Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 1

ПЕРВЫЕ ФИЛОСОФЫ

Аристотель

(384-322 гг. до н. э.)

«Кажется, наиболее приятной является человек, который поступает согласно с разумом, служит ума и наилучшим образом пользуется им»



Размышления большого Платона об совершенное общество и подготовку людей к жизни в нем продолжил его гениальный ученик, систематизаторов всей античной философии, одаренный и фундаментальный мыслитель Аристотель.

Судьба Аристотеля, как, собственно говоря, и каждого нетрадиционно мыслящего философа, является и счастливой, и драматичной. Среди ее главных вех выделяют обучение в Академии Великого Платона, воспитательную деятельность при дворе македонского царя Филиппа с его сыном, будущим полководцем Александром Македонским, познавательные путешествия в Индию и Египет, основания собственной школы - Лікею - в Афинах, прижизненное признание как гениального мыслителя и резкое осуждение как сторонника македонян, преследования по религиозным мотивам и, наконец, бегство из Афин и безвестное смерть на острове Эвбея.

«Я чту Аристотеля наравне со своим отцом: если ему я обязан жизнью, то Аристотелю - всем, что делает его ценным», - говорил полководец своего учителя. Эти слова мог бы повторить каждый, кто учился у Аристотеля непосредственно или изучал его произведения на протяжении почти двух с половиной тысячелетий истории развития философской мысли.

Теоретическая деятельность Аристотеля началась с критики философом своего знаменитого учителя - Платона. Мотивы и направленность этой критики читателю известны: Аристотель не принимает платонівське учение об «идее» как самостоятельные сущности, предшествующих существованию конкретных вещей. «Платон мне друг, но истина - дороже». Это высказывание Аристотеля вошел в нашу жизнь как символ правдоборства, научной и жизненной правды, непримиримості к несправедливости. Правда, в своем собственном учении о «форму» и «материю» Аристотель фактически пришел к тем же выводам, что и Платон. Однако поскольку факт критики Платона имел место в творчестве Аристотеля, то для большинства философов он предстает как «материалист», хотя на самом деле таким Аристотель никогда не был.

Как и другие мыслители, Аристотель пытался объединить в «едином» два уровня - материальный и духовный, довольно часто колебался между ними и поэтому возникает скорее всего как дуаліст, что тяготел все же к «духовному» и «перводвигателя», а не к «материи» и «саморазвития».

Признавая «першоматерію» как основание всякого бытия, Аристотель в то же время подчеркивает роль «души» как формы реализации «первой энтелехии» природного тела, называет «душа» господствующим принципом всего, что существует. Эта обще-философская, методолого-мировоззренческая позиция пронизывает фактически все произведения Аристотеля. Не является исключением и его труды по этике и политике. Несмотря на реалистичное основание, социальное учение Аристотеля в скрытом виде содержит в себе идею «конечной цели» («души», «энтелехии»), которая определяет характер и направленность жизни и деятельности языка в обществе, формы организации последнего и т.п.

Аристотель известен как мыслитель - энциклопедист. В своих многочисленных трудах он разворачивает широкую палитру естественно-научного освоения действительности («физику», «О небе», «О происхождении животных», «О душе»); обосновывает основы логики («Органон», «Категории», «Аналитика», «Топика»)и метафизики («Метафизика»); анализирует закономерности ораторского искусства и риторики («Поэтика», «Риторика»); преподает основы этики и морали («Никомахова этика»).

Философия (по Аристотелю) делится на теоретическую (этика и политика), цель которой - знания для деятельности, и поэтическую (риторика, поэтика) с целью получения знания для творчества. При этом, теоретическую философию Аристотель ставит выше практическую и поэтическую, а «первую философию» размещает на вершине всех теоретических наук в целом.

Практически впервые в истории Аристотель осуществил классификацию наук; описал «материю» как возможность бытия и одновременно как определенный субстрат; разработал оригинальное учение о душе; построил таблицу категорий познания; заложил теоретические основы логики и философской теории морали.

Принципиальным является учение Аристотеля о материи и форме. Он доказывает, что в основе всего материального бытия лежит вечная и неизменная першоматерія, которая «ни из чего не возникает и не уничтожается». Философ отнюдь не сомневается в реальности внешнего мира, однако среди причин его существования (и движения) наряду с «материальными» и «деятельными» называет «формальные» причины и целевые (конечные). «Першоматерія», по Аристотелю, пассивна. Сама собой она не может «создать» ничего телесного. «Телом» она становится благодаря активности формы (заложенной в ней самой, но существующей независимо от нее). Следующим логическим шагом Аристотеля было признание «першопоштовху», а за ним - идеи Бога, как первопричины и перводвигателя всего сущего. Колебания Аристотеля между различными принципами создает весьма заметную неопределенность, неразбериху, которая дает основания для разнонаправленного трактовки и использования его учение.

Достаточно сложным является также учение Аристотеля относительно перехода от материи к сознанию. Философ опять таки колеблется между противоположными полюсами, попеременно утверждая зависимость души от «телесного состояния» или же объяснением жизнь активностью души: «если душа рассеивается, - писал философ, - тело разрушается».

Выдающиеся заслуги делегируются Аристотелю и как логику. Философ скрупулезно описывает и систематизирует основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение); формулирует законы логического Мышления; выстраивает теоретические основы логики, которые на протяжении веков считались основой - основ формальной логики как науки.

Свои социально-философские взгляды Аристотель наиболее полно представил знаменитой работой «Политика».

Человек, считал философ, есть «существо политическое». В отличие от всей живой природы, только человек имеет способность к чувственному восприятию таких понятий, как «добро» и «зло», «справедливость» и «несправедливость». Именно поэтому человек и живет в «обществе», фундамент которого, по мнению Аристотеля, составляют семья и государство. Нравственную основу - основа основ жизни человека в обществе. Без морали, считал философ, человек превращается в «нечестивую» и «дикую» существо «низкую в своих половых и вкусовых инстинктах». Глубокой моральной доминантой общественной жизни Аристотель считал справедливость.

Будучи политической (и моральной), человек, согласно Аристотелю, является одновременно существом деятельным. Назначение человека - разумная деятельность, а назначение совершенного человека - в прекрасном выполнении разумной деятельности, согласование любого дела с особой доблестью, что характеризует ее. Деятельность, считал Аристотель, должен быть добродетельным. Условиями же последней является: 1) сознание человека о своей деятельности; 2) рассмотрение деятельности не как средства, а как самоцели; 3) твердость в соблюдении определенных принципов, главным из которых является принцип справедливости. Деятельность, которая совпадает с внутренними качествами человека, является блаженством. Наивысшее блаженство - в быту, что является самоцелью любой деятельности. Согласно Аристотелю, блаженство в быту выполнимая лишь для высших слоев (классов) общества. Что касается рабов, то их удел - физический труд. Разделение общества на рабов и рабовладельцев для Аристотеля является фактом естественным и неоспоримым. «Для одного человека, - писал философ, - полезно и справедливо быть рабом, для другого - господином, так же, как необходимо, чтобы один элемент подчинялся, а другой властвовал в пределах того господства, которое даровано ему природой».

Как видим, Аристотель является сторонником и защитником рабовладельческого строя. Институт рабства он объясняет «естественным течением событий». Статус раба определяет, согласно Аристотелю, его душевное состояние: «Кто по природе своей, - писал философ, - принадлежит не самому себе, а другому, тот по природе раб». «Принадлежность другому», в свою очередь, определяется умственными способностями человека. Рабом, согласно Аристотелю, всегда оказывается тот, кто имеет ума лишь столько, сколько нужно для выполнения приказов другое. Люди благородного происхождения не могут называться «рабами» даже тогда, когда они попадают в плен в результате войн, военных столкновений. Итак, вопрос «раба» в большей степени касается «варваров», а не греков, как людей свободного и горделивого духа и благородного происхождения.

Идея «рабства», как естественно обусловленной системы подчинения одних людей другим, сделанное Аристотелем засадовою относительно «правильного государственного устройства», который возникает в семье и из объединения семей в поселение.

Согласно Аристотелю, всю общественную жизнь людей происходит в рамках государства, которое является «разновидностью общения». Главными направлениями общения являются: 1) общение в рамках семьи; 2) общение в контексте ведения общественных дел; 3) общение для обмена благами. Если кто-то живет за рамками государства, то, по мнению Аристотеля, или находится «выше человека», или является неразвитым существом морали.

Изучив различные типы государств - афинскую демократию, спартанский уклад жизни, македонскую монархию и другие, Аристотель пришел к выводу, что для построения идеального государства «революционные изменения», направленные на «превращение» человеческой природы, не нужны. Надо только совершенствовать общественное устройство в соответствии с естественным разделением общества на классы и с учетом внутренней природы человека. Среди господствующих классов надо обеспечить согласие. Этого можно достичь «усреднением собственности». Лучший государственный строй достигается там, где стерты противоречия между мелкими и крупными собственниками, где главную массу общества составляет «средний элемент».

Под «средним элементом Аристотель, опять же, масс на виду лишь один из господствующих классов - рабовладельцев. Термин «средний» означает у Аристотеля средний размер имущества в отношении богатых и бедных слоев рабовладельцев.

В отличие от Платона, идеальное государство, согласно Аристотелю, возможна не в прошлом, а в будущем. Он не убегает от действительности, как Платон, а пытается разобраться в ее противоречиях, тенденциях, горизонтах развития. Это дает основания считать Аристотеля большим реалистом в решении социальной проблематики, чем Платона.

При всей утопичности стремлений Аристотеля относительно построения идеального государства, его социальные взгляды входят в сокровищницу общечеловеческих достижений как поиск решения социальных проблем через согласие и «усреднение». Политическое учение Аристотеля, отмечает В. Ф. Асмус, имеет чрезвычайно большую теоретическую и еще большую историческую ценность. Проект идеального государства, очерченный Аристотелю, как и любая утопия, является смесью рис вымышленных, в отличие от существующих форм государственности, и рис, отражающими реальные исторические отношения общества, в котором этот проект был разработан. Особенность Аристотелевой «Политики» заключается в том, что в ней черты реальные, исторические преобладают над утопическими.

Экономический и политический упадок Греции не мог не сказаться на изменении ориентации социально-философских поисков древних філософів. их направленность на активную политическую жизнь, общественную позицию, участие в государственных делах постепенно замещается ориентацией на индивидуально-личное благо, моральные ценности, скепсис, агностицизм. Со временем интерес к философии падает вообще. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии. Философия попадает в плен теологии. И все же даже в период, предшествовавший указанному подчинению, философы пытались найти и отстаивать собственное понимание смысла общественной жизни, что отличалось от религиозного назначения человека, способа ее самоопределение в сложных и непонятных жизненных обстоятельствах.