Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ПСИХИКА

Концепция психоэнергетической целостности личности

Во время своего становления как личности индивид является объектом социального воздействия и субъектом целенаправленного познания и преобразования объективной действительности и самого себя. В процессе развития личности человек овладевает средствами человеческой деятельности и общения, языком, у него формируются высшие психические функции, сознание, воля, самосознание, она становится субъектом активного целенаправленного познания и преобразования окружающей социальной и природной среды. У него возникает способность к самосовершенствованию, самосозиданию собственной личности в процессе самопознания, самовоспитания и самообучения, она вступает в «субъект-субъектные» отношения с другими людьми.



Итак, под личностью понимаем конкретного человека, который:

• принадлежит к определенному общества и социальной группы;

• осознает свое отношение к окружающей среде, народа и к самой себе;

• занимается определенной деятельностью;

• отличается своеобразными особенностями поведения и деятельности;

Индивидуальность проявляется в чертах характера, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в качестве познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Так же, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность также не тождественны, хотя и образуют единство. Индивидуальность обеспечивает присущий только конкретной личности стиль взаимосвязей с окружающей действительностью. Индивидуальной является каждый человек, но индивидуальность одних проявляется ярко, других - малозаметно.

Индивидуальность личности отдельно проявляется в неповторимом проявлении образований ее интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы или сразу во всех сферах психической деятельности. Однако этого еще недостаточно, чтобы адекватно отразить структуру личности, поскольку остается невыясненным соотношение биологического и социального в психическом развитии индивида. Относительно связей биологического и психического, то трудно сформулировать универсальный принцип, который был бы правильным для всех случаев. Эти связи многоплановы и многогранны.

Еще более разнообразное и многоплановое отношение психического и социального. Психические свойства личности испытывают на себе влияние социальных факторов, которые предстают как внешнее психическое. Однако триада биологическое-психическое-социальное по-разному действует в структуре личности и соотносится на различных ступенях ее развития, в разной деятельности и при разных обстоятельствах.

Психическая структура личности состоит из таких под структур: а) биопсихической; б) ментально-психической; в) інтраіндивідуальної; г) социо-психической; д) сознание-самосознание .

Отличительные признаки личности:

• сознание;

• самосознание;

• саморегулирование, то есть процесс управления своим поведением и деятельностью;

• активность, проявляющаяся в конкретной деятельности; но деятельность может иметь и антиобщественный характер, тогда такого человека называют асоциальной личностью;

• особенности протекания психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание);

• индивидуальность;

• социальный статус, т.е. положение личности в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности, привилегии. Статус личности задается существующей системой общественных отношений и объективно определяется место личности в социальной структуре. Он является его объективной характеристикой, но может осознаваться адекватно или неадекватно, активно или пассивно, полностью, частично или совсем не осознаваться.

ПОЗИЦИЯ личности характеризует субъективный-активный, деятельный сторону положения личности в структуре общества. В сложных по своей природе общественных отношениях каждая личность может занимать несколько позиций, отличающихся друг от друга своим значением, определенностью и другим признакам;

• социальная роль - способ поведения личности в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в конкретном коллективе или социальной группе. По определению И.С. Кона, роль личности - это социальная функция, нормативно одобренный способ поведения, которого ожидают от каждого, кто занимает эту позицию. Эти ожидания, определяющие общие контуры социальной роли, не зависят от сознания и поведения конкретного индивида. Они представлены ему как то, что является внешним, более или менее обязательным;

• ранг - это престиж, репутация, авторитет, популярность в группе, коллективе, обществе.

• самоопределение, то есть осознание собственных интересов, своего места в жизни и обществе, а также своих возможностей, потребностей, целей и ценностей;

• самовыражение - проявление способностей, сущностных сил, личностных свойств, качеств и особенностей;

• самоутверждение - закрепление в сознании окружающих своей значимости, весомости; реализация собственных целей через преодоление препятствий.



Контрольные вопросы:

• Что понимают под понятием «человек»?

• В чем сущность человеческой психики?

• В чем проявляется многоуровневость психики?

• Что такое бессознательный уровень психики?

• Как функционирует подсознательный уровень человеческой психики?

• Какие признаки человеческого сознания?

• Что такое над сознательный уровень человеческой психики?

• В чем заключается багатосистемність психики?

• Какие свойства человеческой психики?

• Что такое психическое?

• Какая разница между внешним и внутренним психическим? Каким образом они взаимодействуют?

• Что понимают под психоенергією и психоэнергетическим потенциалом?

• Что такое механизмы психики?

• В чем заключается психоэнергетическая концепция личности?

• Какова психическая структура личности в этой концепции?

Литература:

Абульханова - Славская К. А. Деятельность и психология личности. - М,: Наука, 1980 Асмолов А. Г, Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. - М.: Изд - во Моск. ун-та, 1990.

Бессознательное. Природа, функции, методы исследования: В 3-х томах. - Т. 1. - Тбилиси, 1978.

Варій М. И. Социальная психика нации: Научная монография. - Львов: Сполом, 2002.

Варій М. И. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог.

специальностей. - Львов: Край, 2005.

Винницкий А. Г. Мозг и парапсихология: Монография. - К.: Полиграфкнига, 1996.

Вичев В. Мораль и социальная психика. - М,: Прогресс, 1978.

Грофф С. За пределами мозга, - М.: Изд-во Моск. трансперсонального центра, 1993.

Донченко Е. А. Социэтальная психика. - К.: Наукова думка, 1994.

Общая психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. акад.

С. Д. Максименко. - К.: Форум, 2000.

Общая психология: Учеб. пособие /О. В. Скрипченко, Л. В. Долинская, С. В. Огороднийчук и др. - К.: А. Г. Н., 2002.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., Политиздат, 1975.

Марищук В. Л. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М,:

Политиздат, 1989.

Основы психологии / под общ. ред. О. В. Киричука, В. А. Роменця. - К.: Лыбидь, 1996. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов на Дону: Феникс, 1996.

Психология XXI века: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. - М.: ПЕР СЭ, 2003. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 1988.

Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты / Пер. с англ. - СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

Фрейд 3. Психология бессознательного. - М,: Прогресс, 1990. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика, 1992. Хардинг М. Э. Психическая энергия. - М.: Рафа-бук; К.: Ваклер, 2002. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1993.

Ярослав Иванович Цурковський (1905 - 1995). К 100-летию со дня рождения / Сост. О. М. Лозинского, С. С. Багнюк и др. - 2-е изд., доп. - Львов: Изд-во Университета «Львовский Ставропигион», 2005.