Экономика
Файлы
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПОЛИТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Раздел 4

Политическое участие, поведение и деятельность

 

Власть в основном реализуется через общение, политическое участие, поведение и политическую деятельность.

Общение - отношения, взаимодействие двух или большего числа сторон, направленная на достижение определенной цели. А что интересы людей - различны, то различны и их цели. В идеале в государстве должны создаваться такие условия, чтобы потребности практически каждого гражданина могли быть развязанными, а интересы - довольными. Такие общества часто называют обществами социального согласия и общественного благосостояния.

Общение характеризуется:

• содержанием (с какой целью происходит общения);

• структурой (форма общения);

• характером (конкретные действия как составляющие общения).

Отмеченное выше в полной мере предопределяет и общения в политике, политических процессах. Здесь, однако, важнее имеют те аспекты и особенности, которые предопределяют политическое участие и политическую социализацию субъекта политики.

 

4.1. Политическое участие и политическая социализация

 

Политика - явление сложное, многоаспектное. Чтобы осознать ее суть, надо прежде всего выяснить, что такое “участие в политике”, или политическое участие.

Политическое участие. Политические процессы абсолютно невозможны без соответствующего участия в них различных субъектов политического процесса. Такое участие называют политическим.

Политическое участие - вовлечение (привлечения) членов социально-политической общности в существующие в нем политические отношения и структуру власти. Конкретнее политическое участие рассматривается как участие граждан в определенных делах государства.

Рассмотрим наиболее распространенные концепции, что объясняют причины политического участия.

Согласно теории рационального выбора, большинство людей склонны к рациональному поведению (не следует отождествлять с логичным поведением). Сторонники такого взгляда считают, что человек старается во всем, а значит и в политике, достичь максимального результата за счет оптимальных, часто малейших затрат и усилий.

Адепты теории так называемой мичиганской модели, в противовес теории рационального выбора считают, что в политической деятельности доминирует партийная идентификация человека, которая является результатом или производной от политической социализации.

Представители психологической школы считают, что доминирующими в политической участия и деятельности являются мотивы и установки человека. А поэтому важно изучать взаимосвязь, взаимовлияние установок личности на ее поведение, конкретные действия.

По мнению сторонников институционального подхода к определению особенностей политического участия, последняя зависит не от конкретных психологических характеристик личности, ее социального статуса, уровня образования, а от возможностей граждан (избирателей) влиять на правительство, власть [182, 188].

Выделяют политическую активное участие и пассивную, индивидуальное и коллективное, добровольное и принудительное, традиционную и новаторскую, легитимную и нелегитимную. Уровень политического участия, ее масштабы есть показателями степени демократического развития общества, уровня общей и политической культуры его граждан, самых разных субъектов политики.

Существуют две основные формы участия граждан в политической жизни: непосредственная и опосредованная.

Непосредственное участие (волеизъявление) в референдумах, выборах.

Опосредованная - участие в деятельности различных партий, объединений, групп, союзов.

Политическое участие реализуется через соответствующее политическое поведение, деятельность. Поэтому необходимо определить психологические особенности взаимосвязи личности и политики.

Социальные, политические науки рассматривают личность как социальный индивид, своего рода первичный, неделимый элемент политической системы, как отдельного человека, которая имеет политические права и свободы и несет персональную ответственность за акты своего поведения в политической сфере [164, 293].

Психика и поведение человека является продуктами биологических и социальных процессов. Мы разделяем точку зрения, что в подавляющем большинстве современных обществ люди выбирают те мотивы и ценности, цель и средства, ту линию поведения, которыми они руководствуются именно в общественно-политической жизни.

Д. В. Ольшанский политическую поведение определяет как процесс взаимодействия политических субъектов с политикой и считает ее наивысшей стадией человеческого поведения, которая имеет место в политике как высшей сфере организации человеческой деятельности [153, 93].

Самым высоким уровнем политического поведения есть поступок. Именно в поступках проявляется и формируется личность человека, особенно политика.

Лицо одновременно является объектом и субъектом политики. С одной стороны, даже вопреки желанию, в той или иной степени человек находится под влиянием политики, политических процессов, а с другой - как носитель определенных политических качеств она привлекается к конкретного политического процесса как представитель государства, нации, народа, социальной группы.

Для каждого человека свойственно индивидуальное отношение к политики. ее участие в политических процессах зависит от личностных характеристик, а также от конкретных материальных, социально-культурных, политико-правовых условий. Так, малообразованный, с низкой политической культурой человек чаще всего является простым объектом политического влияния, манипулирования со стороны других. В обществах с высокоразвитыми демократическими принципами и нормами непосредственное участие в политических процессах берут значительно больше людей, чем в обществах с низким уровнем демократии.

Политическая социализация. Реальным участником политической жизни человека делает ее политическая социализация как своеобразный процесс политического созревания лица, нахождения собственного политического “Я” как за счет усвоения политического опыта, практики своих предшественников, так и саморазвития, самореализации.

Выделяют два основных периода политической социализации человека. Первый охватывает детские и юношеские годы, второй - активное взрослую жизнь и деятельность.

Политическая социализация обусловлена конкретно-историческими факторами общества, характером политической жизни.

Политическая социализация - усвоение лицом определенного социального и политического опыта, накопленного обществом и сконцентрированного в культурных традициях, ценностях, нормах и статусной ролевого поведения.

Результатом политической социализации есть умение человека: а) ориентироваться в общественно-политическом пространстве; б) принимать участие в решении социально-политических и других проблем, связанных с управлением делами общества и государства.

Раньше основной акцент в процессе социализации личности делался на усвоении человеком информации, определенных норм и ценностей, а впоследствии - на самостоятельном аналитическом подходе к усвоению информации, ее переработке, умении использовать такую информацию в практической деятельности. При этом особое значение придается тому, насколько социализация личности способствует ее поведенческой деятельности в процессе выборов, референдумов, другого способа определения общественного мнения при принятии решений, касающихся политики.

Механизм, каналы политической социализации в каждом обществе существуют свои. Они связаны с передачей лице определенных традиций, привлечения к доминирующей политической культуры. Существуют при этом и так называемые универсальные, общественно значимые институты политической социализации, к которым относят семью, систему образования, средства массовой информации, государственные, партийные, общественные организации, отдельные политические события и акции.

Роль, значение, направленность и эффективность действий различных институтов политической социализации личности зависят от многих обстоятельств: особенностей политической системы в конкретной стране, ее стабильности; правового поля; уровня демократизации; состояния развития гражданского общества и т.д.

В процессе политической социализации человек осваивает определенные социальные, политические роли, апробирует их через деятельность, меняет собственное поведение.

Эффективность политической социализации, ее глубина (предметность) зависят от возраста человека, приобретенных знаний, практического

жизненного опыта, восприятия политической жизни, объективной, критической оценки действительности т.д.

Политическая социализация как процесс привлечение лица к политической жизни содержит такие элементы:

• политические интересы;

• политические потребности;

• политические знания;

• политические утверждения;

• политические эмоции;

• политическую волю;

• политическую активность;

• политическую деятельность.

Выделяют первичную и вторичную политическую социализацию личности.

Первичная политическая социализация преимущественно связана с приобретением знаний, в частности в области общественных, политических наук, с усвоением определенных норм, ценностей.

Вторичная политическая социализация происходит тогда, когда человек способен самостоятельно продуцировать разнообразные нормы и ценности, формируя собственную (индивидуальную) политическую культуру (субкультуру).

Политическая социализация, как и социализация личности в целом, невозможна не только без соответствующих общественных, социальных условий, но и прежде всего без свободы личности.

Свобода человека - многоплановое явление, предусматривает преимущественно экономическую, политическую, духовную, гносеологічну свободу, каждая из которых имеет свой характер и особенности.

Свобода экономическая - это не просто свобода от эксплуатации, а свобода и возможность выбора принятия экономических решений (кем, где, в каком статусе, при каких условиях и т.п. человек желает и может работать). Речь идет о субъективный момент экономической свободы.

Свобода политическая - соответствующий политический комфорт, который создает условия для пользования максимумом гражданских, политических прав и свобод для активного участия отдельно взятого гражданина в управлении государственными и общественными делами. Политическая свобода возможна лишь за соответствующего уровня демократии.

Свобода духовная - свобода выбора идей, идеалов, идеологии, мировоззрения. Часто такую свободу называют “свободой совести”. Духовно свободным может быть только человек определенного уровня знаний, культуры, в частности политической культуры.

Свобода гносеологическая - способность человека действовать столь широко и масштабно, насколько она способна познавать окружающий мир - мир природы и социальный мир.

Свободу личности нужно рассматривать в тесной взаимосвязи с ее ответственностью, без такого единства прогрессивное общественное развитие человеческого сообщества является нереальным.

Существуют такие формы политического участия человека в политической жизни общества:

• согласование своего жизни, деятельности с органами власти в соответствии с основными конституционно-правовых норм;

• участие в избирательных кампаниях, референдумах, формировании представительных органов различных уровней - от местных до центральных;

• участие в демонстрациях, митингах, пикетированиях, других массовых политических акциях;

• участие в деятельности политических партий, общественных объединений, в других организованных формах политического процесса;

• непосредственная политическая деятельность в формах и на должностях, связанных с выполнением функций представителя власти, депутатского корпуса;

• политическая деятельность, которая фактически является для человека основным занятием, источником ее существования (государственные деятели, лидеры политических партий, объединений, теоретики-идеологи и т.д.).

Своеобразие и особенности политического процесса всегда обусловлены соответствующим политическим поведением, деятельностью его участников, субъектов. В свою очередь, политическая деятельность определяется собственно природой политики, установлением соответствующих политических отношений между субъектами политики, которые имеют не только одинаковые, но и противоположные потребности и интересы, суждения и направления активности.

В совокупности политическое поведение различных субъектов является той взаимодействием, которую и называют политическими отношениями.