Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История психологии: учебное пособие

Раздел 4.

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

 

4.1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XIX ВЕКА

 

Ниже перечислены некоторые "отсутствуют стекла" общей "мозаичной картины" истории психологии зарубежных стран. Картина, конечно же, не завершена, но более полная, чем представлялась ранее.

ЗЕНОН из элеи (родился около 490 года - номер около 430 года до н.э.). Древнегреческий мыслитель. Был учеником и пасынком Партеніда. Аристотель считал Зенона основателем диалектики как искусства толкований противоречий.

Истина сущего, на взгляд мудреца, проявляется только через мышление, чувственный же опыт ведет к выявлению много многочисленности вещей, их разнообразия и изменчивости, а, следовательно, недостоверности. Факт противоречия между данными опыта, с одной стороны, и их мислительним анализом с другой, был выражен ученым в форме апорії (загрязнения, непонимание, удивление).

ПІРРОН с Блиды (IV - начало III в. до н.э.). Древнегреческий философ, основатель скептической школы. Он приводил аргументы против возможности достоверного знания. Нельзя ничего утверждать, потому что те же вещи вызывают у разных живых существ разные ощущения; одним они полезны, а другие вредны. Разные люди также испытывают от вещей разные ощущения; тот же предмет разные органы чувств воспринимают по-разному. В разных состояниях люди воспринимают вещи по-разному, и даже то, что видят сумасшедшие, не противоречит природе. Вещи не могут восприниматься изолированно и в сочетании с различными обстоятельствами они воспринимаются по-разному, например, горение костра и пожар; или камень в воде продвигается медленнее и кажется легче, чем в воздухе; или крик о помощи утопающего и радостные возгласы оратора.

CTPATИOH из Лампсака (время рождения неизвестен, умер - 269 или 268 г. до н.э.). Древнегреческий философ и естествоиспытатель. Из 287 или 286 г. возглавлял перцептивну школу в Афинах. Стратіон отказывался обратиться к понятию о богах; противостоял теологии, религии, учил тому, что все существующее создано природой, и что исходными силами мира являются тепло и холод. В сравнении с Аристотелем он придавал большое значение эксперимента. Ученый считал, что в основе мышления лежит восприятие, а возбуждения передаются от органов чувств к мозгу; признавал наличие мышления у животных.

ПЛУТАРХ из Херонеи (около 45 г. - около 127 г. н.э.). Древнегреческий писатель и философ - моралист. Историческое повествование в биографиях Плутарха вполне покорено моральной проблематике. В центре морали Плутарха стояли понятие "просвещение", "образование", то есть понятие эллинской духовной культуры и "человеколюбия", то есть понятие эллинской гуманности.

Разработан Плутархом идеал античной гуманности и чувства гражданина широко использовался в Новое время. Монтешо импонирует враждебность Плутарха аскетизму и доктринерству. Внимание Руссо приковано к "природных" черт человеческой психологии и особого свободолюбия. Чувство гражданина создало Плутарху огромную популярность у идеологов Великой французской революции. Морализм Плутарха пытался реставрировать Елірсон.

МАРК АВРЕЛИЙ АНТОНИН (121-180 гг.). С 140 года римский консул; с 161 года - император. Философ, представитель позднего стоицизма.

Автор произведений:" Наедине с собой", "Размышление".

По мнению Марка Аврелия, Бог - первооснова всего сущего и после смерти тела всякая сознание растворяется в нем. В центре его антиимпериалистического учения стоит частичное власть над своим телом, душой, духом. Носителем последних является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность - воспитатель чувств и обитель совести. Через дух и совесть всякий человек сопричастное Божественному и, тем самым, создает идейное единство, которая преодолевает все ограничения. Бог дает каждому человеку доброго гения в руководители.

ПОРФИРИЙ (234 - между 301-305 гг.). Родился в Тире, умер в Риме. Античный философ - неоплатоник. В его учении знания (познания) Бога тождественно самопознанию, поэтому восхождение к знанию своей сущности начинается с любви к самому себе.

В иерархии бытия человеческая душа занимает срединное место между Богом и телом, тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему. Душа имеет свободу воли в выборе пути. Душа связана с телом не напрямую, но в ряде частичных образований, первым из которых является "дух воображения", что занимает срединное место между чувством и разумом.

РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Роберт Большая Голова) (1175 - 1253 гг.). Родился в графстве Судфолк, умер в Бакдені. Выдающийся средневековый ученый, представитель оксфордской школы.

Согласно его учения, свет оказывается посредником между чистой духовной и материальной субстанциями; через свет высшая часть души, не связана с телом, влияет на него. Для інтелігібельного мира духовно свет то же самое, что телесное свет для чувственных вещей. Когда высшая часть души совсем пустая - в том смысле, что не замутненная телесными проявлениями, идеи созданных вещей рассматриваются непосредственно. Однако человеческое познание может осуществляться и менее совершенным способом: из эмпирического опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них, как в отражении, усматриваются вечные идеи, познание сущности вещей происходит с помощью абстракции.

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ (1193-1280 гг.). Немецкий мыслитель. Преподавал в Парижском университете с 1225 года. Был учителем Фомы Аквинского. Разум неотделим от чувств, познание является единственным процессом взаимодействия чувственного восприятия и мышления. Мораль человека - продукт не усмотрения, а совести, которая относится к практическому разуму.

БОНАВЕНТУРА ДЖОВАННИ ФІДАНЦА (1217 1274 гг.). Средневековый ученый. Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию, теологию и встретился со своим будущим учителем Александром из Гельса (1185-1245 гг.), который его поразил . Автор трактата "Путеводитель души к Богу", в котором раскрывается его талант как богослова, философа и мистика. Основная идея труда - переход ("транзистус") из мира рабства в мир свободы. Этот путь духовного просветления (понимание души) простирается по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с самой нижней ступеньки - животного мира. Здесь Бог познается через слезы, оставленные в природе, так как мир есть образ и подобие Бога, вся Его суть выражена в нем. Затем, на следующей ступеньке, человек должен понимать гармонию в мире, где властвует Бог. Третья ступень - понимание Бога внутри себя, в душе, с помощью благодати. На четвертой строчке душа перерождается и, благодаря этому, на пятой ступеньке духовной эволюции души практикующих созерцают Бога в его радужные славе. На шестой строчке душа сливается с ним, но при этом остается личностью.

НИКОЛАЙ КУЗАНСЬКИЙ (Кребс. 1401-1464 гг.). Немец по рождению. Юношей сбежал из дома (отец рыбак и виноградарь), потому что хотел учиться. Получил блестящее образование: сначала в Нидерландах (школа родителей общей жизни), затем - в университетах Гейдельберга, Падуи и Кельна. В 1424 году получил звание доктора канонического права; а с 1448 г. - кардинал и одна из ключевых фигур папской курии.

Он - одна из важных лиц перехода от Средневековья к Возрождению. Ученый - универсал (математик, теолог - богослов, мистик), гуманист и рационалист, заметный культурный деятель. Из большого количества работ можно выделить:" Об ученом незнании" (1440 г.), " О предположениях " (1444 г.), "Аполог ученого незнания" (1449 г.), "Простак", "О мудрости", "Об уме" (1450 г.)," О вершине созерцания" (1464 г.).

Говоря о человеке, ученый выделяет чувство, усмотрению и разум как познавательные способности субъекта, которые имеют разные цели и сферы своей реализации. Высокая оценка чувственного познания ученого детерминировано социокультурным вектором усиленного интереса к опытно-эмпирического естествознания, однако Кузанський ни в коей мере не может рассматриваться как представитель общей культурной тенденции: его глубоко оригинальная концепция чувственного познания основывается на идее априорного предупреждение результата познания, которая основана на творческой силе воображения. Чувства, однако, имеет ограничения со стороны своей аффективной артикульованості и определенности во времени, а также содержательно. Чувство не может воспринимать вещи как надчасові и особые духовные. Чувственное признание покорено усмотрения как сдерживающем страсти и упорядковуючому данные чувственному опыту. В усмотрению нет ничего, что не существовало бы в ощущениях. Усмотрению сам по себе имеет целью формирование "имен", которые вычеканивают результаты его абстрагуючої деятельности. Человеческая природа мыслит полнотой всеобщих и отдельных совершенств. Выступая центральным звеном природы и центром ее духовных сил, человек как пізнаючий субъект характеризуется с позиций фундаментального гносеологического оптимизма: человеческий Разум способен в когнитивной процедуре реконструировать мир.

ВИВЕС X. Л. (1492-1540 гг.). Родился в Валенсии, умер в Брюгге. Испанский философ, гуманист и педагог. Профессор университетов Лувера и Оксфорда, автор около 60 научных работ.

Выступая против схоластики и видя основу познания в непосредственном наблюдении и эксперименте, Вивес во многом опередил исследовательский метод Ф. Бэкона. Он предложил новые пути в психологии (научная работа "О душе и жизни") и педагогике, считая главным вопрос не наличие души, а ее проявления. Ученый подробно рассмотрел вопрос об ассоциации идей и природу памяти.

Вивес очень повлиял на взгляды и убеждения Я.А.Коменського, а также на педагогическую теорию Лойолы.

ШАРРОН П. (1541-1603 г. р.). Родился и умер в Париже. Французский философ - скептик. За Шароном, разум человека - главная познавательная сила. Касаясь роли ощущений, Шарон открывал и тезис об их непогрешимость, и тезис об их ложности, считая, что хотя они сообщают лишь о внешнюю форму вещей, но очень и очень полезные при первом знакомстве с вещами. Разум способен через посредство чувств познавать все вещи, которые появляются перед ним, и судить о них. Однако в уме от природы заложены "семена всех знаний", он может их развивать даже без содействия органов чувств. Сомнение не есть итог познания, а его исходный пункт; он побуждает, не успокаиваясь на достигнутом, продолжать исследования для того, чтобы люди сумели знать больше и лучше.

ГРАСІАН-Н-МОРАЛЕС (1601-1658 гг.). Испанский историк, иезуит. Впервые выдвинул теорию остроумия, суть которой, по мнению ученого, состоит из изящного сочетания в гармоническом сопоставлении двух или трех далеких понятий, связанных единым актом разума. Ум без остроумия, без остроумных мыслей - это солнце без света, без лучей. Сфера остроумия оказывается в таком контексте шире слова, охватывает любые виды изобретательности ума. Видя в "натуре" (все, данное человеку от рождения) и " культуре" (то, чем человек назидается, формируя себя как личность) два сияющих стержня, на коих красуются все достоинства, Грасіан делает акцент на втором начале, на самотворенні людей. В личности он ценит новаторство, самообладания, проницательность, утонченный и возвышенный вкус, дар интуитивного решения. Мудрец обращает человека к выбору верного хода. Важно не поддаваться первому впечатлению. Действовать не по норовом, а за здравомисленням. Благоразумие прежде всего. ПАСКАЛЬ Б. (1623-1662 гг.). Французский мыслитель. Его жизненный путь был очень драматичным. В числе его произведений (не учитывая, что он был основателем теории вероятности): "Об искусстве убеждать" (1657 г.); "Мысли" (1669 г.).

Первый род познания осуществляется разумом (что доказывает); второй - сердцем (что чувствует). Ограниченность ума исходит из онтологического статуса в мире. Все способности и качества человека определяются тем, что она занимает срединное положение между двух безкінечностей (в большом и малом). Ум не может обеспечить человеку постоянство и уверенность, ибо ничего не может "укрепить окончательно между двумя безкінечностями". Осмысление неспособности человека - в силу конечности и неоднородности его природы - приводит ученого к отказу от "самоуверенных исследований "на пользу" "безмолвного созерцания". Человек лишь тростинка, слабее из творений природы, но " тростник мыслящий". Величие человека заключается в том. Что она осознает свою нищість. Отклонены науки оказываются не только бессильны в своих попытках познания мира, но мешают человеку понять его собственное место в мире, задуматься, "что такое быть человеком". Долг человека в том, чтобы сосредоточить мышление на себе самой, своем Создатели и своем конце, однако вместо этого человек отдает предпочтение развлечениям, "облегченное мышления" и "облегченное - беззаботное существование". Развлечение - это "тяжелая особенность" человеческого существования, которая коренится "в рождении, смертности и ничтожества человека", отвлекает ее от чувства и сожаления своего бытия, не дает задумываться о своей судьбе. Ужасное противоречие человеческой природы делает человека "необъятным чудотворцем". Она окажутся парадоксом для самой себя. Мы стремимся в себе лишь неуверенности, мы ищем счастье, а находим лишь горе и смерть. Человек, осознавший трагическое положение, может найти выход только в религии. При этом разум (рассуждения) играет лишь второстепенную роль: она только доходит до веры, но не приводит к ней. По отношению к вере разум осознает, что есть вещи, которые превышают ее понимание. В своем стремлении определить сущность человеческой природы Паскаль показал себя не только тонким психологом и моралістом, но и синтетическим ученым.

ГЕЙЛИНКС А. (1624-1669 гг.). Родился в Антверпене, умер в Лейдене. Нидерландский философ - идеалист. Резко критикует схоластический арістотелізм. Философия Гейлинкса складывалась под влиянием Р. Декарта. Как один из главных представителей оказіонізму он доказал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован Богом. То, что представляется телесной причиной мысли волевого акта, в действительности, по учению оказіонізму, является не более чем "повод" для истинной "действующей" причины, которой может быть только Бог.

Взаимодействие души и тела оказіонізм объявлял результатом непрерывного "чуда" - прямого вмешательства божества в каждом случае: божья воля или божий промысел.

ДЖЕФФЕРСОН Т. (1743-1826 гг.). Родился в Албенарлі, умер в Монтиселло. Американский просветитель, философ, социолог, государственный деятель и социальный психолог. Как социальный мыслитель сформировался в период американской буржуазной революции XVIII в.

Исторический процесс представлялся Джефферсону в виде противоборства врожденного нравственного начала и человеческого эгоизма, что закрепляется в социальных и государственных формах, худшими из которых он считал монархию и тиранию. Однако, в отличие от французских просветителей, Джефферсон отрицал строгий социальный детерминизм и, вслед за Юмом, думал, что большие исторические события иногда возникают со стечении непредвиденных обстоятельств, закономерная связь которых неопознанный.

Формирование психологической науки в "жизненных слоях", знание истории психологии помогает понять ее связь с социальной обстановкой, влияние тех или иных условий на людей, их психику.