Раздел 4
Политическое участие, поведение и
деятельность
4.3. Политическое поведение и его
особенности
Типы и формы политического поведения.
Выделяют два основных типа политического поведения: закрытый и открытый [148,
126-133].
Для закрытого типа характерна
политическое бездействие, или так называемая нулевая политическая активність. ее
причиной является то, что отдельные люди реально не могут заниматься политической деятельностью,
не имеют для этого соответствующих возможностей.
В конце концов, препятствовать политической
деятельности могут и апатия (отсутствие интереса к политической деятельности),
аномия, то есть такое состояние психики человека, когда он чувствует, что фактически
политическая жизнь проходит мимо нее. Участие в политической деятельности зависит
также от материальных, социально-культурных и политико-правовых условий,
существуют в обществе. Политическое бездействие - сложное и неоднозначное явление,
в значительной степени обусловлен личностными чертами и характеристиками человека.
Для открытого типа свойственна
в основном мотивированная, целенаправленная, рациональная, соответственно психологически и
эмоционально обусловленная политическая деятельность.
Важное значение в контексте
политической психологии приобретают психологические составляющие политического поведения
людей, а следовательно и политиков. В целом психологи выделяют три формы проявления
активности человека: инстинктивную, навичкову и умственную. В соответствии с этой
классификации рассматривают и разновидности политического поведения. Фактически в политике
наблюдаются все проявления человеческих инстинктов: самосохранения, жестокость,
агрессия, насилие, солидарность и т.д.
Под политическими навыками должны на
виду определенные умения, привычки, стереотипы. Однако нужно учитывать, что навыки
не всегда способствуют положительной деятельности политика. Старые навыки, например,
тормозят его деятельность в новых условиях. Впрочем, любая политическая система
крайне заинтересована, чтобы население, рядовые граждане, а не только профессиональные
политики, имели определенные политические навыки.
Основным признаком умственной
политического поведения является цілеспрямованість. ее обеспечивают за счет всевозможных
программ, идеологических схем, концепций, акций, кампаний и т.д.
Механизм политического поведения. Он
неоднозначный и сложный. Независимо от собственного желания каждый политик определенной
мере выполняет много функций, основными из которых (в связи с их общественным,
политическим значением) есть такие:
• объединение общества, граждан
вокруг определенных ценностей, интересов, целей и задач. Особенно ярко эта функция
прослеживается в деятельности политиков - лидеров политических партий, объединений;
• поиск и принятие оптимальных
политических решений. Реализация такой функции требует определенных аналитических
навыков, умения сравнивать, выбирать наиболее эффективные решения. Это в значительной степени
зависит от определенного политического чутья, умения предвидеть, прогнозировать, а то
и рисковать ради достижения ожидаемого результата;
• защита граждан от проявлений
беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание общественного порядка. Эта функция,
как ни одна другая, эксплуатируется чаще всего, нередко становясь орудием дешевого
популизма;
• укрепление политических связей с
массами. Без этого политик быстро отчуждается от своих сторонников;
• инициирование, обновления и
генерирование оптимизма и социальной энергии масс, мобилизация их на реализацию
определенных целей и задач. Эта функция широко используется
политиками-популистами, трибунами, мастерами провозглашения громких речей,
людьми, хорошо владеющие словом и пером.
Политическое участие и политическое
функционирования. Политический процесс охватывает в целом эти виды деятельности.
Политическое участие прежде всего имеет
целью формирования в процессе политической деятельности определенных позиций, требований,
настроений, а политическое функционирование - это профессиональная политическая деятельность, цель
которой - разработать правовые нормы, управлять различными политическими институтами.
Сложным феноменом политического участия
есть массовое стихийное поведение. Еще во второй половине XIX в. сформировались
практически две социально-психологические школы, которые исследовали и исследуют этот
феномен. Немецкая школа “психологии народов” (Г. Штейнталь, М. Лазурус, В. Вундт и др.) и франко-итальянская школа
“психологии масс” (Г. Лебон, Г. Тард, Ш. Сігеле, В. Парето и
др.). В России в свое время феномен массовых явлений исследовали М. Михайловский
(субъективная социология), О. Чижевский (геліопсихологія), В. Бехтерев (коллективная рефлексология) и другие
специалисты.
Фактически под массовой стихийной
поведением понимают различные формы поведения толпы (больших групп людей),
циркуляцию слухов, паники и других массовых явлений. Такая
поведение обусловлено соответствующим массовым сознанием, которая к тому же является производной
от экономического базиса общества, имеет системный характер, проявляется на
трех основных уровнях - индивидуальном (отдельный человек),
групповом (малые и большие группы) и целостном (общегражданском).
Кроме того, массовое сознание имеет
такие особенности, как высокий динамизм, противоречивость и спонтанность,
зависимость от многих факторов. Она предопределяет характер и особенности таких
качеств, как массовая мнение, настроения, поведение.
Массовое сознание достаточно характерна
для такой разновидности социального организма, как толпа. Причем важно, что именно
в толпе, за анонимность, индивидуальность человека ее особенности,
неповторимость становятся незаметными и нереализованными. В таких условиях поведение отдельного человека, всей толпы
переменная, непрогнозируемая, рискованная и даже угрожающая. Такое поведение
практически не бывает сознательным, поскольку толпа механически образуется и механически
действует, руководствуясь эмоциями, психическими движениями, различными провокациями. Часто
он действует под влиянием крайней поведения отдельных лиц, групп людей, одного или
нескольких лидеров, поддаваясь на самые разнообразные провокации.
Психологи выделяют несколько типов
толпы.
Оказіональний толпа (от англ. occasion - случай). Это большое количество людей (зеваки), что собрались через
интерес, скажем, уличными событиями.
Конвенционный толпа (от англ. convention - условность). Толпа образуется по поводу
предполагаемой, ожидаемой события (митинг, собрание, концерт на улице, футбольный
матч т.д.). Интерес людей в такой толпе цілеспрямованіший, чем за предыдущие
обстоятельств.
Экспрессивный толпа (от англ. exepression - выражение) - время от времени демонстрирует определенную эмоцию
(радость, восторг, несогласие, протест и т.п.).
Экстатическое толпа (от англ. ecstasy) - экстремальная система экспрессивного толпы, когда,
например, люди дошли экстаза, рвут на себе одежду, бьют сами себя или друг
одного т.п.
Действующий толпа (active). Это
самое сложное и самое опасное явление, поскольку такая толпа под влиянием эмоций,
призывов, действий отдельных людей активно действует. Это может быть толпа повстанцев,
мятежников, людей, охваченных паникой, и т.д.
В политике участвуют граждане
разного возраста, профессиональных предпочтений, пола.
Довольно часто предметом дискуссий является
участие в политике, политических процессах женщин. Казалось бы, это беспредметный
дискуссия, но все зависит от многих субъективных и объективных обстоятельств, что
предопределяют политическое участие человека любого пола.
Конституция Украины провозглашает
равенство мужчин и женщин в экономической, общественно-политической, культурной
деятельности (ст. 24), закрепляет равное право доступа к государственной службе (ст.
38). Реальная же украинская действительность несколько иная. Если в народнохозяйственном
комплексе мужчин и женщин занято практически одинаково, то в управленческой
деятельности их соотношение составляет 6 до 94 в пользу мужчин, а за
представительством в высших структурах власти (Верховная Рада Украины, Кабинет
Министров Украины) наше государство приравнивается к малоразвитых стран, где
количество женщин в парламентах не превышает 10 %. Так, в Верховной Раде Украины
сейчас только 8 % женщин от общего количества народных избранников.
В некоторых странах (Дания, Норвегия,
Франция и др.) введены квоты на женское представительство в высших органах
государственной власти. Во многих странах Западной Европы, США общественность пытается установить так называемую политику
равных возможностей. Относительно Украины, то определенным сдвигом в тендерной политике
можно назвать разве что Указ Президента Украины от 25 апреля 2001 г. о повышении
социального статуса женщин в Украине.
Особенности политического поведения.
Политические действия, акции, процессы характеризуются и обусловлены политической
поведением ее субъектов, активностью такого поведения. Стабильная, конструктивная
политическое поведение человека, как правило, наблюдается в стабильных
обществах. Однако стабильная политическая поведение не означает, что она активна,
скорее наоборот: граждане ходят на выборы, участвуют в референдумах как
политически послушные лица - и не больше. им недостает необходимости принимать активное участие
в деятельности общественных объединений, движениях, политических партиях и т.п., поскольку в
их жизни есть много других заметных острых проблем.
В нестабильных обществах, где
происходят существенные социально-экономические, политические, духовные изломы и трансформации,
достаточно распространенными являются или высокая политическая активность граждан, или - глубокая
апатия. Первое наблюдается накануне или в начале радикальных политических изменений, когда
граждане возлагают на ожидаемые преобразования огромные надежды. Второе,
наоборот, связано с тем, что люди теряют веру в действенность, эффективность
определенных преобразований, когда их ожидания не оправдываются. В таких случаях, как
правило, резко снижается интерес к политики как сферы жизни общества
в общем.
Политическая апатия часто напрямую
совпадает с социальной апатией как крайней формой социальной пассивности,
абсолютного неприятия любых форм политического, социального участия.
Политическое поведение, как и социальная
поведение людей, групп, сообществ, может быстро видоизменяться в зависимости от того,
как меняются их ценности, интересы, возраст, сфера деятельности, социальные
отношения в обществе и даже социальная система самого общества. Т.е.
стабильность политического поведения - явление достаточно условное, подвижное, изменяющееся.
Существенным показателем уровня, состояния
политической жизни, его особенностей в обществе в целом является массовая политическая
поведение. Это комплексное явление, которое отражает совокупную поведение всех субъектов
общественной жизни, политических процессов.
Массовое политическое поведение - результат
многих составляющих, но важным является политическое сознание, прежде всего широких
слоев населения, граждан страны.
Важными критериями (признаками)
массового политического поведения является уровень активности граждан в решении
общественных проблем; участие граждан в выборах, референдумах, различных
общественно-политических акциях (митинги, манифестации, забастовки, пикеты,
демонстрации); членство в партиях, общественных объединениях, организациях и т.д.
Массовое политическое поведение - объект
постоянного воздействия, корректировки и манипулирования со стороны всех субъектов
общественно-политического процесса - отдельных политиков, политических групп, партий,
общественных организаций, средств массовой информации. Изменить такое поведение или
соответственно направить ее всегда пытаются путем
формирования, изменения политического сознания.
С феноменом “массовое поведение” тесно
связаны и взаимодействуют “массовая психология”, “психология толпы”. Не потому ли
политическую активность и политическое поведение часто трактуют также как социальную
активность, которая реализуется в сфере политической деятельности [209, 10].
Формы политического поведения имеют
свои особенности, специфику. Так, психология толпы - временный психологический
состояние людей, которые через соответствующие причины оказались вместе, скажем, на
демонстрации, забастовки, пикете и т.д. По определению Г. Леона, для толпы
присущи такие специфические признаки, как импульсивность, изменчивость, легковерность,
податливость влиянию и даже гипноза, односторонность чувств, нетерпимость,
консерватизм и авторитарность. В этой связи остро встает проблема человека,
личности в толпе, поскольку часто человек в нем элементарно теряет свои
личностные черты, статус, убеждения и позицию. Такое положение угрожающее,
поскольку толпа довольно часто является случайным, ситуационным собранием людей, между которыми
нет глубоких и принципиально значимых межличностных связей и контактов.
Ошибочной, даже вредной является
односторонняя оценка массовых движений, массовой психологии. Общеизвестно, что именно
такая оценка доминировала во взглядах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, Г. Плеханова, А. Грамши и других сторонников
теории классовой борьбы, когда массовые выступления, особенно “низов”,
характеризовались только как следствие высокого уровня классового сознания. В.
Ленин, в частности, с большой долей оптимизма говорил о психологии масс -
рабочих, крестьян, интеллигенции, и не только отслеживал, но и готовил вместе со
своими единомышленниками массовые выступления против самодержавия. В. Ленин считал, что
именно широкие народные массы под руководством партии как руководящей и направляющей
силы являются настоящими локомотивами истории, движущей силой революционного процесса.
Наконец, так оно и произошло, но и во время осуществления революции 1917 года, и в
годы построения так называемого социализма больше оказались такие аномальные черты и
признаки толпы, массового сознания, как безрассудство, жажда игры, лицедейства,
крови. Наконец, большевики прежде всего использовали психологическую склонность масс не
до созидания, развития общества, общественных отношений, а к их уничтожению,
разрушению. По большому счету, аномальные черты массовой психологии является
объективным результатом низкого уровня общей и политической культуры масс.
Без политического поведения субъектов
нет политики, не может быть политических отношений и политической деятельности.
Политические отношения между людьми
во многом обусловлены существующими отношениями. При этом “поведение человека в
обществе в значительной степени носит институциональный характер, то есть регулируется
социальными нормами” [239, 189].
Кроме формальной социальной
поведения, обусловленной существующими и закрепленными в обществе общим
требованиями к всех граждан, существует еще и так называемая неформальная поведение граждан,
для которой конкретными социальными нормами служат обычаи, традиции, которые могут и
не совпадать с официально существующей системой нормативного регулирования. Например,
при бракосочетании в отдельных народов Кавказа право первой брачной ночи принадлежит
самому богатому человеку, шаману, колдуну и др.
Ни один субъект политики не может
существовать вне политической деятельностью.
Политическая деятельность - составляющая
человеческой деятельности, специфическая особенность которой заключается в направленности на
реализацию политических интересов субъектов политики и прежде всего на завоевание,
удержание и реализацию власти.
Политическую деятельность всех
обстоятельств можно отнести к духовному производству. Как и другие формы деятельности,
она соответствующим образом организована, інституалізована и профессионально закреплена
по отдельной группой людей (идеологи, политики), многие из которых специально
подготовлены к такой деятельности.
Политическая деятельность, как и любая
другая, имеет большую долю творчества, а в основном она практически и является творчеством,
поскольку основывается на разнообразных взаимосвязях людей.
Политическая деятельность - деятельность
управляемая, поскольку существует объект управления (отношения, в которые вступают участники
политических процессов, политической деятельности) и субъект управления (учреждения, структуры духовного производства -
партии, общественные объединения, движения и т.п.).
В структуру политической деятельности
входят ее объекты и субъекты. Объектом является политическая власть, политико-властные
структуры, субъектом - политические партии, движения, объединения, общественные организации,
политики, общественные, партийные, государственные деятели.
В зависимости от многих составляющих
существуют различные уровни политической активности личности:
• член общества, который
имеет минимальные политические взгляды, минимальную активность;
• член общества, который
принимает активное участие в политической жизни;
• член политической, общественной
организации;
• общественный, государственный политический
деятель;
• профессиональный политик;
• политический лидер.
На характер, особенности политической
деятельности влияют объективные и субъективные детерминанты. К объективным
относятся запросы, потребности, интересы, а к субъективным - политическая культура,
политическое сознание субъектов политического процесса.
Выделяют политическую деятельность
теоретическую и практическую. Первая, это - законотворческая, идеологическая, социологическая,
научно-организационная, методическая деятельность. Вторая - правительственная, депутатская
деятельность, работа в органах местного самоуправления, политических партиях,
общественно-политических движениях, объединениях, участие в референдумах, выборах,
митингах, опросах общественного мнения, маршах протеста и т.д.
Политическую деятельность осуществляют на
общественных или профессиональных началах.
Политической деятельностью на общественных
началах считают такую деятельность, за которую тот, кто непосредственно занимается ею,
не получает материального или иного вознаграждения и к тому же выполняет ее вне
основной профессиональной деятельностью.
К политической деятельности на
профессиональных началах причисляют депутатскую деятельность, работу в должностях и в
рабочих аппаратах политических партий, общественно-политических объединений и т.д. Такая
деятельность зачастую связана с материальным вознаграждением.
Существенное значение для мотивированной и
продуктивной деятельности политика любого уровня имеет его
социально-психологическая готовность к такой деятельности. В структуре готовности
психологи различают несколько взаимообусловленных и взаимосвязанных компонентов:
мотивационный, когнитивный, операционный и личностный.
Кроме того, политическая деятельность,
особенно ее эффективность тесно связана с тем, как согласуются между собой
“Я-реальное” и “Я-идеальное”. В первом случае речь идет о том, каким реально является
политик, а во втором - каким он себя представляет, каким его видят другие. Известно, что
многим людям свойственно чрезмерное завышение своих качеств, преувеличение
возможностей.
Политическая деятельность, как и любая
другая, также предусматривает целенаправленное и определенным образом мотивированную активность
человека в конкретный период времени. При этом для политической деятельности большое
значение имеет психологическая готовность человека к такой деятельности, то есть совокупность
всего необходимого для успешного решения определенной задачи, проблемы.
Психологическая готовность является своеобразным стартовым моментом в любой деятельности,
в том числе и политической.
Для политика много обстоятельств могут
стать стартовыми в конкретной деятельности, действия. Это, в частности, глубокое знание и
понимание сути, необходимости того, ради чего политик действует, побуждение к такой
действия со стороны других людей, чисто душевный порыв и прочее. В любом случае, политик
начинает действовать тогда, когда имеет психологическую установку на достижение желаемого и
ожидаемого результата. Важно, чтобы политик имел установку
не на деятельность вообще, а именно на инновационную деятельность, то есть такую, что
будет однозначно весомее и весомее результаты.
По многим характеристикам и
особенностями политическая деятельность такая же индивидуальна, как индивидуальна
любая деятельность человека. Речь идет о индивидуальный стиль политической
деятельности не как набор отдельных качеств, а как цілезумовлену систему взаимосвязанных действий, при помощи
которых достигается определенный результат.
Индивидуальный стиль деятельности, в
том числе политической, обусловлен и обеспечивается прежде всего свойствами
нервной системы человека.
Не следует путать понятия
”индивидуальная политическая деятельность” и ”индивидуализированная политическая деятельность”.
Индивидуализированная политическая
деятельность - явление редкое. Практически всегда политик имеет единомышленников, политическую
силу в виде группы людей, объединения, организации, партии. В конце концов, политическая
деятельность может осуществляться за помощью и неорганизованных сил - ситуативного
группы, массы, толпы. Политик общается с ними, использует их тогда, когда это
соответствует его собственным интересам или интересам формального объединения (организации,
партии), к которому он принадлежит, волю которого реализует.
Каждый человек является представителем определенной
государства, нации, класса, социальной прослойки. Именно в статусе носителя специфических
качеств конкретного сообщества она привлекается к определенного вида общественных
отношений. Это также происходит благодаря определенной политической поведении.
Понятие “политическая деятельность”, как и
понятие “политика” в целом, трактуется весьма неоднозначно, широко. Как в
одной другой науке здесь имеются и обозначаются отношения между различными субъектами
политики, деятельность которых сводится к одному - завоевание и использование
власти в определенных политических интересах.
Политическая деятельность - это совокупность
действий общественных групп (классов, социальных слоев, наций и т.д.) по реализации
политических интересов по поводу завоевания, использования и удержания власти
[151, 103].
Мотивы детерминируют, определяют цель
и программу политической деятельности. И цель, и программа также могут быть заметно
выраженными альтруистическими или эгоистичными.
Типы политического поведения. В
политической деятельности выделяют несколько типов политического поведения человека: конформизм,
политическую индифферентность, политический активизм.
Конформизм связан с ориентацией
на чужое мнение, взгляд, поддержку любой позиции. Такое поведение является
соответствующим приспособлением, политической лояльностью, позицией типа “как все, так и
я”. Людей с такой политической позицией активно используют
политики-манипуляторы, авантюристы, все, кто в своей деятельности прибегает к
дешевого популизма.
Индифферентность - безразличное отношение
к политике, отчуждение от нее. Люди этого типа считают, что их участие в политике
бесперспективное, ненужная, потому что она, мол, мало что или ничего не даст.
Политический активизм присущ тем,
кого реальное положение не только в политике, но и в обществе в целом абсолютно не
устраивает. Люди с таким типом политического поведения активно привлекаются к
политической, общественной жизни, глубоко убеждены, что именно благодаря их
непосредственном участии состояние дел в обществе изменится к лучшему. Именно из таких
граждан формируются настоящие политические лидеры: традиционные (“как делали до нас,
так делаем и мы”); легальные, или бюрократические (лидерство должности, а не реальных
действий); харизматические (лидерство, как говорят, от Бога, как историческая необходимость).
Важным стимулом для политической
деятельности любого субъекта политического процесса, начиная с отдельной личности,
есть политические идеи, идеалы, которыми такой субъект руководствуется, или наоборот -
возражает, протестует против их существования, исповедание другими.
Политические идеи, которые усваивает человек,
со временем превращаются, составляют определенную систему убеждений человека, побуждают
ее к действиям с целью достижения обусловленной этими идеями цели. Такая цель не
обязательно должна согласовываться с целями других людей, нации, народа. Иногда
она бывает даже и диаметрально им противоположным, что лишает нацию, народ
возможности объединиться с целью решения общих проблем и задач.
Политическая деятельность обусловлена
в основном политической активностью.
Политическая активность - важная
характеристика жизненной позиции личности, суть которой заключается в деятельности
социальных групп и индивидов, направленной на определенное совершенствование или изменение
социально-экономического, политического порядка в обществе, государстве.
Основу (как побудительный мотив)
политической активности составляет политический интерес.
По уровню, объему политической
активности людей (личностей) часто разделяют на четыре группы:
1) гиперактивные. Это люди, для которых
политическая деятельность является практически профессиональным занятием, дает им основные средства
для существования (депутаты, лидеры политических партий и объединений, руководители
государственных, правительственных учреждений, госслужащие, ведущие деятели средств массовой
информации и т.п.);
2) активные индивиды. К ним
причисляют достаточно активных членов партий, общественных организаций и
объединений, активистов общественного движения, непосредственных организаторов определенных
общественно-политических акций (собрания, манифестации, забастовки,
пикеты, избирательные кампании);
3) широкие массы населения. Это
наибольшая часть граждан, которые занимаются политикой (отношение к ней) изредка,
или время от времени. Например, гражданин на протяжении длительного времени лишь раз взял
участие в выборах (как избиратель) или в референдуме (опроса общественного мнения);
4) гіперпасивні. Таковыми являются граждане,
при каких условиях и обстоятельствах не принимают участия в политических действиях и акциях нет
прямо, ни косвенно. Чаще всего они игнорируют даже такое обычное гражданское
право и обязанность, как участие в выборах. Такую позицию (ситуацию) М. Вебер охарактеризовал
как дефицит “этики ответственности”.
Политическая активность личности, ее
уровень зависят от многих обстоятельств и причин, среди которых доминируют:
• уровень общественно-политического,
экономической жизни граждан. Как правило, выводят зависимость такого характера:
чем выше уровень жизни граждан, тем больше их интерес и заинтересованность в
общественной, политической жизни. При таких обстоятельствах, как правило, высокую степень
доверия к существующей власти, ее отдельных ветвей, общегосударственных,
общенациональных политических, государственных, общественных деятелей;
• уровень внутренне-духовного
развития человека (общая образованность, культура, в том числе политическая
культура личности, гражданское самосознание);
• уровень творческого, инновационного
потенциала личности (заряженность на действие, деятельность, поступки);
• уровень практической подготовленности
к общественно-политической, общественной деятельности, наличие жизненного и
практического опыта.
Существует и такое понятие, как “уровень
политической деятельности”.
Уровень политической деятельности
непосредственно связан (обусловлен) с уровнем всестороннего цивилизационного
развития общества. Зависимость здесь однозначная - чем выше такое развитие
общества, тем ниже уровень политической деятельности и потребность в ней, и
наоборот: высокий уровень политической деятельности характерен для обществ с
низким уровнем цивилизационного развития (нестабильное, переходное состояние
обществ, неструктуризовані общества, с недостаточным уровнем модернизации).
В зависимости от характера поведения
участников политического процесса разделяют на лидеров, активистов, последователей,
лидеров общественного мнения и т.п.
Лидеры, как правило, возглавляют
политическое движение благодаря подготовленности, авторитету, социальному статусу и т.д.
Активисты выступают посредниками
между лидерами и теми, кто идет за ними, поддерживает их. Фактически они влияют на
рядовых участников политических действий и процессов, несколько меняют стратегию и тактику
политического действа, а главное - активно помогают лидерам в их
деятельности.
Последователи имеют разную степень
политической, социальной активности, в целом поддерживают идеи лидеров, но с
определенных причин не достаточно четко осознают даже собственные интересы в политической
борьбе и поэтому менее активны, чем активисты.
Лидеры общественного мнения не так
организаторской, организационной деятельностью, как интеллектуальной (особенно в
средствах массовой информации) усиливают эмоциональное, психологическое напряжение
вокруг политических проблем, к которым привлечено внимание многих людей.
Итак, проанализировав проблемы
политического участия и поведения, можно сделать определенные выводы.
Лидерство - феномен слишком
неоднозначный. Лидером можно стать далеко не всегда за счет соответствующих
качеств, черт, таланта и т.д. Так, по мнению известного украинского политолога Д.
Выдрина, лидером можно стать, или определенным образом случайно-интуитивно угадав
интересы широких слоев, которые своим духовным укладом совпадают с их
потребностями, или целенаправленно - определив, исследовав эти интересы” [47, 40].
Понятно, что последний путь более сложный, требует большой работы политика, в частности
и над самим собой.
Лидером можно стать и быть,
исповедуя, эксплуатируя далеко не позитив, не гуманные принципы
развития человеческого сообщества. Приведем конкретный пример.
Анализируя революционные события в
России, П. Струве в свое время доказал, казалось бы, парадоксальный факт: вожак,
политический лидер довольно часто паразитирует на идее разрушения, удачно учитывая,
что масса легче воспринимает ее, чем идею созидания. По его определению, вожаками
революции в России оказалось большое количество слабых, бездарных, безликих,
морально никчемных людей, которые висаотцу
в вожди не благодаря собственной выдающейся
личности, а именно потому, что через свою безликость они без конца угождали
толпы и обхаживали его. К сожалению,
П. Струве был абсолютно
правый. Во всяком случае дальнейшие голодоморы, гулаги, массовые политические репрессии
стороны тех, что “университетов не кончали”, подтвердили этот печальный вывод
великого российского реформатора.
Обидно, но такие примеры находим
и в истории последних десятилетий в собственной стране.
Приводим наиболее распространенную типологию
политического лидерства:
• по стилю лидерства
(деятельности) - авторитарное, демократическое;
• по степени легитимности -
формальное, неформальное;
• по классификации М. Вебера
- патриархальный, бюрократическое, харизматическое.
В политике в целом можно иметь
традиционный, харизматический формальный и неформальный авторитеты.
Традиционный политический авторитет
оказывается тогда, когда он базируется на постоянном передаче не только власти (от
отца к сыну, муж - жене и т.п.),
но и традиций, норм, ценностей, связанных с этой властью (династические, родовые
традиции, правила).
Харизматичный политический авторитет
возникает и существует исключительно благодаря исключительным личностным человеческим качествам его
носителя, его умению доказывать всем неоспоримость, богоизбранность и доконечну
социальную потребность и вес собственной власти.
Формальный политический авторитет -
авторитет кодифицированный, закрепленный определенными нормами, узаконенный правовой системой общества. Он существует как
обязанность, искусственная норма, хотя объективно обществом, гражданами не
воспринимается.
Неформальный политический авторитет.
Его имеет традиционно и неформальный политический лидер. Это авторитет, что создается
независимо от места лидера (общественного, политического деятеля) в иерархии
руководства. Более того, такой авторитет, как правило, мало связан и с официальным признанием его носителя со стороны
высших, авторитетных инстанций в определенной организационной структуре. Другое дело,
что неформальный авторитет одинаково трудно и завоевывать и удерживать.
Часто образ политического лидера
благодаря специальной пропаганде выполняет специфическую роль религиозного символа и
продолжает активно влиять на сознание граждан даже тогда, когда лидера уже
нет. Ярким примером этого является Ленин. После его смерти, как известно,
политбюро РКП(б) приняло специальное решение о сохранении тела вождя ради
того, чтобы народные массы имели возможность и в дальнейшем видеть его, не теряли веры в
бессмертие его идей, чтобы и дальше срабатывала интенсивная коммунистическая пропаганда под лозунгами: “Ленин всегда с
нами!” “Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!” “В каждом из нас есть маленькая
частичка от великих деяний Ленина” и т.д. Еще при жизни Ленина его близкий
сподвижник по партии Г. Зиновьев называл Ленина “апостолом социалистической
революции”, а его книгу “Что делать?” характеризовал не иначе, как Евангелие
революционера. А Г. Плеханов называл ее “катехизисом для наших практиков”
(большевиков). Даже Л. Троцкий в 1923 г. писал: “Маркс - пророк со скрижалями,
а Ленин - величайший исполнитель его воли” [184, 11-12]. Похож
механизм воздействия на психику людей применяла пропаганда
десятками лет в Германии (Бисмарк, Гитлер), Китае (Мао Цзэдун), Болгарии
(Димитров) и других странах.
Портреты Ленина, Сталина, Гитлера,
Мао Цзэдуна, других политических деятелей своего времени были обязательным атрибутом
каждого дома, организации, учреждения. их выставляли на самых почетных местах,
возле святых икон, образов, в красных углах. И это естественно, ведь любому
культа обязательно приписывается мотив, ореол святости, вечности, бессмертия. Для
утверждение, сохранение таких мотивов в отношении отдельных исторических лиц активно
привлекались и привлекаются и официальные религии отдельных стран.
Политические лидеры часто становятся также
политическими, национальными символами. О них создают легенды, поучительные
истории, они становятся героями фольклора, классических произведений литературы и
искусства.
Основные черты политического лидера:
• способность выражать и
в соответствии отстаивать взгляды определенной группы;
• наличие собственной политической
программы;
• высокая эрудиция, образовательная
подготовка;
• политическая воля;
• политическая культура;
• способность совмещать
теорию и практику, делать политические прогнозы;
• умение организовать деятельность
других людей;
• популярность;
• высокая нравственность, такт;
• доступность, коммуникабельность,
ораторские способности и др.
Украинский исследователь В. Токовенко
основными такими качествами современного политика справедливо считает такие:
• аналитические
(способность и умение видеть политические проблемы, анализировать их, производить
идеи и пути их воплощения в жизнь);
• волевые (способность
принимать решения и добиваться их реализации);
• коммуникативные (умение
контактировать, сотрудничать с другими людьми).
Определяющим качеством политического
лидерства является авторитет.
Авторитет (от лат. auctoritas - власть) - знания или влияние, которые
могут иметь люди, вещи, что не требуют постоянного подтверждения этого
значения, доведения его на практике [236, 10].
В зависимости от отрасли или сферы, о
которой идет речь, можно говорить об авторитете научный, религиозный, политический
т.д.
Политические лидеры занимают видное
место среди политической элиты. Поскольку в политических науках проблему политической
элиты рассмотрены достаточно широко и подробно, здесь мы ограничимся несколькими важными
замечаниями и пояснениями принципиального характера.
Политическая элита. Теорию элиты, в
том числе и правящей элиты, впервые четко сформулировали на грани XIV-XX вв. итальянские философы Вильфредо Парето и Гаэтано
Моска. Они доказали, что в любом обществе существует определенная группа людей, которые
непосредственно является правящей силой.
Существуют достаточно специфические,
оригинальные подходы к проблеме политической элиты. Рассмотрим некоторые из них.
Первый подход. Согласно теории
элит, в обществе реальную политику осуществляют управленцы (бюрократы), а
непосредственно такая политика влияет на широкие массы. При этом элита постоянно
пополняется, рекрутируется из социально-экономических страт. Если такое
рекрутирование (пополнение, изменение элиты) происходит слишком быстро, в обществе
весьма вероятны острые кризисы и даже революции, что вредит его постепенном
эволюционном развитии.
Второй подход. Известный американский
правовед Роберт Митчел в своей монографии “Political Pazties” (1949 г.) обосновал взгляд на элиту как следствие так
называемого железного закона олигархии, когда всеми правительствами и политическими
организациями руководит небольшая группа людей. По его мнению, партийное руководство,
бизнес-элита постоянно меняются, устраняются, перестраиваются. При этом
политическая и экономическая элиты важнейших в обществе. Они постоянно
взаимодействуют, борются между собой и даже меняются местами в своем общественном
значении и роли. Возможно, с учетом особенности функционирования
американского общества другой американский ученый Ксандра Кейден утверждает,
что суперэлитой, которая оказывает решающее воздействие на всю политику в государстве, является именно
экономическая элита.
Третий подход. Часто употребляется
термин “властная”, или “правящая” элита. Речь идет о небольшой группе людей, которые
доминируют над другими благодаря возможностям планировать, разрабатывать, принимать
решения, осуществлять контроль над взаимоотношениями и процессом использования
власти. Как правило, “правящая элита” имеет лучший доступ не только к власти, но и к
тех средств, рычагов, механизмов, такую власть обеспечивают, например, к
средств массовой информации. “Правящая элита” существует и действует прежде всего за счет
соответствующего законодательного закрепления и финансово-материальных возможностей.
Четвертый подход. Проблема
“правящей элиты” в том, что ей всегда не хватает идеологии доминирования, т.е.
такой, которая бы в идеале была идеологией всех и ее все поддерживали. Поиск такой
идеологии особенно усложняется в условиях политического плюрализма, социальной
нестабильности. В Украине, в частности, поиски такой идеологии ведутся на протяжении
всех лет развития самостоятельного государства. Разными были и есть как названия, так и суть
ожидаемой идеологии: “идеология государственности” (Л. Кравчук), “идея социальной
безопасности (В. Горбулин), “православное мировосприятие” (Д. Табачник), “союз украинского
интеллекта и украинского капитала” (И. Драч) и др.
Пятый подход. В случае заметного
развития взаимоотношений между элитой и массами наблюдается также, с одной стороны,
потеря интереса массы к общественно-политической жизни, государственной политики, а с
другой - государственная политика фактически отражает и отстаивает ценности не народа,
массы, а правящей политической, экономической элиты. Чем мощнее, активнее
элита, тем меньше она зависит и подчиняется массам.
Несмотря на определенную пассивность масс не стоит
утверждать, что “массы ничего не решают”, а “демократические институты -
выборы, политические партии - важные лишь как символические ценности” [194, 61]. Все
зависит от того, как и в какой степени элита (элиты) используют свои возможности
влияния на массы, их участие в общественно-политической жизни.
Индивидуальные качества людей. Людям
присущи индивидуальные черты, качества, то есть индивидуальные различия. Такие
различия изучает дифференциальная психология, а выявляются они в процессе
обучения, проявления эмоций, реакций, мотиваций и других аспектов поведения.
Индивидуальные различия формируются
в результате длительного и сложного взаимодействия наследственности индивида с его
средой. Другими словами, с одной стороны, генетически человек наследует отдельные
признаки, а с другой - среда, которая действует на человека еще до рождения, заставляет ее
соответственно реагировать на раздражители различного происхождения. Такие процессы
часто взаимосвязаны, но не детерминированы жестко. Например, можно
унаследовать от родителей определенный талант, но потерять его потом по разным причинам
- за болезни, бездействие и т.д. Или можно не иметь врожденной склонности к
политической, общественно полезной деятельности, но благодаря длительной и кропотливой
работе над собой достичь определенных успехов на этой ниве. Врожденные задатки и
способности есть в определенной степени унаследованными качествами, однако без дальнейшего развития,
совершенствование они мало чего стоят.
Существенное значение имеют способности и в
процессе политической деятельности (как и любой другой). Под способностями понимают
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;
особенности, обеспечивающие успешное выполнение любой деятельности или нескольких
видов деятельности; не только имеющиеся знания, навыки, умения, а и то, что способствует
лучшем их приобретению.
Способности, в отличие от
анатомо-физиологических особенностей человека, всегда являются результатом соответствующего
развития. Врожденными являются, скорее, не способности, а задатки - как источника их развития.
Ведь известно: гений - это труд.
Итак, способности не возникают и не
существуют вне определенной деятельностью, они проявляются только в процессе деятельности, еще
больше - развиваются и совершенствуются.
До основных способностей человека
относятся способности к учебе, труду, общественной, духовной деятельности. В
комплексе все способности составляют природу конкретного человека, однако сама
природа является продуктом постепенного развития и самосовершенствования.
Для определения особенностей,
характера политической деятельности конкретного человека кроме психологических
характеристик следует учитывать такую динамическую характеристику психической
деятельности личности, как темперамент. Когда речь идет о темпераменте, то имеются
в виду импульсивность и темп психической деятельности. Даже близнецы имеют
определенные различия, основой которых является психологическое состояние. В политической деятельности
это имеет чрезвычайно важное значение, как и то, что для темперамента человека
особенно важны впечатлительность и импульсивность.
Часто говорят о неповторимости
лица, особенно заметной, одаренной. Такая неповторимость - это стиль человека,
то, что ярче всего отличает ее среди других. Говорят, стиль человека - это
человек. Музыку М. Огинского нетрудно отличить от музыки П. Чайковского, а
политику Л. Кравчука от политики П. Симоненко, и не только за политическими
ориентациями последних, но и за тем личным, что составляет стиль деятельности
(в том числе и политической) каждого из них.
Стиль предопределяет индивидуальность
жизненного пути человека. Однако его следует понимать не как какое-то одно качество человека
или их набор, а именно как целенаправленную систему действий, которые тесно связаны между
собой и благодаря которым один человек принципиально отличается от других людей,
достигает определенных результатов в собственной деятельности.
Индивидуальность стиля предопределяется
в основном свойствами нервной системы человека.
Общепризнанными формальными
признаками индивидуального стиля философы считают следующие:
• достаточно устойчивую систему
приемов и способов деятельности конкретного человека;
• наличие ярко
выраженных личных качеств человека;
• умение и способность
лица наилучшим образом приспособиться к объективным требованиям.
Итак, индивидуальный стиль - это
комплекс, единство всех признаков деятельности человека, обусловленных ее особенностями.