Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел ХІІ

НАЦИОНАЛЬНЫМ ХАРАКТЕР, СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

 

Каждый этнос, каждый народ имеет черты, присущие только ему. Учеными это определяется как характер нации, народа.

Характер (от греч. character - черта, особенность) - это совокупность моральных качеств народа, нации, личности, которые определяют объект морального оценки и предметом нравственного воспитания человека обществом. Характер нации или человека ярче всего проявляется в их поведении. Условно составляющие характера различают так: идейность, сознательность, принципиальность, инициативность, убеждения, которые характеризуют отношение народа, человека к труда (трудолюбие или потребительство), к собственности (бережливость или корыстолюбие), особенности межличностных отношений как внутри нации, так и в связях с другими народами (человеколюбие и человеконенавистничество, уважение и высокомерие, вежливость и грубіянство); качества, которые раскрывают черты человека (правдивость, верность, искренность, лицемерие, коварство). К последним относятся волевые качества личности, присущи также народа: самолюбие, самообладание, выдержка, мужество, смелость, трусость. Мораль каждой общественно-экономической формации производила специфические представления о характере и образцы положительных или отрицательных моделей поведения, нравственного воспитания общественными институтами.

В периоды активной пропаганды религиозных концепций создавались модели соответствия характера к жизни “святых праведников”, которые преодолевали влечение к радостям земного бытия. В период формирование буржуазных отношений пропагандировался образ расчетливого хозяина, который накопление первичного капитала ставил превыше всего. В период перераспределения и стабилизации накопленного капитала начал утверждаться характер уверенной в себе человека, которая обеспечена материально и может заниматься меценатством и благотворительностью. Чрезмерное заселение территорий, в частности Европы, спровоцировало завоевательные войны с целью расширения жизненного пространства и получения прибылей. Колонии европейских стран (Англии, Франции, Германии, Португалии и др.) были разбросаны по всем континентам. Россия в ХVIIVIII вв. “освоила” Урал, Сибирь, Аляску и часть Канады.

Национальный характер сказывается целостностью, но в каждой общине формируются отдельные группировки, которые своеобразно воспринимают особенности модели общенационального определения. Так образуется оппозиция, которая может быть как конструктивной, так и деструктивной. Это зависит от многих факторов, прежде всего от уровня политической культуры оппозиционных структур, которые могут положительно повлиять на развитие государства, а могут привести к ее развалу, как, например, в СССР, Югославии и Чехословакии в конце ХХ ст. Причина здесь совершенно тривиальная - не оппозиция нашла общего языка с властными структурами с тем, чтобы выработать компромиссное решение. Во всех постсоциалистических странах люди, которые пришли в управление с оппозиции, являются “образцами” классического бюрократизма в системе управления.

Понять особенности национального характера можно только через сравнительно-культурологические исследования, которые предусматривают изучение культурных процессов, их достижений на основе сравнительного анализа с тем, чтобы обнаружить и идентифицировать похоже и отличное в культурно-художественном процессе определенного этноса. В отраслях социально-гуманитарных наук исследования на основе сравнительного анализа наиболее заметны в направлениях историко-культурных исследований, сравнительном языкознании, литературоведении, искусствоведении, антропологии, орієнталістиці, сравнительной политологии. Признание факта, что существуют культурные разнообразия различных народов, исторических эпох, цивилизаций, стало исходной базой исследований. Важно также, ученые широко используют данные сравнения, анализа, вариативные модификации культурных показателей, что делает возможным сравнение региональных самостоятельных культур, которые сформировались за всю историю человечества, и этапов общего поступательного развития. На этой почве выведено сравнительно-типологические методики, которые активно используют достижения социальной статистики. В социально-культурных исследованиях приобретают популярность субкультурные сравнение подсистем, которые существенно отличаются от культур подобного типа. В зависимости от направленности определяются четыре типа как ведущие:

• социокультурный пространство становится предметом исследований, а сравнительный анализ - вспомогательным инструментом для уточнения специфики объекта;

• сравниваемые культуры становятся объектом исследования, определяют ориентацию на выявление той или иной культурологической характеристики;

сравниваемые характеристики является единицей анализа при изучении целостных социальных систем;

исследование имеют транснациональный характер, то есть когда отдельные культуры изучаются и считаются элементами общей системы. При этом нужно выяснить определение типологических понятий при выборе сравнительных показателей, чтобы вывести оптимальную систему кодирования с целью создания модели общего.

Национальный характер формирует национальное сознание, которое отражает социальное бытие. Последняя охватывает весь жизненный спектр: производственные, экономические и политические отношения, культурно-художественный процесс. Все это олицетворяет психологический уровень моральных отношений как в самом объекте, так и в его внешних связях.

Каждая историческая эпоха имеет определенные особенности. Исторический процесс развивается циклически, мирные периоды сожительство чередуются с конфликтными, преимущественно военными, когда ставится цель: захватническая - получить новые территории; межэтническая - определенное количество людей вывести из территории, как это, например, произошло в Европе в период крестовых походов.

К сожалению, человечество очень любит воевать. По подсчетам военных историков, за последние 5500 лет произошло более 15000 войн, где погибло более 4 млрд. чел. За этот период мирными были лишь 292 года. Расходы на войны составили около 500 квинтиллионов швейцарских франков - сумма чрезвычайно велика (при этом не учитывались убытки). Войны постоянно дорожают. Если во время Второй мировой войны один солдат стоил 33 тыс. долл., то в 1986 г. уже - 666660 долл. Расходы на вооружение и огромные. Так, в 80-е годы XX в. танк “Абрамс” стоил 2 млн. долл. За эти деньги можно было построить школу с общим количеством 500 классов по 30 учеников в каждом. На средства, которые ежегодно тратятся в мире на вооружение, можно было бы в течение пяти лет выполнить все задачи, стоящие перед Всемирной организацией охраны здоровья.

Сознательный выбор нравственного императива определяет поведение людей, их чувства долга перед обществом. Эта нравственная доминанта определяет мотивации поступков, созидания нравственных ценностей, качественных признаков общественных отношений, идеала народа.

Моральное сознание формирует одну из ведущих категорий этики - совесть, благодаря которой личность осуществляет самоконтроль в своих действиях, что утверждает человека, определяет ее должное место в общественных структурах, производит личностные убеждения, обнаруживает ее честь и достоинство. На этой основе формируется категория национального интереса, которая сочетает индивидуальные общечеловеческие и государственные установки. Только в этом случае можно достичь конечной цели - объединить нации в создании и становлении государства.

Высший уровень формирования национального характера, сознания нации - выработка идеи, что определяет стремление к высокой цели, которой посвящается вся жизнь.

Личности присуща идейность как моральное качество, характеризующее одну из важнейших форм морального самосознания, определяет ее жизнедеятельность и предопределяет систему поступков, которые помогают воплотить определенную идею в жизнь. Личность благодаря своим убеждениям выбирает единственно правильный путь к поставленной цели. В результате формируются положительные качества - героизм, благородство, самопожертвование, но, к сожалению, наблюдаются и негативные - беспринципность, лицемерие, цинизм, особенно в политической деятельности, догматизм и нигилизм в идеологии. Отмежевавшись от негативного, имеем признать, что самый высокий уровень идейности - это положительное качество народа, что способствует созданию идеала, который утверждает человека в обществе, общество - в государстве, всех вместе - в содружестве стран.

Идейность и идеал определяют обязанность личности перед обществом. Обязанности делятся на две большие группы. К первой относятся мировоззренческие основы - религиозная мораль и политическая культура. За систематикой их можно объединить в одну группу. Чтобы они реализовались в общественных отношениях, нужен минимум догматов для максимального их восприятие общественностью.

Ко второй группе относится система общественных отношений, составной частью которых является культурно-художественный процесс как ведущий формирующий фактор морально-этических основ в обществе. В зависимости от политической, мировоззренческой модели, произведенной руководящими структурами, или при ее отсутствии общество будет потреблять предлагаемое или навязанное искусство адекватно уровню развития на определенном этапе. Как пример рассмотрим положение, сложившееся в Украине после распада СССР. При отсутствии четко определенной культурной политики в Украину широким потоком вошло то, что давно выброшено на помойку западной культурой - пропаганда насилия, убийства, секс, то есть все, что формирует, особенно у молодого поколения, нигилизм, неуважение к собственной государства, его исторического прошлого и настоящего.

Высокая идея национальной идентификации как осознание роли и значения своего народа в межнациональной сообществу за конечную цель ставит национальное государства. Как идеальная модель она предусматривает создание государственных структур на демократических началах, когда все народы, проживающие на территории страны, имеют равные права и равные обязанности перед государством. Каждая многонациональное государство для самоутверждения, а также утверждения национальных интересов должно выработать такое законодательство, которое не противоречит нормам международного права, способствует развитию национального образования, воспитания, культуры. Должны быть соблюдены обязательные условия, чтобы все этнонациональные группы имели равные права, возможность сохранения и развития своих национально-культурных заведений, институтов, информационной сети и др.

Таким образом, в государстве должны идеально сочетаться национальное и общечеловеческое. Несмотря на то, что ведущая нация занимает особое положение, все остальные должны быть уважаемыми, поскольку они составляют государство как единую целостность.

В начале XX в. обнародован манифест Рассела-Эйнштейна с обращением к людей: “Помните о том, что вы принадлежите к роду человеческому, и забудьте обо всем прочее”. Первая его часть констатировала политическую интеграцию в мире (было образовано европейское содружество, блок социалистических стран, которые успешно сотрудничали до 1991 г.). А вот вторая часть оказалась достаточно абстрактной: умозрительные декларации о преодолении политических, идеологических и прочих различий, что позволило бы объединение наций, и до сих пор звучат на уровне пожеланий. Вполне вероятно, что нивелировать классы, объединить государства гораздо легче, чем свести на нет нации, ведь нация - это динамическая субстанция, а не

переходная историческая функция. Опыт свидетельствует о “живучесть” нации в историческом времени. Нация является определяющим фактором при образовании государств именно по национальным признакам, что и подтверждается практикой. Так, на обломках Советского Союза и Югославии образуются национальные государства, объединилась Германия, распалась Чехословакия и др. Этот процесс, наверное, будет продолжаться. Будем надеяться, что это будет происходить мирным путем.