Культура
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Раздел ХІ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР И НАЦИОНАЛЬНАЯ САМОБЫТНОСТЬ НАРОДОВ

 

Вершиной развития биологического мира является человек. Она сознательно развивает производство, обеспечивает материальные блага, создает условия для культурно-художественного процесса. Человек - это биосоциальное субстанция, которая генетически связана с другими формами жизни, способна к воспроизведения, мышления, владеет языком, морально-эстетическими качествами. Бытие человека всегда социальное; он имеет разум, создает ценности, постоянно развивается, ей присущи сознание и восприятие бессознательного, общения с себе подобными, что дает возможность возвыситься над природой. В древней мифологии и философии человек в противовес великому миру (макрокосму) является миром малым (микрокосмом).

Наиболее типичную систему философского видение человека разработал М. Шелер. Он выделил пять категорий: теїстичну (иудейскую и христианскую); античную (“человека разумного”); натуралистическую; прагматическую (“человека деятельного”); представление о человеке как обезьяна, которая сошла с ума на “духовных” взглядах, благодаря чему чрезмерно увлекается собой. Последний тезис особенно популярна в современной философии. Античные философы сформулировали оригинальный взгляд на человека, определив ее как “политическое животное”, т.е. субъект, который имеет тягу к социальности. Принципиально отличную от других концепцию человека разработало христианство, которое утверждает, что это идеальное существо воплощает телесно-чувственную субстанцию, наделенную разумом и духовностью, поэтому человек - центр и высшая цель мироздания. Она - образ и подобие божие, поэтому наделенный свободой воли, имеет право и возможность выбора индивидуализма или универсализма.

Человек отдает предпочтение коллективным формам сожительства, которые диктуют определенные условия, способы и методы общения, морально-этические отношения. Поэтому ученые, особенно философы, ставили вопрос о определение качественных характеристик человека. Одним из первых достаточно жестко сформулировал вопрос “добра или зла человек?” Блаженный Августин. Ответ и до сих пор ищут философы, психологи, социологи, культурологи и др.

Каждому этносу, нации присуща самобытность, в частности, в культуре. Повсеместное утверждение культурных достижений требуется для полноценного функционирования народа на каждом историческом этапе; это сохраняет его, определяет идентичность между другими народами, что является своеобразной регуляции социокультурных процессов. Самобытная идентичность всегда связана с культурной терпимостью к другим цивилизациям. Однако часто утверждению себя среди других имеет агрессивные тенденции, особенно в двух случаях: когда формируется сознание и когда этнос сходит с исторической арены или его вытесняет другой, предлагая взамен свою культуру или продукт субкультуры. Сейчас эта проблема остро стоит перед многими странами. ЮНЕСКО подчеркивает, что жизненное ядро культуры - это тот динамический принцип, через который общество, основываясь на прошлом и опираясь на внутренние возможности, усваивает внешние достижения, что отвечают его потребностям, постоянно развивается. Это даст возможность сохранить особенности народов, поднять культурные характеристики и сознание.

Понятие “самобытность” тесно связано с политическими понятиями независимость ” и “суверенитет ”, поскольку без осознание собственной самобытности нельзя быть независимым.

Наука, изучающая историческое происхождение народов и этносов, дебатирует вопрос о чистоте или обособленности наций, но, как показывает исторический анализ, “чистых” наций на земле нет и не может быть, поскольку происходили великие переселения народов, военные походы, миграционные процессы, когда люди небольшими группами или целыми народами переходили с одного места на другое, осваивая новые территории, смешивались с аборигенным населением или вытесняли его. Мигранты приносили свои культурные ценности, ассимилировали коренное население или ассимилировались сами. Примеров история знает много: эллинизм, который Александр Македонский вводил почти по всему Средиземноморью, общеевропейская римская экспансия, последний пример Советского Союза, американизация значительной части земного шара. Культурная ассимиляция может происходить также под влиянием религиозной экспансии, особенно под время смены мировоззренческой доминанты, когда аборигенная религия меняется на “общепринятую”.

Указанные процессы имеют как отрицательное, так и положительное значение, поскольку обусловливают синтез культурно-художественного процесса, обогащают национальные культуры. Так, в европейской культуре благодаря арабском посредничеству в западных цивилизаций активизировался интерес к античной культуре. Восток обогатил рыцарское средневековье Европы. Дантові заимствования образов у известного мусульманского философа Мухитдина ибн-Араби, византийские каноны в архитектуре определили особенность стилей Западной Европы. Особенно заметными эти тенденции стали на начала XX вв. Так, в Европу пришло искусство Индии, Японии, Океании, а также негритянское искусство, под влиянием которых европейские художники благодаря культурно-художественном синтеза достигли высоких результатов, сформировались такие незаурядные творческие личности, как П. Гоген, П. Пикассо и др. Взаимовлияние Востока и Запада сказалось на философской и художественной школах России, что существенно обогатило творчество Ф. Достоевского, М. Бердяева, В. Соловьева, Вяч. Иванова, О. Скрябина и др. В художественном творчестве появились новые выразительные средства, расширилась мировоззренческая база.

Однако активное введение чужих культурных ценностей обусловило конфликтную ситуацию. В мировоззренческую систему пришли люди, настроенные против традиционных религий, культур. Наряду с этим возникло много религиозных объединений и новейших культов: спиритизм, мистицизм, оккультизм, теософия и др. Все это вместе с нестабильной экономической и политической обстановкой бросило Европу в пучину Первой мировой войны, революций. Через это Европу лихорадило около полувека вплоть до завершения Второй мировой войны.

Поступательное развитие и развитие на уровни конфликта ускоряют культурную динамику, что активизирует изменения как внутри самой культуры, так и в связях с другими, формирует целенаправленный характер, определяет изменения, условия и механизмы реализации выработки новой модели. Мировая научная мысль накопила огромный объем идей, представлений и концепций, обосновывающих динамику культуры, выводят закономерности эволюционных изменений исторического развития, показывают их общность на уровне информационно-кибернетического анализа в художественно-творческой и управленческой деятельности.

Динамике культуры присуща устойчивая взаимодействие ее компонентов, периодичность, направленность, поступательность. Все развивается в своем времени и пространстве. Это предопределяется системой

жизнеобеспечения, экономической деятельностью, социальными институтами, организацией, нормами деятельности, образным восприятием, информационной и управленческой активностью, уровнем общества или государства. Но каждый народ преодолевает эти препятствия и делает свой вклад в общекультурное развитие народов Земли.