Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел 2

В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ

Сонм противоречий, в которые вступила цивилизация, выходил за пределы возможностей объяснения средствами античной философии. Умные и великие мыслители молчали.

« Романтический ум » античной цивилизации в это время практически полностью исчерпал свои эвристические возможности. Ни Сократ, ни Платон, ни Аристотель, несмотря на всеохватность и глубину рационального постижения «социума», не смогли предложить человечеству нечто такое, что дало бы возможность найти выход из общего социального кризиса, дало бы новый импульс социальной творчества, расширило бы горизонт оптимизма и надежды на будущее.

Разум обнаружил свое бессилие перед действительностью.

Действительность предстала в виде монстра, неподвластного разуму. Она двигалась по своим законам, до которых «разум» не мог даже приблизиться.

Разуверившись в «уме», человек начала поиск нового опоры, отталкиваясь от которого можно было бы понять и объяснить действительность. Таким опорой стала для нее идея «Бога». Философия вступила в глубокий и длительный процесс своей теологізації.

Центр цивилизационных противоречий в этот период переместился в Римской империи, где в условиях кризиса и расстройства рабовладельческих отношений шел процесс формирования так называемого феодального способа производства. Индия, страны Передней и Средней Азии, Северной Африки и Северной Европы еще сохраняли традиционный (в большей степени рабовладельческий) способ жизни. Племена и народы Америки, Австралии, северных областей Азии и большей части Африки продолжали жить в условиях первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. Римская же империя подошла к новому цивилизационному поворот в истории, открыла новую страницу социальной жизни людей, столкнулась с новым циклом социальных противоречий, которые требовали нового образа мышления, нового мировоззрения, новой философии.

Недоверие к разуму, к рациональному постижению мира предопределяла поиски новой парадигмы социального философствования. Последняя предстала как «вера» (в Бога). Интеллектуальные поиски постепенно, но неуклонно подчинялись теологии - религиозному учению, которое пыталось систематизировать и обосновать религиозные догматы и верования.

Наиболее известными, популярными и влиятельными «учеными мужами» стали теологи.

Широкое распространение в это время получили буддизм в Китае, Тибете, Монголии, Индокитае, Японии и других странах Азии. В Индии доминировал поздний брахманизм (индуизм); в большей части стран Передней и Средней Азии - ислам (мусульманство); в европейских странах, в частности в Византии, странах Закавказья разворачивалась христианская религия (католицизм и православие).

Христианство возникает в i-II столетиях нашего времени в восточных провинциях Римской империи как религия рабов, бедноты, бесправных, покоренных или рассеянных Римом рабов, как пассивный протест народных масс против социального угнетения, как надежда на достижение равенства и справедливости в гармоничном (Божьему) мире. Многочисленные попытки изменить существующий социальный строй потерпели крах. Восстания рабов жестоко придушувалися. их сопротивление рабовладельцам ни к чему, кроме нового всплеска жестокости, не приводил. Это порождало отчаяние, растерянность перед действительностью, подталкивало к поиску нового (что отличалось от «ума») опоры, которое бы дало надежду на будущее. В роли последнего предстал Христос (в переводе с еврейского - « мессия »), который пошел на жертву ради спасения человечества, освобождения его от первородного греха и приведение в «новое небо и новую землю» - тысячелетнее царство добра и справедливости.

Сущность христианства определяют три главные идеи: идея греховности всего человеческого рода, заложенной первородным грехом Адама и Евы; идея спасения, которое необходимо каждому человеку для продолжения своего вечного, душевной жизни; идея искупления всех людей перед Богом, на путь которого человечество стало благодаря страданиям и добровольной жертве Иисуса Христа, который соединил в себе как божественную, так и человеческую природу. Эти идеи определяют направленность всей христианской інтелектуалістики, пронизывают философское учение, мораль, эстетические и другие ценности.

Специфику христианства как мировой религии по сравнению с другими религиозными системами определяют два главных Догматы: догмат Троицы (троичности) и догмат боговоплощения.

Согласно первым единая божественная сущность есть внутри себя личностным отношением трех ипостасей - Отца (засадового первоистока), Сына (логоса, то есть смысла) и Святого духа (животворящего первоистока жизненной динамики). Эти ипостаси не являются максимами одной безличной стихии (что, кстати, наблюдается в других мировых религиях). Они сохраняют личностное существование, являются такими, которые не сливаются, и именно как «личности неделимые» и «односутнісні» являются прозрачными друг для друга в единении любовью.

Второй догмат провозглашает, что Иисус Христос совмещает в себе всю полноту как божественной, так и человеческой природы. При этом он не является «посредником между земным и небесным планами бытия», а предстает как лицо абсолюта, равный двум другим «ликам»: «ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно».

Указанные догматы предстают в виде методолого-світоглядового стержня христианства. Они определяют границы допустимого философствования, задают параметры интеллектуального поиска, предопределяют смысл и характер выводов и обоснований.

Привлекательность ведущих идей и глубина (таинственность) догматов постепенно расширяют социальную базу христианства: из религии обездоленных оно превращается в религию всех слоев населения. К христианству приходят аристократы, богачи, купцы, владельцы ремесленных мастерских, другие социальные слои. Из римских провинций христианство распространяется в Европе, в Передней и Средней Азии, проникает на север Африки, охватывает своим влиянием «варваров».

Никейский собор (325 год), который проходил под непосредственным руководством римского императора Константина И закрепил «символ веры» христианства и фактически начал его превращение в официальную государственную идеологию. Союз церкви с государством делает христианство воинственным. Его руководители вели беспощадную борьбу с инакомыслящими, преследовали и уничтожали ереси и вольнодумство. Пределы евристичності христианства начали постепенно сужаться. Вера, которая пришла на помощь «ума» в постижении таинства человеческого общественной жизни, превратилась в главное препятствие приближения к нему. Духовность, интеллект все больше огорталися схоластикой и мистикой, так же, как и «романтический ум античности, не могли дать человеку более-менее реалистичных жизненных ориентаций. Из института развертывания и углубления духовности человека религия превратилась в главный фактор сдерживания. Конструктивные идеи социального созидания вызревали и формировались в основном за ее пределами. И хотя религия и поныне продолжает удерживать «планку мировой интеллектуальности», социальная философия все же вырывается из ее тесных объятий, ведет свой автономный поиск, полемизирует с религией и в то же время нередко сочетает с ней свои интеллектуальные усилия.

Истоки «религиозной философии» находятся в Александрии. Наиболее известным и популярным ее первым представителем был александрийский философ Филон. Вслед за ним религиозную тематику истолковывали в философском свете такие мыслители, как Плотин, Порфирий, Ямвліх, Юлиан. Самым выдающимся теоретиком христианского мира этого периода был епископ из Гіппи (Северная Африка), теолог Августин.