард Кине, Карл Гемпель, Рудольф Карнап и др. Общими чертами аналитической философии являются: перевод философско-гносеологічних проблем в сферу языка и решение их на основе анализа языковых средств и выражений; подчеркивание важной роли анализа в познавательной деятельности и стремление использовать такой способ для преобразования философии на точное и аргументированное знание; размывание граней между философско-методологическими, с одной стороны, и частно научными проблемами, с другой. В современной аналитической философии все большее внимание приобретают проблемы, отношение философских концептуальных способов к реальности; превращение анализа из цели философско-гносеологической деятельности лишь на один из ее познавательных способов; отказ от понимания анализа как жестко связанного с какой-либо одной системой знаний; расширение самого понятия «анализ», предметом которого могут быть любые проблемы; стремление осмыслить проблемы с исторических, диалектических позиций и др.
В середине XX в. в европейской философии сформировалось течение, которое получило название структурализм. Основные представители: Клод Леви-Строс, Жан Лакан, Мишель Фуко, Роберт Варт и др. Структурализм - это общее название ряда направлений в соціогуманітарному познании, связанных с выявлением структуры, т.е. совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость в ходе различных преобразований и изменений. Поиск структур происходит в разных сферах культуры.
Структурализм условно делится на две линии: первая - это собственно философские идеи самих ученых - структуралистов; вторая - структуралистская идеология, распространилась во Франции в 60 - 70-е годы. Структурализм направлен на выработку системы абстрактных понятий для точного аналитического изучения социальных явлений и на выработку таких научных средств, которые дали бы возможность развивать формальное моделирование и использовать профессиональную статистическую и математическую технику исследований. Широкое применение структуралістські принципы нашли в антропологии, прежде всего, в работах французского антрополога Клода Леви-Строса, который обосновал положение, что легло в основы структурализма. Клод Леви-Строс - известный антрополог, социолог, профессор университета в Сан-Пауло, а позже в Коллеж де Франс. Главной целью его
исследований является анализ структур человеческого мышления. Опираясь на методологию, разработанную в области структурной лингвистики, изучал социальные процессы, модели социальных взаимоотношений, в частности брак и семью. Обосновал концепцию нового гуманизма. Известный французский социолог Мишель Фуко, автор ряда концепций, среди них концепции археологии знаний и др. В своем труде «История сенсуальності» Мишель Фуко сосредотачивается на проблеме генеалогии власти. Ведь сенсуальність в его понимании - это такой своеобразный сгусток, где все взаимоотношения перерастают в отношения власти. Цель исследования усматривается в выявлении тех особенностей триады «сила - знание - наслаждение», которые сдерживают дискурс сенсуальності человека. Контроль над сенсуальністю людей является мощным источником власти - делает вывод Мишель Фуко. Вопрос о том, кто есть люди, уже часто замыкается на сенсуальному.
Структурализм как явление философской мысли прошел ряд этапов. Первый характеризуется становлением метода исследования (лингвистический структурализм). Концепции структуралистов вопреки всем разногласиям, имеют общие черты: во-первых, выделение первичного множества объектов, в которых можно предположить наличие единой структуры; во-вторых, расчленение объектов (текстов) на элементарные части, в которых типичные отношения связывают разнородные пары элементов; раскрытие отношений преобразования между частями, их систематизация и построение абстрактной структуры; в-третьих, выведение из структуры всех теоретически возможных следствий и проверка их на практике. Для данного этапа характерным является также протест против психологизма и стремление определить структуру языка, отвлекаясь от ее развития. Второй этап связан с распространением методов структурной лингвистики на различные сферы культуры. Это прежде всего касается деятельности французского ученого Клода Леви-Строса, который применил такой метод для анализа культурной жизни первобытных племен. С его точки зрения, тотемизм, ритуалы, мифы являются своеобразным языком. Клод Леви-Строс формулирует идею надраціоналізму как гармонию чувственного и рационального начал, утраченную современной европейской цивилизацией, но сохраненную на уровне первобытного мышления. А Роберт Стоит, наоборот, распространяет этот подход на осознание европейских социальных явлений.
Структурализм имеет положительные моменты и значение для науки. Это, во-первых, тщательная разработка механизмов коммуникаций; во-вторых, опора на многомерность культурных образований. Однако структурализм отказывается от активности субъекта как носителя культуры, недооценивает индивидуальность, абсолютизирует знаково-языковую систему. Структурализм требует синтеза с другими науками. Это удалось реализовать постструктурализма, который попытался преодолеть недостатки структурализма. Постструктурализм (неоструктуралізм) - это общее название ряда подходов в философии и соціогумапітарному познании, сложившихся в основном во Франции. Основные представители Жак Деррида, Жозеф Делез, Жак Бодрийяр и др. Постструктурализм не создает организационного единства и не имеет общей программы. Самым известным и популярным философом и литературоведом Франции Жак Деррида и его учение о деконструктивизм. Жак Деррида решительно порывает с философской традицией, синтезирует самые разнообразные тексты - философские, литературные, лингвистические, социологические, психологические. Тексты, которые возникают, является чем-то средним между теорией и вымыслом, философией и литературой, лингвистикой и риторикой. Жак Деррида ставит вопрос о исчерпаемость ресурсов разума в тех формах, в которых они использовались ведущими направлениями классической и современной философии. Главными объектами критического анализа становятся тексты западноевропейской метафизики.
Структурализм и постструктурализм исследовали философское и гуманитарное знание. Если представители структурализма обращали основное внимание на структуру философского и гуманистического знания (Клод Леви-Стросс, Жак Лакан, Мишель Фуко и др.), то постструктуралисты (Жак Деррида, Жозеф Делез и др.) пытались осмыслить структуру и все не структурное в знании с точки зрения их происхождения и исторического развития. Оба - структуралистский и постструктуралістський подхода изучали специфику и методы гуманитарного знания, общие механизмы его функционирования, отличия от природнонаукового познания, единство синхронного и діахронного в познании тех или иных социокультурных формообразований (язык, искусство, литература, мода и др.). Если: структуралисты считали, что при изучении явлений структура объективнее, важнее и первинніше истории, то постструктуралисты склонялись к противоположному выводу, стремились преодолеть агностицизм (неісторизм) своих философских родственников, выявить и проанализировать апорії и парадоксы при попытке объективного познания человека и общества, возникающие с помощью языковых структур. Вместе с тем представители постструктурализма считают, что объективность, стиль, научность не имеют значения и не выступают как цель познавательного процесса. Познавательный процесс невозможен без включенного в него субъекта, желание, воображение и другие личные качества которого играют важную роль в познании. Поэтому постструктуралістський субъект - это не носитель и защитник знание в любой его понятийно-концептуальной форме, а «колдун, художник, ребенок, революционер» и др., задача которых - любыми средствами прорваться к реальности, к уровню «бытия желания» до уровня повседневности жизни.
Неоднозначно воспринимается концепция французского философа и социолога Жака Бодрийяра, который разработал теорию исторического развития способа определения. С позиций Жака, эра знаков начинается вместе с эпохой Возрождения, когда коды получают самостоятельность от референтов. Эта самостоятельность становится полной в конце XX в. Интересной представляется его концепция социальной истории вытеснения смерти. За ней следом за мертвыми из социального пространства последовательно устраняются дикари, сумасшедшие, дети, старые люди, необразованные, нищие, низость, женщины, интеллектуалы. Смерть, по мнению Жака Бодрийяра, является «другим» в системе, стремится к своему совершенству, выделяет три стадии социальной истории вытеснения смерти: первая, подделка социального с ее метафизикой бытия и видимости (от Ренессанса к промышленной революции); вторая, производство социального с его диалектикой энергии (труда) и законов природы (промышленная эпоха); третья, симуляция социального с ее кибернетикой неопределенности и кода. На третьей и последней стадии, считает Жак Бодрийяр, становится возможным подрыв системы. В системе рассмотрения постструктурализма следует также выделить «философию становления» Жозефа Делеза, «теорию поэзии» американского исследователя Хьюза Блума. Постструктурализм как философское течение является противоречивым и сложным для восприятия, обостряет вопрос о путях развития и судьбах философии.