Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

Раздел 4.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

4.2. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В XIX ВЕКЕ

 

XIX век - это не только романтическое время, время духовного, нравственного "взлета" - скорее - повышение человеческой цивилизации; расцвета искусств и особенно - литературы, но и время интенсивного развития научной мысли: появление новых наук, отраслей и др. В этой связи психология не является исключением хотя бы потому, что именно в этом веке она сформировалась в самостоятельную науку.

Я. ПУРКІНЕ (1787-1869 гг.). Чешский физиолог и психолог. Занимался проблемой ощущений в целом и в частности - как Альгазена и Леонардо да Винчи - органа зрения. Исходя из представления о том, что субъективные ощущения (зависящие от органа чувств и только от него) стоит разграничить с ощущениями, соответственно к внешней реальности.

Ученый открыл ряд феноменов, касающихся здоровых ощущений и восприятий: "фигура Пуркіне" (видение теней кровеносных сосудов сетчатки); "образы Пуркіне" (отражения от роговицы и поверхности хрусталика); "феномен Пуркіне" (изменение светло-синего и красного цветов при сумеречном освещении). Он подробно описал, как меняются цвета раздражителя в направлении от центра сетчатки к периферии.

Основой единства ощущений Пуркіне считал не синтетическую способность сознания, а то, что заложено в самом сприйманому объекте как порождении природы - элементарные качества. Таких качеств бесконечное множество; нашим же органам чувств открыты некоторые, необходимые для выполнения земных жизненных задач.

Форме, с которой развиваются ощущения, есть "общее чувство" как предпосылка генетического родства ощущений разных модальностей. От него, как от ствола, ответвляются различные ощущения.

С одной стороны тела, отражающие жизнь (голод, боль, удовольствие и т.д.), с другой стороны - свойства и изменения внешних объектов в большом многообразии вариантов.

КАРУС К. Г. (1789-1869 pp.). Родился в Лейпциге, умер в Дрездене. Немецкий врач, философ, психолог и художник. Унаследовал здравый смысл и глубокий интеллект отца и склонность к поэзии и искусства матери. До 15 лет посещал школу Томаса, затем - Лейпцигский университет, где изучал медицину (доктор медицины с 1811 p.), защитил диссертацию для замещения должности доцента. В 1811 г. приступил к чтению лекций по сравнительной анатомии в Лейпцигском университете. В 1813 г. стал директором Французского госпиталя в Паффендорфі возле Лейпцига. Но после нескольких лет врачебной практики, материальные трудности, должен был пойти на государственную службу. С 1814 г. - профессор женских болезней в Саксонской медико-хирургической академии и директор роддома Дрездена. Написал в 1820 г. учебник по гинекологии. С 1827 г. Карус - лейб-медик королевской семьи, придворный и медицинский советник. Он много путешествовал, и в круг его знакомых входили А. Гумбольдт, А. Тик, К. Д. Фридрих. С 1818 г. у него завязалась переписка с И. В. Гете, которого в 1821 г. он посетил в Веймаре, стал его близким другом и единомышленником. С 1833 г. иностранный член - корреспондент Петербургской Академии наук. В 1862 г. Карус был избран президентом Леопольдини - германской академии естествоиспытателей.

Ученый первым в Германии стал заниматься сравнительной анатомией, а затем - и сравнительной психологией, в которой основное внимание уделял описанию поведения различных животных. В 1867 г. написал книгу "Сравнительная психология или история развития души на различных ступенях животного мира" открыл кровообращение у насекомых (1827 p., монография). На его философское мировоззрение большое влияние оказала система Фихте, прежде всего в ее антропологічній части. Кроме всего была очень созвучна идея Гете о одухотворенность природы, о том, что все в природе отражается во всем. Он пытался создать целостную картину бытия как становления внутреннего содержания. Космос в этой картине не просто механизм, но организм. Опираясь на учения Аристотеля, Карус трактовал душу как чисто идеальный и невмираючий жизненный центр, что является условием всякого бытия и всякого развития. По его мнению, между "живой" и "мертвой" материей нет разрыва, и, если в каждой нервной клеточке, как предварительное условие, лежит идея, то накопление клеток дает и накопления идеальной стороны организма. Ученый одним из первых обосновал существование бессознательного на основе этого единства тела и души. Тело в его представлениях есть душа, но на бессознательном степени; болезнь же - это нарушение единства души и тела; душа связана как с животным, так и растительным миром.

Его идеи о "физиономику природы" были в дальнейшем развиты в концепции Л. Клагеса о непосредственном "фізіономічне наблюдения" самой жизни и о разрушении "бессознательного космического ритма природы человеческим духом". Особое внимание Каруса привлек вопрос о конкретных материальных признаках, по которым можно судить о душевных силах. Он пытался модифицировать учение Галля на основе данных об эволюционном развитии нервной системы ("Основания краніоскопіїв" 1844 г.).

Буйное воображение и художественная натура Каруса находили свое проявление не только в его символической психологии, но и в произведениях искусства; им был создан ряд картин с ландшафтным живописью, в которых чувствует себя школа К.Д. Фридриха, свои работы по анатомии он гравировал сам. Карус также был известен как эстетик и художественный критик, большой знаток и ценитель искусств. Кроме всего этого он был очень интересным человеком и прекрасным собеседником.

ТЭН И. А. (1828-1893 гг.). Родился в Вузьєрі, умер в Арденні. Французский философ, историк, искусствовед и психолог. Представитель позитивизма первой "классической" формы; испытал влияние О. Конта. С 1865 г. - он профессор, родоначальник культурно-исторической школы в искусствоведении и психологии. Исходил из предположения о первостепенную роль в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым сделал попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика - в отличие от морали - должна опираться на то, что создание и восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом. Сторонник ассоціаністичної психологической теории, он пытался ввести в психологию момент природы психики. В 1876 г. опубликовал свои "Заметки об усвоении речи у детей и в человеческом роде", где дал последовательное описание языка своей дочери, на основании чего сделал вывод о соответствии между культурной историей человечества и процессом детского мышления.

РИБО Т. (1839-1916 гг.). Родился и умер в Париже. Выдающийся французский психолог, один из основателей французской экспериментальной психологии, автор книг: "Болезнь памяти" (1881 г.); "Болезнь воли" (1883 г.); "Болезнь личности" (1885 г.) и многих других. Разрабатывал проблемы внимания, воображения, понятий и др. На основе применения патопсихологической метода строил модель нормального развития психики. Сформулировал закон регрессии к проблемам аффекта, эмоций и чувств.

ГЕРИНГ Э. (1834-1918 гг.). Родился в Альтерсдорфі, умер в Лейпциге. Немецкий физиолог и психолог. Получил медицинское образование в Лейпцигском университете (прошел курс у Э. Г. Вебера и Г. Т. Фехнера), защитил докторскую диссертацию по вопросам зоологии. В это время у Геринга появился особый интерес к обще-биологических проблем. Потом он работал и под руководством Е. Г. Вебера подготовил и защитил диссертацию "О бинокулярность пространственного восприятия для замещения должности доцента. С 1862 г. он - приват-доцент физиологии в Лейпцигском университете, с 1865 г. - профессор медицины, физики и физиологии в медико-хирургической академии Иосифа в Вене. Здесь вместе с И. Брейєром изучал рефлекторное изменение дыхания при раздражении блуждающего нерва, что стало одним из первых опытов изучения принципа обратной связи, столь важного для возникшей значительно позднее кибернетики. Им были проведены исследования изменения уровня кровяного давления и степени внимания ("волны Таубе-Геринга"). В 1870 г. Геринг принял приглашение работать в университете Праги (здесь же стал первым ректором Немецкого университета в 1822 г.). В 1895 г. вернулся в Лейпциг, где стал преемником К.Людвіга. Член немецкой академии наук (1869 г.); иностранный член - корреспондент Петербургской академии наук (1906 г.). Геринг - пионер экспериментальной психологии восприятия. Он в методологических установках ориентировался на субъективный сенсорный опыт) наблюдение и описание). Сначала по многим вопросам ученый разделял позиции Г. Гельмгольца, но впоследствии стал его классическим оппонентом, что развивает нативістичну теорию.

Занимаясь феноменом константности восприятия, Геринг экспериментально установил, что черный уголь на ярком солнце может отражать больше света, чем белая бумага на рассвете, и все же воспринимается черным, что объяснял "периферическими факторами", в противоположность "бессознательным заключением" Геймгольца, такими как зіничний рефлекс, сітківна адаптация к свету, одновременный контраст. При этом он фактически дал описание летального торможения: световое раздражение приводит не только к определенной химической реакции на соответствующем участке сетчатки, но также и к противоположной реакции на соседних участках. Наделяя саму сетчатку глаза способностью пространственного видения, по его мнению, восприятие глубины в условиях диспарантності обусловлено тем, что нейроны внутренней части сетчатки и внешней відкарбовуються на восприятие разной степени глубины (1861 г.). Ученый развил теорию цветового зрения (1875 г.), в которой различение цветов объяснялось процессами диссимиляции и ассимиляции, происходящими в трех типах сетчатки, ответственных за восприятие трех качеств ( белое - черное, красное - зеленое, желтое - синее). Открыл оптическую иллюзию ("звезда Геринга") - при наложении этой фигуры, образованной прямыми, пересекающимися в одной точке, на параллельные линии, те воспринимаются кривыми.

Он рассматривал память, следуя в этом взгляды К. Г. Каруса, не только как психическую, но и загальнорганічну функцию (всякий раздражитель оставляет физиологический след, который может быть воспроизведен), что проявляется в форме наследственности; характеризовал инстинкт как память вида. Благодаря своим феноменологическими и нативістичним установкам повлиял на К. Штумпфа и гештальтпсихологію в целом.

ФРАНКЛ Ф. (1840-1911 гг.). Австрийский психиатр и психолог. Автор оригинальной концепции логотерапии в моделях - исследованиях-интерпретациях, который думал, что динамической силой индивидуально-поведенческих партнеров субъекта его стремление - позывы результувати существующий в екстеросередовищі, социуме, онтосі смысл жизни. По его глубокому убеждению, субъект должен меньше рефлексировать вокруг собственных поступков и действий, а больше действовать, отвечая на те или иные ценности-смыслы-индексы, резюмируют онтологически екзистенціональний опыт всего человечества.

АВЕНАРИУС Г. (1843-1896 гг.). Родился в Париже, умер в Цюрихе. Швейцарский ученый, один из основоположников эмпириокритицизма. Центральное понятие учения Авенариуса - опыт, в котором он стремится растворить противоположность материи и духа, физического и психического, толкуя их лишь как содержание внешнего и внутреннего опыта. Учение Авенариуса отвергает объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания.

Основные труды: "Критика чистого опыта" (1888 г.), "О предмете психологии" (1895 г.) За Авенаріусом, психика и среда противопоставлены друг другу, но оба как реальности принадлежат одному опыту - то, что описывается суть интеракции или взаимодействия среды и нервной системы. Наше "Я", за Авенаріусом, совсем не наделен категоріальними структурами - это комплекс наших представлений нашей успешности адаптации" к среде.

ДЕЖЕРІН ЖЕ. Ж. (1849 -1917 гг.). Родился в Женеве, умер в Париже. Французский невролог, психиатр и психотерапевт. Работал с 1874 г. ассистентом врача, с 1879 г. - врачом. С 1885 г. он приступил к преподавательской работе. С 1901 г. - профессор гистологии. Параллельно с многочисленными неврологическими и патоневрологічними работами развивал свой метод "изоляции", предназначенный для лечения психоневрозов в групповой негіпнотичній психотерапии. Незнакомый с учением С. Фрейда, обосновал похожие представление на роль эмоций в происхождении психических заболеваний, в частности истерии. По этому вопросу выступал решительным противником П. Ш. Дюбуа и его метода рационального убеждения. Он указывал на зависимость исцеления пациента от эмоций и переживаний врача, постулировал необходимость веры пациента у врача. Одним из первых указал на целебную роль простого слушания врачом пациента.

РИШЕ Ш. (1850-1935 гг.). Французский физиолог, психолог, гипнолог. Автор книг "Экспериментальные и критические исследования чувствительности" (1877г.) и "Опыт общей психологии" (1887 p.). Ученый установил три фазы сомнамбулизма.

МЕЙНОНГ А. (1853-1920 гг.). Австрийский философ и психолог, ученик Ф. Брентано. Главный представитель графской школы. Он стоял достаточно близко к позиций гештальтпсихологии. Мейнонг открыл в 1894 году первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии. Его научные работы своеобразные и оригинальные.

МЕБИУС П. (1853-1907 pp.). Немецкий невропатолог, психотерапевт и психолог. Он считал, что на основе одной лишь психологии невозможно создать эффективные лечебные методики. Значительное внимание уделял исследованию проблем творчества, в том числе и художественной.

ТЕЙЛОР Ф. В. (1856-1915 гг.). Родился в Пенсильвании (Германтаун), скончался в Филадельфии. Американский инженер, изобретатель и психолог - основатель научной организации труда. Родился в семье адвоката с глубокими культурными традициями. Путешествуя по Европе, получил образование во Франции и Германии, затем - в академии Ф. Экстера (Нью-Хэмпшир). В 1874 г. окончил Гарвардский юридический колледж, но из-за ухудшения зрения не смог продолжить образование и устроился работать рабочим пресса в промышленной мастерские гидравлического завода в Филадельфии. В 1878 г. стал лекальником и механиком. С 1882 г. - начальник механических мастерских. Параллельно, учась по вечерам, получил техническое образование (степень инженер - механика, Технологический институт Стивенса, 1883 г.), стал главным инженером. В этом году он впервые использовал систему дифференциальной оплаты за производительность труда. Тейлор оформил патентами около 100 своих изобретений и рационализации. С 1890 г. по 1893 г. - он главный управляющий Мануфактурной инвестиционной компании в Филадельфии, владелец бумажных прессов в Мне и Вісконсі, организовывал собственное дело управленческого консультирования (впервые в истории менеджмента). С 1898 г. по 1901 г. он - консультант Віфлеємівської сталелитейной компании, шт. Пенсильвания. В 1906 г. Тейлор становится президентом Американского общества инженеров - механиков, а в 1911 г. утверждает общество содействия научному менеджменту (позднее оно получило название общества Тейлора). С 1895 г. Тейлор начал свои всемирно известные исследования по организации труда. Первые его эксперименты, поставленные на знаменитом заводе Шмидта, были направлены на решение вопроса о том, какое количество железной руды или угля человек может поднимать на лопастях, чтобы в течение длительного времени не терять работоспособности (оказалось - 21 фунт). При этом он пришел к важному выводу: надо устанавливать не только время выполнения работ, но и время для отдыха. Его система научной организации труда включала в себя ряд основных положений: научные основания производства, научный подбор кадров (современным языком проф. отбор, обучение и тренировка, организация взаимодействия между управляющими и рабочими (прототип современной психологии управления). Исследователь впервые ввел конкретные требования научного изучения элементов производственного процесса: разделение целостного процесса на минимальные части, наблюдение и запись всех этих элементов и условий, при которых они происходят, точное измерение этих элементов по времени и по затрате сил. Для этого он одним из первых стал использовать хронометраж исполнительных рабочих действий) сейчас все это называется - психофизиология труда.) Его идея о разделении работы на самые простые операции привела впервые к созданию сложного конвейера, сыгравшего значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине XX в. Идеи Тейлора высоко оценивались в России, например, В. М. Бехтерєвим, в 20 - е годы нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства, тем более, что похожая работа проводилась и в советской России. Вместе с тем была и критика, основанная на придании приоритета идеи узкой специализации ( O.A. Єрманський).

БЛЕЙЛЕР Е. (1857-1939 гг.). Швейцарский психиатр, патопсихолог и физиолог, ординарный врач, ассистент, а затем и профессор психиатрии. С 1889 г. по 1927 г. - директор психической клиники при университете Цюриха. С 1909 г. по 1913 г. вместе с С. Фрейду издавал "Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований". Проводил исследования шизофрении) он и дал ей название), других заболеваний.

ЗІММЕЛЬ Г. (1858-1918 гг.). Немецкий социолог, социальный психолог, культуролог, философ. Окончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 - экстраординарный профессор этого университета; с 1914 года - профессор Страсбургского университета.

Ученый считал, что жизнь реализуется и самообмежується через им же созданные формы. Культура постоянно "культивирует", прокладывая "путь души к самой себе. Этот бесконечный прогресс изменения форм порождает постоянные конфликты и антонімічність содержания и формы субъективности и активности духа и души ( а, в конечном итоге, культуры и жизни). Неизбежность конфликтов и анатомии порождает "трагедии культуры". Однако конфликты обеспечивают и новые объединения людей. Как пример характеристики современного общества ученый отмечает борьбу жизни против принципа формы как такового, то есть против культуры вообще. Давление форм развитой "современной культуры" отделяет человека от жизни, и тогда единственным средством регуляции поведения оказывается поиск личностной идентичности и выражения в субъективной культуре. Дух, став предметным, начинает противостоять души. Предотвратить это можно только через выращивание индивидуальной жизни на основе "индивидуального" морального закона.

Социальная жизнь - это совокупность связей людей, которые развиваются (это и есть та или иная союз). Оно характеризует взаимодействие людей прежде всего в аспекте взаимовлияния и взаимоопределении, выражает их обобщенное бытие как форм, в которых индивиды на основе пересечения и совпадения интересов создают некоторые единства. Индивидуальное недостижимое "пониманию". Понимание как отношение одного духа к другому - главное событие человеческой жизни, которая постоянно дополняется актами самосознания, которые обеспечивают себя как другого.

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (1857-1939 гг.). Французский философ и психолог, представитель французской социологической школы, разрабатывавший проблему первобытного мышления, проводил исследования жизни племен Австралии, Океании и Африки, на основе которых пришел к выводу, что в некоторых областях первобытное мышление оказывается качественно иным, чем мышление современного, цивилизованного человека, а именно как мышление пралогічне. Для такого мышления, по его мнению, характерна нечувствительность к противоречиям, непроникливість для опыта, подчиненность закона партиципації соучастия. Вместе с тем паралогічне мышление не исчерпывает собой проявления интеллекта первобытного человека. Например, в практических действиях мышление первобытного человека является столь же логичным, как и мышление современного человека. С другой стороны, и мышление современного человека может приобретать черты пралогічності, как, например, в области религиозных и моральных представлений. Поэтому логическое и паралогічне мышления не образуют одну эволюционную линию, а представляют два типа мышления, которые существуют одновременно и в первоначальном и в современном обществе. Работы Леви-Брюля сделали большой вклад в критику концепции английской антропологической школы, где мыслительные операции людей разных времен и культур считались совершенно тождественными.

ХЕЙМАНС Г. (1857-1930 гг.). Родился в Ферверді (Фрисландія), умер в Гронингене. Нидерландский философ и психолог. Окончил реальную гимназию в Леувардене, изучал политические науки в Лейдене и философию. Віндельбанда и ван Ланда в Фрейбурге (доктор философии, доктор научной политики). С 1890 г. он - профессор философии и психологии в университете Гронингена. Член Общества экспериментальной психологии. Он пытался усовершенствовать кантіанську идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Ученый работал над проблемами восприятия. Описал закон торможения, согласно которого величина порога, например, слухового восприятия, меняется если действует другой раздражитель, например, электрический ток. Хейманс занимался психологией личности, характерологією, один из первых начал использовать биографический метод исследования личности, а также применять для этого статистику: В 1906 - 1909 гг. вместе с Е. Д. Вірсма разработал опросник из 90 вопросов для изучения личностных особенностей, с помощью которого провел большое исследование (было проанализировано более 2000 человек и 100 биографий), пытаясь на основе корреляций выявить наиболее универсальные личностные свойства. Ученый пришел к выделению таких первоначальных свойств, как эмоциональность, активность, раздражительность - реактивность. На эти исследования ориентировался Ле Сенн при создании своей характерології. Хейманс предложил классификацию психиатрических нарушений с доминированием первичных или вторичных свойств.

ЕРЕНФЕЛЬС X. М. Ю. (1859-1932 гг.). Родился в Родауні, Австрия; умер в Ліхтенау у Кремса. Австрийский философ и психолог, ученик Ф.Брентано. Сначала учился основам сельского хозяйства в Высшей школе агрокультуры в Вене, затем философии в Венском университете (доктор философии с 1885 г.). После этого работал с 1885 г. по 1888 г. в Греческом университете в первой в Австрии психологической лаборатории под руководством А.Мейнонга, на представление которого повлиял. Основываясь на работах Е.Маха и используя как исследовательскую парадигму восприятия мелодий, он открыл в 1890 г. ряд гештальт-качеств названных в его честь "качествами Еренфельса": качество "надсумативності" (в целостном предметном восприятии есть признаки, которые отсутствуют в переживании частей) и качество "транспозитивності" (образ целого остается, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это-разные тональности одной и той же мелодии; а может теряться, даже если все элементы сохраняются, например, воспроизведение нот мелодии с конца фразы). Его исследования стали ключевыми для всего гештальпси-хологічного направлении, в наибольшей степени учение Еренфельса отразилось на научных подходах М. Вертхаймера и В. Келера. Сами же гештальт-качества понимались им в рамках учения Ф.Брентано о інтенціональності психики как некое духовное явление производящей деятельности субъекта. Он пытался выделить в них ряды всевозможных градаций, что обозначал высотой или частотой гештальтов. В 1888 г. Еренфельс подготовил диссертацию для замещения должности доцента в Вене. С 1889 г. он - экстраординарный профессор Пражского немецкого университета, а с 1896 г. - ординарный профессор. В дальнейшем по экспериментальной психологии его интересы переместились напитання философии (что само по себе редкость). В частности, он пытался обосновать волюнтаристську этику, в которой процесс співтворення был представлен как борьба между гевітальт-гіринципом (Бог) и "неоформленным" (Хаос), а человек трактовалась как помощник в работе Бога по упорядочиванию Вселенной. Ученый занимался также вопросами философии, математики, выводя понятие числа с его субъективной представленности. Он пробовал себя даже на поэтической ниве.

СТАУТ Г. Ф. (1860-1944 гг.). Родился в Саут Шилдсе, умер в Дареме. Английский философ-идеалист и психолог. Ученик Дж. Уорда и последователь Ф. Брентано. После окончания частной школы с 1879 г. учился в колледже Св. Иоанна в Кембридже (бакалавр искусств с 1882 г.; магистр - 1885г.), здесь специализировался, также, с античной философии, метафизики, моральных наук. С 1884 г. он работал научным сотрудником и преподавателем психологии Колледжа св. Иоанна, а с 1894 года молодой ученый - преподаватель моральных наук Кембриджского университета. С 1896 по 1898 годы - преподаватель сравнительной психологии в Абединському университете. С 1898 по 1903 годы он - внештатный лектор Оксфордского университета. С 1903 по 1936 годы - профессор логики и метафизики в университете Св.Ендрю; тут же создал экспериментальную лабораторию психологического направления. В 1939 г. переехал к своему сыну Алана в Австралию, где занял кафедру моральной и политической философии в Сиднейском университете. Здесь много сил отдал на подготовку молодых философов. Научная деятельность Стаута завершает этап развития философии, основанной на наблюдении рефлексии и интроспекции (то же касается и психологии). Стаут был последователь метода интроспекции в том виде, как его обосновал Р.Авенаріус. Он выступал решительным противником естественных основ ассоцианизма. Это базировалось на том, что Стаут отвергал вузькоаналітичний подход к процессам восприятия. Утверждая мысль о том, что все данные во взаимосвязи друг с другом, который нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобной единства, когда одно содержит в себе другое, находится ум и тело, и экспериментальное исследование не может изолированно выделить ни то, ни другое. Вслед за своим учителем Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает когнитивный, аффективный и волевой модусы. Ученый далее развивал психологические представления Ф. Брентано о принцип активности субъекта. В процессе своего научного развития Стаут перешел с позиций прагматизма к реализму и затем к религиозной философии. С 1930 г. он выступал решительным противником емерджентної эволюции.

ШТЕРРИНГ Г. (1860-1946 гг.). Родился в Фэдре (Вестфалия), умер в Геттингене. Немецкий психолог и психопатолог. Образование получил с 1884 по 1894 г. в университетах Бонна, Берлина, Киля, Галле, и Мюнстера (доктор философии с 1889 г.; теологические экзамены - 1893 г.). С 1894 г. после сдачи государственного медицинского экзамена работал ассистентом врача в психиатрической больнице при Лейпцигском университете. С 1896 г. после защиты диссертации на замещение должности доцента, работал в качестве приват-доцент. В 1897 г. ему была присуждена степень доктора медицины (Вюрцбург). С 1902 по 1911 годы Штерринг - профессор философии и экспери-ментальной психологии в Цюрихе, с 1911 по 1914 годы он - профессор в Страсбурге; с 1914 г. и до своей отставки в 1928 г. - профессор в Бонне. Известен своими работами в области психологии чувств (временная суммация эмоций). Ученый предложил оценивать силу аффекта в соотношении с продолжительностью вдоха и выдоха. Он проводил связь между клинической психопатологією, которую рассматривал как учение о страданиях души, и психологией; поставил такую задачу; на основе знаний о психопатологические изменения понять механизмы нормальной психической деятельности. В связи с этим еще в 1903 году написал книгу "Психопатология в применении к психологии".

ХЕД С. Г. (1861-1949 гг.). Родился и умер в Лондоне. Английский невролог и нейропсихолог, один из самых выдающихся ученых конца XIX - начала XX века. Ученик английского невролога середины XIX ст. Х.Джексона. Среднее образование Хед получил в благотворительной школе, после этого учился в университете в Галле и в Рините-колледже в Кембридже (1880-1884 гг. Магистр искусств 1895 г.). Учился также в Немецком университете Праги и в Страсбурге (доктор философии, 1892 г.). Докторскую диссертацию защитил права в Эдинбурге в 1895 г. В течение нескольких лет разъезжал по университетам Европы, заводил знакомства с интересными людьми. С 1901 г. работал как преподаватель в Королевском колледже врачей, а с 1921 г. - в Королевском Обществе. Хед был из тех исследователей нейропсихологических проблем, опровергли постулаты узкого локалізаціонізму в определении субстрата высших психических функций. Он развивал идеи своего учителя о том, что психические функции представлены в мозге по принципу организации, где каждый уровень ответственен за какой-либо компонент этой функции. В экспериментах с перерізування периферического нерва, поставленных на себе, Хед доказал, что чувствительность за счет регенерации афферентных волокон возвращается последовательно в два этапа. Согласно этих этапов Хед различал два вида чувствительности: протонатичну, более примитивную и эффективную, что имеет центр в таламусе, и епікритичну, более объективную и дифференцированную, что имеет корковый центр. На большом клиническом материале, что он собирал при помощи монографического анализа отдельных случаев, Хэд показал, что при асфиксии нарушается поведение в целом, и это обусловливается трудностями образования понятий, при которых человек становится зависимым от воспринимаемого поля. Изучая проблему афазии, ученый ориентировался на данные лингвистического анализа и пришел к выделению различных ее форм: номинативных и семантической. За чрезмерную прямолинейность этих выводов подвергся справедливой критике. Он разработал неврологическую методика "проба Хэда", когда больной должен повторять расположение рук врача.

АЛЬЦХАЙМЕР А. (1864-1915 гг.). Родился в Маркбрейті, умер в Бреслау (ныне Вроцлав). Немецкий психиатр, патопсихолог и невропатолог. Образование получил в Варцбурзі и Берлине. После защиты докторской диссертации в Варцбурзі переехал во Франкфурт на Майне, где работал ассистентом в городской клинике нервных болезней под руководством Зіолі. По приглашению Е. Крепелина переехал сначала в Гейдельберг, а затем в Мюнхен, где с 1904 по 1912 год руководил анатомической лабораторией психической клиники, основанной Е. Крепелином. С 1912 г. до конца жизни - ординарный профессор психиатрии в Бреслау. Ученый изучал течение прогрессивного паралича, шизофрении, эпилепсии. Он широко известен по клиническим и анатомическим описанию дегенеративного заболевания мозга, названному по предложению Крепелина его именем (современное название - сенильна деменция Альцгеймерівського типа). Как выяснилось в дальнейшем, эта болезнь, мало понятная и теперь, встречалась еще в Древнем Египте (болезнь принца Птах-Хотена, примерно 1500 г. до н.э.). Она характеризуется внезапно наступающими к 40-60 годам жизни атрофическими изменениями мозга, приводящими к нарушению памяти, внимания, работоспособности и, затем, к общей дезориентации в пространстве и времени. Вместе с Ф. Нісслем он считался основоположником научной гистологии психических заболеваний.

КРАТОХВИЛ С. (1864-1938 гг.). Известный чешский психотерапевт, большой специалист в области гипноза, руководитель созданного им психотерапевтического отделения неврозов в Кромержижі (Чехия). Разработанная им система как главный терапевтический фактор включает комплексное воздействие управляемого терапевтического коллектива на больного в интеллектуальной сфере (осознание пациентом значения психогенных факторов и собственной роли в возникновении конфликтов, в некоторых случаях с включением анализа переживаний раннего детства), эмоциональной сфере (эмоциональное реагирование, поддержка со стороны группы и эмоциональная коррекция отношений) и в области поведения (релаксация в форме аутогенной тренировки). Кроме того, подчеркивается значение ряда сугестивних факторов, проявляющихся как косвенным путем воздействия на пациентов определенной атмосферы отделение со своим микроклиматом со своими ритуалами, так и непосредственно - с помощью использования на отдельных коллективных сеансах внушения в не спящем, или гипнотическом состоянии, направленного на закрепление достижений патогенетического анализа или прямо на устранение симптомов. Будучи известным теоретиком и практиком в области групповой психотерапии и одновременно специалистом в области гипноза, Кротохвіл не исключал применения, в дополнение к групповой психотерапии, индивидуальной гипнотерапии. Однако анализ этого материала показал, что традиционный гипноз вписывался в систему личностно-ориентированной психотерапии. Пациенты, получившие индивидуальную гіпнотерапію, конечно прекращали свои усилия в группе, ожидая терапевтического эффекта в большей степени от гипнотических воздействий и гипно-терапевта, чем от самих себя, что резко снижало их активность на занятиях. По мнению Кратохвіла, групповые гіпнотерапевтичні приемы способствуют удовлетворению пациентов лечением, более быстрому уменьшению симптомов и роста их готовности к самовиховної и психотерапевтической работы без нарушения основного группового терапевтического процесса.

КУЛИ Ч. X. (1964-1929 гг.). Американский социальный психолог и социолог. Получил образование в Мичиганском университете (с 1907 года - профессор).

Основные произведения: "Человеческая природа и социальный порядок" (1902 г.), "Социальная организация" (1909 г.), "Социальный процесс" (1918 г.) и др.

Испытал влияние идей Спенсера, Уорда, Гіддингса, Джемса, Конта.

Общество может существовать на основе взаимодействий личностей, их коммуникаций. Человеческое познание имеет две формы: познание объектов на основе чувственного восприятия (пространственное или предметно материальное) и познания на основе контактов с сознанием других людей, через коммуникацию (личностное или социальное). Социальное познание имеет целью интерпретацию видимого поведения, в соответствии с представлением о внутренние процессы сознания. Соответственно, взаимодействие личностей трактуется как отношения между представлениями о партнере по коммуникации и индивидуальным самосознанием, а общество - как отношения между "идеями личности". Индивидуальное сознание является воплощением той части общества, к которой принадлежит индивид. Развитие личности начинается есть какой-то инстинктивной постановления, которая присуща каждому индивиду с момента рождения "чувство моего". В ходе социализации "чувство моего" развивается и дифференцируется, разбиваясь на множество самоощущений. Итогом социализации является формирование представлений (образов), традеформуючих самоощущение индивида в "социальные чувства (любовь, сострадание и др.), что является основой социальной организации. Человеческое "Я", самость является наиболее сосредоточенная, энергичная, сплоченная часть сознания. Те представления о собственном "Я", индивид видит в сознании других людей ученый называет "представлениям представлений". "Я" взрослого человека всегда имеет целью социальную жизнь и отношение к другим людям, общение с ними и формирование "представлений представлений". Пули связывает формирование человеческого "Я" с итогом тех впечатлений, которые, по мнению деятеля, он создает на окружающих (теория зеркального "Я"). Согласно теории "зеркального "Я", представление человека о самом себе включает: представление о том, как человек выглядит в глазах "другого"; представление о том, как "другой" оценивает этот образ; вытекая отсюда самоощущение (например, гордость или унижение).

Человеческую природу Шара практикует как социальную, групповую, представляя общий итог социальных чувств, норм, установок, ценностей. Универсальный фундамент человеческой природы закладывается в рамках первичной группы (семья, соседство, община, поселение и др.).

УНАМУНО М. (1864-1936 гг.). Родился в Бильбао, умер в Саламанке. Испанский философ - экзистенциалист, психолог, эстет и поэт. В своем эссе "В глубине души" Унамуно формирует свое кредо: "Из сознания собственного глубинного ничто человек черпает новые силы, дабы стремиться быть всем" (26 с. 200). Психологическое переживание собственного "ничто" вызывает у человека специфическое состояние, фиксированный Унамуно в категории "скорбь" и "сумм". Это понятие ассоциируется с понятием "сознание", подчеркивается не изолированный, замкнутый в себе характер этого состояния, а некое коллективное "сопереживание", единство человечества в его стремлении к абсолюту. "Ничто" по Унамуно, - источник человеческого духовного творчества, которая коренится в страданиях части, что стремится к целому (душа и Создатель). Унамуно определяет это стремление через потребность человека в личном безсмерті, в вечности. Перед лицом экзистенциального "отчаяния" Унамуно утверждает "надежду" на восстановление единства онтологической "творение" и "творца", "любимого" и "любящего". "Печаль и скорбь" по Унамуно - свидетельство зависимости человеческого бытия от Абсолюта.

АШАФФЕНБУРГ Г. (1866-1944 гг.). Родился в Цвайбрюкене (Пфальц) - умер в Балтиморе. Немецко-американский психиатр и психолог. Образование получал (1885-1891 гг.) в Вюрцбурге, Фрейбурге, Берлине, Страсбурге, Вене, Париже и Гейдельберге. Защитил докторскую диссертацию, занимался под руководством Т. Мейнерта. Работал с 1691 по 1901 год в Гейдельберге, сначала ассистентом под руководством Е. Крепелина, а с 1895 г., после защиты диссертации по теме психологии ассоциаций, как доцент. С 1900 г. он - экстраординарный профессор и в это же время приступает к исследованиям в области юридической психологии. С 1904 по 1934 год - ординарный профессор психиатрии и директор психиатрической и неврологической клиники в Кельне; с 1929 г. также - директор основанного им Научно-криминалистического института при кельнском университете. Ученый является крупнейшим для своего времени авторитетом в юридической психологии. Он предложил типологию преступников (случайные, обычные и т.д.) на основе характерологических признаков, изучил влияние медикаментов на течение психических процессов, обосновал критерии вменяемо - невменяемости. Эмигрировал в 1938 г. через Цюрих в США, где продолжал свою научную и практическую деятельность.

ДЕССУАР М. (1867-1947 гг.). Родился в Берлине, умер в Кенігштейні (Таунус). Немецкий эстетик и психолог, последователь В. Дильтея. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусства (игра на скрипке), и к естественным наукам. В это же время зародился и интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии (1881 г.) он с 1990 г. учился в университетах Берлина и Вюрцбурга (доктор медицины, доктор философии). С 1891 г. Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приват-доцент. В 1893 г. защитил диссертацию для замещения должности доцента. С 1897 г. он - екстраординаторний профессор, а с 1920 г. до своей отставки в 1934 г. - ординарный профессор Берлинского университета. В 1937 г. вновь приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора Франкфуртского университета. Дессуар - основоположник критического анализа парапсихологических феноменов. С 1885 г. он начал систематические наблюдения за медиумами, что позволило ему сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия подсознательного. Он ввел в употребление сам термин "парапсихология". Вместе с Е. Утилем основал школу эстетики, известную под названием "Общая наука об эстетике". Эстетику Дессуар понимал значительно шире, чем искусство. Включая в нее природу и повседневности жизни, но и искусство, по его мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на религиозных, социальных и других взглядах. По его инициативе в 1913 г. был организован Первый Интернациональный конгресс эстетики. В работе "Эстетика и всеобщая наука об искусстве" ученый разделил искусство на два вида: на подражательные искусства, имеющие реальные формы (пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющих іррелевантні формы)архитектура и музыка). Ученый. Кроме всего, стоял у истоков психологии искусства и психологии творчества, сам того не зная.

ЙОСТ А. (1870-1920 гг.). Немецкий психолог, специалист в области экспериментальной психологии, работал в Геттингене.

ШТЕРН В. (1871-1938 гг.). Немецкий психолог, основатель персонализма. Согласно его концепции, личность - это индивид и целостный объект, представляет собой безвівесективну психофизическое единицу, адитивністю которой експлікуються - интерпретируются ее функции - процессы. Такой процесс сам Штерн назвал персоналістичною психологией. Он испытывал - разрабатывал экспериментально-эмпирические исследования перцепцій, вербалактів, ментально-интеллектуальных процессов у детей, методики по тестированию способностей субъектов. Одним из первых выдвинул понятие "коэффициент ментальных способностей".

КЛАГЕС Л. (1872-1955 гг.). Родился и умер в Ганновере. Немецкий психолог, основатель научной графологии. Специалист в области характерології.

ФЕРЕНЦИ Ш. (1873-1933 гг.). Родился в Мишкольці, умер в Будапеште. Венгерский психиатр и психоаналитик. Один из известных учеников и последователей С. Фрейда. Родился в многодетной семье владельца крупного книжного магазина. Детство провел в веселом и непринужденном среде, где господствовали литература, искусство и музыка. Окончил местную гимназию, затем обучался с 1890 по 1894 год медицине в Венском университете (доктор медицины, 1895 г.), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. Практиковался в качестве врача - невропатолога в австро-венгерской армии. Через год приступил к работе в различных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале св. Рокуса. Благодаря этой работе значительно углубил свои представления о гипнозе и аутосугестії. В 1900 г. Ференци получил лицензию на частную неврологическую практику в Будапеште и до знакомства с Фрейдом и занятий психоанализом уже имел около 30 опубликованных работ. После прочтения "Толкований сновидений" Фрейда в 1907 г. Ференци написал ему письмо с просьбой о встрече, а в 1908 г. очное знакомство состоялось. В 1909 г. Фрейд пригласил его в научную поездку в США. Во время Венгерской революции 1919 г. Ференци вступает в счастливый брак и становится первым профессором психоанализа в Будапештском университете (при поддержке Белы Куна). Чуть позже он занялся изучением с психодинамічних позиций травмирующих переживаний, связанных с войной. В 1927-28 годах Ференци читал гостевые лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке. В 1930 г. ученый основал Психоаналитическую клинику в Будапеште. Он проводил большую работу по организации ежегодных заседаний психоаналитиков разных стран и много сил отдал созыву Психоаналитических конгрессов: первого в Зальцбурге (1908 г.), второго - в Нюрнберге (1909 г.) пятого - в Будапеште (1918 г.). где был избран председателем. В 1910 г. Ференци основал Интернациональное, а в 1913 г. Венгерское психоаналитическое общество.

В 1913 г. опубликовал работу "Этапы развития познания действительности" , в которой исследовал развитие "Я" и чувства "Я", и в дальнейшем неоднократно обращался к этой проблеме. В 1919 г. в работе "К нозологии мужской гомосексуальности (гомоеротики)" предложил типологию гомоеротиків.

Ученый ввел в психологию понятие інтроекції (включение через идентификацию в структуру "Я" элементов внешнего мира для перенесения на них эмоциональных переживаний). В 1925 г. написал работу "Интроспекция и перенос". В 1924 г. у него наметился разрыв с С. Фрейду за поддержку О. Ранка, который обратился к созданию собственной теории "первичной травмы рождения", и развития собственных представлений о психическом. В работе "Таласса, опыт генитальной теории", охарактеризованою критикой тех лет как самое смелое применение психоанализа, им делается акцент на инстинктивном стремлении индивида к возвращению в материнское лоно и, в конечном счете, в воды мирового океана. Он проводил интересную психоаналитическую работу с пациенткой Мелани Клейн. Он существенно повлиял на М. Балинта, пытался усовершенствовать психоаналитическую технику за счет включения в нее гипноза. В 1909 г. сделал концепцию гипноза как явления, возрождает комплекс Эдипа с присущими ему страхом и любовью. Отличил два вида гипноза: 1. Материнский (основанный на любви). 2. Родительский (основанный на страхе. Связал внушение с "родительским комплексом" и в дальнейшем развивал идею о том, что в процессе гипноза гипнотизер занимает место родителей (играет их роль).

Ученый все время подчеркивал, что в психотерапии пациентов надо заставлять активно искать фобические ситуации и пере-живати тревогу, чтобы появилась возможность выработать критическое отношение к своему состоянию. В последние годы жизни он пришел к использованию активной, относительно короткой терапии, основанной на различных формах выражения психотерапевтом-психоаналитиком в отношении пациента любви, которой тот был лишен в детстве.

Ученый изучал различные моменты Эдипова отношения. Он также выделял два основных средства приспособления к среде. Профессор сделал неоценимый вклад в развитие патопсихологии, психопатологии, неврологии, гипноза и, особенно, психоанализа.

На рубеже XIX в. психология могла решать много существенных проблем.