Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 4

Политическое участие, поведение и деятельность

 

4.2. Политические отношения и политическое мышление

 

Политические отношения - основа политической жизни, его содержание и особенности. Такие отношения имеют два основных замеры - внутренний и внешний. Внешнее измерение часто ошибочно называют или ассоциируют с международными отношениями, но это не то же самое.

Внутренние политические отношения играют основную роль в жизни страны. Это отношения между всеми, кто прямо или косвенно причастен к политике. Именно они не только обусловливают жизнь государства, народа, но и определяют внешнюю политику, которая всегда связана с интересами нации, народа, государства, то есть формируется и реализуется в зависимости от общенациональных интересов. Политические отношения реализуются в соответствии с политического интереса (интересов) и через определенное политическое поведение и деятельность.

Политические отношения, политическая деятельность невозможны без определенных норм и процедур, а также без соответствующих политических институтов.

Политический институт (political institution) - организация, учреждение, орган в сфере политического жизнь [238, 281].

К политическим институтам относят государственные органы (парламент, правительство, суд), разнообразные структуры, осуществляющие представительство интересов (политические партии, группы интересов, лоббизм), способы избрание должностных лиц (избирательные системы) и т.д.

Политические отношения имеют соответствующие особенности и характеристики. Они возникают и существуют по активного участия сознания и проявляются через соответствующие поступки, процессы. Выделяют две формы существования политических отношений: политическую деятельность и политическую организацию. Если в политической деятельности отражается динамизм политических отношений, их зависимость от усилий конкретных участников политического процесса, то политическая организация отражает соответствующую структурированность политических отношений, их сформированность на основе соответствующих норм и правил. Последний аспект политики часто еще называют институциональным.

Политическое участие не только обеспечивает реализацию интересов и потребностей гражданина в процессе политической деятельности, а в то же время, как уже отмечалось, является действенным средством политической социализации, формирование политической культуры, гражданской позиции личности.

В процессе политической деятельности политик, общественный деятель непременно вступает в определенные контакты, отношения с государством, властью, другими политиками, усваивает идеологию, участвует в политике. Эти отношения во многом определяются тем, насколько политик знает их суть, особенности функционирования, владеет приемами или технологиями политической деятельности. Скажем, необходимо хорошо осознать, что такое государство, когда и как она возникает, каковы ее функции, чтобы влиять на реорганизацию государства, осуществление реформы политической системы государства и т.д. То же касается и политических режимов, поскольку политику приходится жить и действовать в условиях существование конкретного политического режима, политических партий, общественных объединений, других субъектов политики.

Сейчас к политике, в широком понимании этого явления, привлечена подавляющее большинство рядовых граждан Украины, что подтверждает их неравнодушное отношение к тому, что происходит в государству. Так, в последнее время в Украине наблюдается достаточно высокая активность граждан во время избирательных кампаний, опросов общественного мнения, других общественно-политических акций, что является заметным признаком демократического, поступательного развития общества.

Становление Украины как суверенного, соборного, демократического государства - процесс сложный, длительный и далеко неоднозначный. Кардинальные изменения происходят во всех без исключения сферах жизни нашего общества, но самые заметные из них те, что касаются сознания граждан, их жизненной позиции, участия в процессах.

Такие позитивные шаги во многом обусловленные развитием социально-политических процессов, формированием новой генерации политических, государственных, общественных деятелей, повышением социальной активности все большего количества наших соотечественников. Другими словами, сейчас нужны люди не только неравнодушные к тому, что происходит в государстве в целом, но и активные участники конструктивных экономических, политических, духовных процессов, люди, которые в определенной степени, а еще лучше - в совершенстве, владеют политическими технологиями.

Политика мышления. Суть и характер политических отношений предопределяет политическое поведение любого субъекта политики. Прежде чем характеризовать особенности и типы политического поведения, кратко определим роль в этом процессе политического мышления и политической психологии.

Политическое мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком (политиком) политических явлений и процессов объективной действительности в их исторических, временных связях и отношениях.

Политическое мышление связано прежде всего с познанием реалий, которые вместе составляют политическую жизнь во всей его разнообразии. Как и любое другое, такое мышление наитеснее связано с языком - основным орудием формирования и способом существования мысли (мыслей).

Политическое мышление делает возможным научное познание всего, что предопределяет политику, ее существования, познания сущности и особенностей политических явлений и процессов, дает возможность не только познавать, но и предвидеть, прогнозировать развитие политических событий, способствует формированию личности, его навыков, способностей, политической культуры. Такое мышление политика развивается и формируется при непосредственной активной познавательной деятельности, под влиянием и на основе всего достигнутого человечеством в процессе его исторического развития.

В психологии, политической психологии активно дискутируются вопросы относительно типа политического мышления как определенного способа использование индивидом информации для получения определенных результатов. Американский ученый Ш. Розенберг, например, отмечает существование трех типов политического мышления: последовательно-ситуационного, линейного и систематизированного.

Последовательно-ситуационное мышление акцентирует внимание на том, что политическая реальность - это якобы определенная последовательность и согласованность событий, явлений, ситуаций. Людям (политикам) с таким типом мышления трудно абстрагироваться, обобщать, отыскивать определенные аналогии.

Линейное мышление свойственно тем, кто связывает определенное политическое событие с какой-то основой, а остальное считает производными от первой. Такое мышление является достаточно аналитическим.

Систематизированное политическое мышление присуще тем, кто считает, что политика строится на системе определенных отношений, явлений, процессов, событий.

Политическому мышлению свойственны практически такие же умственные действия и операции, как и любом другом, в частности анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация. То же касается и форм мышления, поскольку результаты процесса мышление (мысли), как известно, существуют в форме суждений, рассуждений, умозаключений и понятий.

В последние два десятилетия XX в. все активнее стали говорить о новое политическое мышление. Его возникновения прежде всего, можно объяснить интенсивным развитием в мире именно демократических процессов, существенной демократизацией общественной жизни вообще.

Как сложная политическая социальная сентенция новое политическое мышление базируется на осознании того, что выжить в этом мире, по большому счету, человечество имеет возможность лишь при условии консолидации, единения, сплочения сил, решения совместными усилиями так называемых глобальных проблем человечества, проблем войны, экологического состояния, проблемы Спида, наркомании, терроризма и т.д.

Выделяют традиционное и новое политическое мышление.

Традиционное политическое мышление базируется на осознании того, что каждая страна может выжить самостоятельно, без поддержки, помощи других стран.

Основные признаки традиционного политического мышления:

• примат классовых, групповых, национальных интересов над интересами прежде всего лица;

• експлуататорське отношение к природы, окружающей среды как к таким, которые имеют вполне служить человеку, обществу;

• попытки силовыми методами решать отдельные проблемы, в том числе и межгосударственные отношения (война рассматривается как допустимый и нормальный средство для решения политических проблем);

• недопустимость инакомыслия, недоверие - как основная форма общения между классами, народами, странами;

• забота о безопасности собственной страны - над все.

Новое политическое мышление, наоборот, утверждает, что прогресс человеческого развития базируется на колективізмі, единства стран и народов в их стратегическом плане.

Основные признаки нового политического мышления:

• постоянный примат общечеловеческих ценностей и интересов над другими;

• бережное отношение к природе, окружающей среды, забота об их рациональное использование и восстановление;

• решение любых политических проблем путем сбалансирования интересов, с помощью дискуссий, договоренностей, консенсуса, исключение войн из жизни общества;

• терпимое, уважительное и доверчивое отношение к политическим оппонентам, максимальная деидеологизация международных отношений;

• общая безопасность стран и народов.

Индивидуальные особенности политического мышления обусловлены характером жизни человека-политика, особенностями деятельности, типом нервной деятельности, соотношением первой и второй сигнальных систем. Основными индивидуальными особенностями политического мышления есть самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, широта, скорость, творчество. Указанные индивидуальные особенности такого мышления развиваются и совершенствуются только в процессе постоянной умственной и практической деятельности человека.

Любое политическое действие является результатом чувственного восприятия, соответствующего осмысления конкретных ситуаций, явлений, поступков самых разных субъектов политики. Анализируя политические события, явления, процессы, политик постоянно должен рассматривать их не только по сущности, но и применительно к психологии отдельных субъектов. Синтезируя политические явления, политик ставит целью также определить логику их развития, прогнозировать ход событий, осознать, кому и в какой мере определенные действия нужны и выгодны.

В политическом мышлении своеобразно оказываются абстрагирование и конкретизация, поскольку любые действия должны быть переведенные на язык политики, учитывая политические идеи, цели, взгляды, позиции, интересы. Политический анализ предполагает, во-первых, изучение взаимодействия структур, действующие в политике, а во-вторых - установление связей и особенностей, развитие и использование которых могут обеспечить наибольший эффект в политике.

Своеобразной функцией процесса политического мышления является политическая идеализация. Для идеальных построений, прогнозов в политике нужны рациональные, взвешенные основания, фундамент для таких прогнозов. При других обстоятельствах политическая идеализация является элементарным фантазированием, прожектерством. Осторожно политик должен использовать и разнообразные аналогии в процессе политического мышления, поскольку такой путь поиска истины, принятия политического решения упрощенный, не результативный. Аналогия не может быть достаточным аргументом в принятии политического решения, поскольку идеально похожих политических процессов практически не существует.

Политическое моделирование. В политической деятельности достаточно распространенным является моделирование как мысленное представление о чем-то более-менее конкретное (программы партий, движений, государственные планы, экономические модели т.п.). Политическое моделирование достаточно предметное и широко применяется в политической деятельности. В процессе политической деятельности, как и любой другой умственной деятельности, человек наталкивается на разнообразные социально-психологические барьеры, пытается их преодолеть. Прежде всего это социально-психологические барьеры деятельности и общения. Так, достижения, обретение новых, основательный знаний требует твердости, целеустремленности, трудолюбия, чтобы заставить себя освоить новую, более сложную информацию.

Рассмотрим политическое поведение подробнее.