РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО
ДЕЛА
3.2. Документальное
оформление предпринимательской деятельности
В учредительные документы,
подтверждающие статус юридических лиц и без которых невозможно основать фирму,
относят устав и учредительный договор. Для создания малых частных
предприятий, которые используют индивидуальную форму организации бизнеса (т.е.
индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и
его собственному труду, например, труд в сфере искусства), необходимым является лишь
устав предприятия. Для открытого, коммандитного и расширенного коммандитного
обществ необходим только учредительный договор. Для всех других видов
предприятий, особенно если учредителями выступают государственные, кооперативы,
совместные предприятия, различные ассоциации и союзы, необходимы оба документа.
Устав предприятия - это официально
зарегистрированный документ, который определяет форму собственности предприятия, сферу его
деятельности, способ управления и контроля, порядок образования имущества предприятия
и распределения прибыли, порядок реорганизации предприятия и другие положения, которые
регламентирующие деятельность юридического лица.
Задача устава - дать наиболее
полное представление о правовом статусе предприятия (фирмы) как самостоятельного
субъекта предпринимательской деятельности, что имеет все права юридического лица, о его
внутренний механизм управления и самоуправления, режим формирования и
распоряжение его средствами и прибылью. Такое назначение устава проявляется и
в его структуре, которая, как правило, состоит из следующих разделов (статей):
- наименование и
местонахождение предприятия (фирмы);
- общие положения;
- цель, предмет, цели и направления
деятельности предприятия (фирмы);
- юридический статус предприятия
(фирмы);
- внешнеэкономическая
деятельность;
- имущество предприятия (фирмы);
- фонды фирмы предприятия
(фирмы);
- производственно-хозяйственная
деятельность;
- прибыль фирмы и его
распределение;
- возмещения убытков;
- органы управления и контроля
фирмы предприятия (фирмы);
- организация и оплата труда;
- компетенция и полномочия
органов трудового коллектива;
- учет и отчетность;
- прекращение деятельности фирмы
(реорганизация и ликвидация).
Все эти разделы должны содержаться в
уставах всех видов предприятий, независимо от их организационных форм
собственности. Одновременно они могут объединяться, а «наполнение» этих разделов
конкретными положениями зависит от вида предприятия, требований и желаний
собственников-учредителей.
Организация предприятия, если
количество лиц, которые желают его основать, двое или больше, начинается с
разработки и принятия учредительного договора.
Учредительный договор - это договор,
который заключается между двумя или несколькими учредителями, и определяет порядок
совместной деятельности относительно создания предприятия, условия передачи ему своего
имущества, порядок распределения прибылей и убытков, управления деятельностью субъекта
хозяйствования и участия в нем учредителей, порядок выбытия и вхождения
новых учредителей, другие условия деятельности субъекта хозяйствования, которые
предусмотренные законом, а также порядок его реорганизации и ликвидации
в соответствии с законом.
Суть учредительного договора заключается
а потому, что он является одним из разновидностей согласия о совместной хозяйственной деятельности
с образованием самостоятельного юридического лица.
Содержание учредительного договора -
объединение имущества (капиталов) и предпринимательских усилий с целью получения
прибыли. Поэтому главным для учредительного договора является определение всех
параметров взаимоотношений между участниками фирмы, прежде всего имущественного и
организационного характера. Все это определяет соответствующую структуру учредительного
договора, которая имеет следующие разделы:
- преамбулу;
- предмет договора;
- название и местонахождение
предприятия;
- общие положения договора;
- юридический статус предприятия;
- уставный фонд и вклады
участников (учредителей);
- права и обязанности участников,
ответственность (учредителей);
- имущество фирмы; распределение
прибыли;
- порядок выхода из состава
участников;
- форс-мажор;
- решение споров;
- условия прекращения (расторжения)
договора;
- условия и сроки приобретения
договора в силу;
- другие условия.
Учредительный договор вступает в
в силу с момента его подписания всеми учредителями (участниками) фирмы.
Учредительные документы - важный
атрибут предпринимательского бизнеса. Они подтверждают юридический статус
предприятия и поэтому требуют профессионального подхода к укладке. Поэтому такую
работу, как правило, поручают специалистам (юристам, экономистам). Пользуясь
квалифицированными справочными материалами, а также ознакомившись с основными
положениями законодательных актов в отношении предпринимательских структур, можно провести эту
работу самостоятельно.
Процесс укладки учредительных
документов предусматривает:
- подготовительную работу, в ходе которой
определяют цели, задачи, методы организации предприятия;
- предварительные переговоры с
потенциальными учредителями (участниками) для предприятий с коллективной формой
собственности;
- сбор и обобщение
необходимых материалов;
- создание рабочей группы для
разработки устава и учредительного договора;
- юридические и экономические
консультации относительно содержания учредительных документов;
- подготовку и проведение
учредительного собрания.
На учредительном собрании рассматривают:
- вопросы создания (учреждения)
предприятия (фирмы), формы собственности и функционирования;
- проекты наименование
предприятия (фирмы) и юридический адрес;
- состав учредителей;
- сроки разработки учредительных
документов;
- вопрос относительно выбора руководящих
органов фирмы и другие организационные вопросы.
Решение собрания оформляют
протоколом, который подписывают все учредители. В случае положительного решения фирму
считают основанной. На очередном собрании рассматривают и утверждают
подготовлены учредительные документы. Этот факт подтверждается протоколом.
Устав и учредительный договор подписывают все учредители (участники), тиражируют
необходимым количеством экземпляров, заверяется государственным нотариусом и подают на
регистрации. Только после регистрации предприятие (фирма) получает право на
функционирования.
Для создания и начала деятельности
предприятия (фирмы) нужен стартовый капитал. Эту функцию выполняет уставный
фонд.
Уставный фонд - это совокупность
денежных средств и имущества, необходимых для организации и начала функционирования
предприятия (фирмы).
Уставный фонд создается внесением
вкладов учредителями (участниками) и может пополняться за счет прибыли от
хозяйственной деятельности предприятия, а в случае необходимости и за счет дополнительных
вкладов участников, в том числе спонсоров. Вкладом в фонд могут быть все
виды имущества - здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности; средства
учредителей (участников), в том числе и в свободно конвертируемой валюте; все виды
имущественных прав - на пользование землей и другими природными ресурсами, разными
имущественными объектами, а также на использование изобретений, ноу-хау, других объектов
интеллектуальной собственности и другие права, не относятся к имущественным, но имеют
товарную стоимость.
Сроки, размер, порядок внесения и
оценка вкладов каждого учредителя (участника) в уставный фонд оговариваются
в учредительных документах. Стоимость имущества, которую участники вносят в уставный
фонда, определяют по ценам, действующим на момент создания предприятия или по
договоренности участников. Оценка осуществляется как в украинской, так и в иностранной
валюте в пересчете по курсу Национального банка Украины.
До момента регистрации предприятия,
которое функционирует (например, общество с ограниченной ответственностью), каждый из
его участников обязан внести в уставный фонд не менее З0 % средств, как
указано в учредительных документах, что должно подтвердить банк. С этой целью по
заявке учредителей в банке открывается временный счет, который после
регистрации преобразуется в расчетный.
В течение года все участники
предприятия (фирмы) должны полностью внести свой вклад в уставный фонд. В
случае невыполнения участниками этих обязательств за время просрочки они платят
10 % годовых с недовнесенных сумм, если иное не предусмотрено учредительными
документами.
Минимальный объем уставного фонда
составляет: для акционерного общества
- сумму, эквивалентную
1250 минимальным заработным платам (согласно ставки на момент его
создания); для других обществ (обществ с ограниченной и дополнительной
ответственностью, полных и коммандитных обществ) - 100 минимальным заработным
платам.
Объем уставного фонда может быть
увеличен при условии, что все участники полностью внесли свои вклады. Изменение объемов
уставного фонда вступает в силу с момента регистрации его органом, который
зарегистрировал устав предприятия (фирмы).
Средства уставного фонда направляют
на развитие производства.
Использовать средства уставного
фонда на заработную плату, поощрения и другие нужды запрещается. Уставный
фонд является собственностью учредителей (участников) в пределах их вкладов.
При выходе учредителя (участника) из
состав предприятия (общества с ограниченной ответственностью) или в случае
ликвидации предприятия, учредителю выплачивается стоимость части имущества, пропорционально
его доли в уставном фонде. Имущество, переданное в пользование, возвращается
в натуральной форме без вознаграждения. Уставный фонд является не только основанием для
государственной регистрации, а и стартовым капиталом, от которого зависит
функционирования предприятия (фирмы).
Объем уставного фонда закрепляется
в учредительном договоре и уставе предприятия (фирмы). Поддержка определенного
соотношение между объемом уставного фонда общим объемом производственно-
хозяйственной деятельности является признаком финансовой устойчивости предприятия (фирмы).
Кроме уставного фонда предприятия,
могут быть образованы другие фонды, например, резервный фонд, страховой фонд,
фонд потребления, фонд социально-экономического развития и другие фонды,
предусмотренные действующим законодательством Украины или соответствующим решением Собрания
участников предприятия (фирмы).
Процесс создания фирмы
(предприятия) завершает государственная регистрация.
Государственная регистрация субъектов
предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного
в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной
администрации по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не
предусмотрено законом.
Государственная регистрация юридических лиц
и физических лиц-предпринимателей - это засвидетельствование факта создания или ликвидации
юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя
физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий путем внесения
соответствующих записей в Единый государственный реестр.
Единый государственный реестр юридических
лиц и физических лиц - предпринимателей - это автоматизированная система сбора,
накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и
физических лиц-предпринимателей.
Порядка проведения государственной
регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей входят:
а) проверка комплектности
документов, которые подаются государственному регистратору, и полноты сведений,
указаны в регистрационной карточке;
б) проверка документов, которые
подаются государственному регистратору, на отсутствие оснований для отказа в
проведении государственной регистрации;
в) внесение сведений о
юридическом лице или физическом лице - предпринимателе в Единый государственный реестр;
г) оформление и выдача свидетельства
о государственной регистрации и выписки из Единого государственного реестра.
Свидетельство о государственной регистрации -
документ установленного образца, удостоверяющий факт внесения в Единый
государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица или физического
лица - предпринимателя.
Государственный регистратор - должностное
лицо, которое осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических
лиц-предпринимателей.
Изменения в учредительные документы
юридического лица, а также изменение фамилии, имени, отчества или места
жительства физического лица-предпринимателя подлежат обязательной государственной
регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного
реестра.
Обособленные подразделения юридического
лица не подлежат государственной регистрации.
Представительства, филиалы иностранных
компаний в Украине подлежат аккредитации на ее территории.
Юридическим лицом является организация,
созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке, определенным образом
организована как единое целое, имеет организационную структуру и органы, которые
осуществляют ее правоспособность.
Юридическое лицо имеет определенные традиционные
признаки. К ним относятся:
- наличие обособленного имущества;
- самостоятельная ответственность по
обязательствам;
- приобретение и реализация
гражданских прав от своего имени;
- возможность быть истцом и
ответчиком в суде.
Местонахождение юридического лица -
местонахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае
его отсутствия - местонахождение другого органа или лица, уполномоченного действовать
от имени юридического лица без доверенности, по определенному адресу, который указан
учредителями (участниками) в учредительных документах и по которому осуществляется
связь с юридическим лицом.
Место проживания физического лица -
жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем
(общежитие, отель и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором физическое
лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу,
по которому осуществляется связь с физическим лицом - предпринимателем.
Для проведения государственной регистрации
юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны
лично подать государственному регистратору (прислать заказным письмом с описанием
вложения) такие документы:
а) заполненную регистрационную карточку
на проведение государственной регистрации юридического лица
б) копию решения учредителей или
уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях,
предусмотренных законодательством;
в) два экземпляра учредительных
документов;
г) решение Антимонопольного
комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение)
субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законодательством;
д) документ (документа), что удостоверяет уплату основателем (основателями)
вклада в уставный фонд субъекта хозяйствования в размере, установленном
законодательством;
е) документ, удостоверяющий внесение
регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.
Граждане, которые намерены
осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подают
регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной
регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера гражданина -
плательщика налогов и других обязательных платежей и документ, удостоверяющий
внесение платы за государственную регистрацию.
Собственник (учредитель) или уполномоченные
им органы несут ответственность за несоответствие требованиям законодательства и
недостоверность документов, представляемых для регистрации.
В соответствии с Хозяйственным кодексом
государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в срок не более чем
десять дней со дня подачи документов, а Законом Украины «О государственной
регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», вступивший в силу с 1
июля 2004 года, предусмотрено, что срок государственной регистрации юридического лица не
должен превышать трех рабочих дней, а физического лица-предпринимателя - двух
рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной
регистрации.
Регистрирующий Орган обязан
в течение этого срока выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его
государственную регистрацию.
В бланке свидетельства о государственной
регистрации юридического лица указываются:
а) наименование юридического лица;
б) идентификационный код Единого
государственного реестра предприятий и организаций Украины;
в) местонахождение юридического
лица;
г) место проведения государственной
регистрации;
д) дата проведения государственной
регистрации;
е) фамилия и инициалы государственного
регистратора.
В бланке свидетельства о государственной
регистрации физического лица-предпринимателя указываются:
а) имя физического лица-предпринимателя;
б) идентификационный номер физического
лица-плательщика налогов и других обязательных платежей;
в) место жительства физического
лица-предпринимателя;
г) дата проведения государственной
регистрации;
д) место проведения государственной
регистрации;
е) фамилия и инициалы государственного
регистратора.
Свидетельство о государственной регистрации
подписывается государственным регистратором и удостоверяется его печатью.
Согласно Закону Украины «О
государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», за проведение
государственной регистрации взимается регистрационный сбор в таком размере:
- десять необлагаемых
минимумов доходов граждан - за проведение государственной регистрации юридического
лица;
- два необлагаемых минимума
доходов граждан - за проведение государственной регистрации физического
лица-предпринимателя.
За проведение государственной регистрации
изменений в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации изменения имени
или места проживания физического лица-предпринимателя взимается регистрационный сбор
в размере тридцати процентов регистрационного сбора.
За возобновление свидетельства о государственной
регистрации в связи с его потерей или повреждением взимается регистрационный
сбор в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан.
На печатях и штампах субъекта
хозяйствования должен указываться идентификационный код, по которому этого субъекта
внесен в государственный реестр субъектов хозяйствования, или идентификационный
номер гражданина - предпринимателя.
Свидетельство о государственной регистрации
субъекта хозяйствования и копия документа, подтверждающего взятие его на учет
в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в
учреждениях банков.
Сведения о государственной регистрации
субъекта хозяйствования вносятся в Единый государственный реестр, открытый для
общего ознакомления.
Нарушение установленного законом
порядка создания субъекта хозяйствования или недостоверность или
несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для его
регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации субъекта
хозяйствования. Отказ в регистрации субъекта хозяйствования из других мотивов не
допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.
Деятельность незарегистрированного
субъекта хозяйствования, который подлежит государственной регистрации, запрещается.
Доходы, полученные таким субъектом, взыскиваются в Государственный бюджет Украины.
Перерегистрация субъекта
хозяйствования проводится в случае изменения формы собственности, на которой основано
данный субъект, или организационной формы хозяйствования, или наименование
субъекта хозяйствования и осуществляется в порядке, установленном для его
регистрации.
Отмена (прекращение) государственной
регистрации субъекта хозяйствования осуществляется по его личному заявлению, а
также на основании решения суда в случаях признания недействительными или такими, что
противоречат законодательству, учредительных документов, либо осуществления деятельности,
противоречит закону или учредительным документам, или в других случаях, предусмотренных
законом.
На начальной стадии своей
деятельности предприниматель сталкивается со многими проблемами. Первая из них - найти себя в хозяйственном пространстве, то есть свою
«хозяйственную нишу». Предприниматель изучал состояние рынка, предложения и спрос на те
или другие товары в области, которая его заинтересовала, в регионе еще до начала
деятельности, но предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможность
получения льгот - заемных, налоговых и др. до начала деятельности в полном
объеме невозможно.
Сейчас предприниматель уточняет свою
«хозяйственную нишу», может устанавливать специализацию своего предприятия. Для
этого потребуется оценить будущих потребителей, узнать все возможные данные
о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых
будет производиться продукция.
Следующий шаг - формирование
производственной базы. Предприниматель должен купить или взять в аренду производственные и
складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и
материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу.
Предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками
сырья и материалов, с посредническими фирмами. Потребность в работниках можно
обеспечить путем личного набора, на бирже труда, через объявления в прессе
и другими путями.
Важный этап - привлечение финансовых
средств. Собственных средств у предпринимателя для начала и развития дела, как
правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть путем выпуска акций,
то есть частичной передачей прав на участие в капитале и прибыли предприятия;
выпуска собственных долговых обязательств и, наконец, получением займов в коммерческих
банках. Здесь предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими
лицами, получают его акции или долговые обязательства, а также с
коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные,
среднесрочные и долгосрочные. Специфика рыночной экономики в нашей стране
привела к тому, что наибольший интерес для обеих сторон - и предприятия, и
банка - имеют краткосрочные ссуды, выдаваемые банками, как правило, на З0,
60 и 90 дней, то есть до трех месяцев.
Предоставление банками кредитов
предприятиям нередко сопровождается разнообразными видами страховых операций.
Страхованию могут подлежать дома, запасы материальных ценностей и др. В
этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.
Выпуская акции, облигации, другие
ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку -
рынке ценных бумаг. Перечень организаций, с которыми предприятия вступают здесь
в взаимоотношения, достаточно большой. Прежде всего - это разнообразные фондовые
биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные
инвесторы и др.