Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ И

ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

ТЕМА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА

 

3.2. Документальное оформление предпринимательской деятельности

 

В учредительные документы, подтверждающие статус юридических лиц и без которых невозможно основать фирму, относят устав и учредительный договор. Для создания малых частных предприятий, которые используют индивидуальную форму организации бизнеса (т.е. индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и его собственному труду, например, труд в сфере искусства), необходимым является лишь устав предприятия. Для открытого, коммандитного и расширенного коммандитного обществ необходим только учредительный договор. Для всех других видов предприятий, особенно если учредителями выступают государственные, кооперативы, совместные предприятия, различные ассоциации и союзы, необходимы оба документа.

Устав предприятия - это официально зарегистрированный документ, который определяет форму собственности предприятия, сферу его деятельности, способ управления и контроля, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли, порядок реорганизации предприятия и другие положения, которые регламентирующие деятельность юридического лица.

Задача устава - дать наиболее полное представление о правовом статусе предприятия (фирмы) как самостоятельного субъекта предпринимательской деятельности, что имеет все права юридического лица, о его внутренний механизм управления и самоуправления, режим формирования и распоряжение его средствами и прибылью. Такое назначение устава проявляется и в его структуре, которая, как правило, состоит из следующих разделов (статей):

- наименование и местонахождение предприятия (фирмы);

- общие положения;

- цель, предмет, цели и направления деятельности предприятия (фирмы);

- юридический статус предприятия (фирмы);

- внешнеэкономическая деятельность;

- имущество предприятия (фирмы);

- фонды фирмы предприятия (фирмы);

- производственно-хозяйственная деятельность;

- прибыль фирмы и его распределение;

- возмещения убытков;

- органы управления и контроля фирмы предприятия (фирмы);

- организация и оплата труда;

- компетенция и полномочия органов трудового коллектива;

- учет и отчетность;

- прекращение деятельности фирмы (реорганизация и ликвидация).

Все эти разделы должны содержаться в уставах всех видов предприятий, независимо от их организационных форм собственности. Одновременно они могут объединяться, а «наполнение» этих разделов конкретными положениями зависит от вида предприятия, требований и желаний собственников-учредителей.

Организация предприятия, если количество лиц, которые желают его основать, двое или больше, начинается с разработки и принятия учредительного договора.

Учредительный договор - это договор, который заключается между двумя или несколькими учредителями, и определяет порядок совместной деятельности относительно создания предприятия, условия передачи ему своего имущества, порядок распределения прибылей и убытков, управления деятельностью субъекта хозяйствования и участия в нем учредителей, порядок выбытия и вхождения новых учредителей, другие условия деятельности субъекта хозяйствования, которые предусмотренные законом, а также порядок его реорганизации и ликвидации в соответствии с законом.

Суть учредительного договора заключается а потому, что он является одним из разновидностей согласия о совместной хозяйственной деятельности с образованием самостоятельного юридического лица.

Содержание учредительного договора - объединение имущества (капиталов) и предпринимательских усилий с целью получения прибыли. Поэтому главным для учредительного договора является определение всех параметров взаимоотношений между участниками фирмы, прежде всего имущественного и организационного характера. Все это определяет соответствующую структуру учредительного договора, которая имеет следующие разделы:

- преамбулу;

- предмет договора;

- название и местонахождение предприятия;

- общие положения договора;

- юридический статус предприятия;

- уставный фонд и вклады участников (учредителей);

- права и обязанности участников, ответственность (учредителей);

- имущество фирмы; распределение прибыли;

- порядок выхода из состава участников;

- форс-мажор;

- решение споров;

- условия прекращения (расторжения) договора;

- условия и сроки приобретения договора в силу;

- другие условия.

Учредительный договор вступает в в силу с момента его подписания всеми учредителями (участниками) фирмы.

Учредительные документы - важный атрибут предпринимательского бизнеса. Они подтверждают юридический статус предприятия и поэтому требуют профессионального подхода к укладке. Поэтому такую работу, как правило, поручают специалистам (юристам, экономистам). Пользуясь квалифицированными справочными материалами, а также ознакомившись с основными положениями законодательных актов в отношении предпринимательских структур, можно провести эту работу самостоятельно.

Процесс укладки учредительных документов предусматривает:

- подготовительную работу, в ходе которой определяют цели, задачи, методы организации предприятия;

- предварительные переговоры с потенциальными учредителями (участниками) для предприятий с коллективной формой собственности;

- сбор и обобщение необходимых материалов;

- создание рабочей группы для разработки устава и учредительного договора;

- юридические и экономические консультации относительно содержания учредительных документов;

- подготовку и проведение учредительного собрания.

На учредительном собрании рассматривают:

- вопросы создания (учреждения) предприятия (фирмы), формы собственности и функционирования;

- проекты наименование предприятия (фирмы) и юридический адрес;

- состав учредителей;

- сроки разработки учредительных документов;

- вопрос относительно выбора руководящих органов фирмы и другие организационные вопросы.

Решение собрания оформляют протоколом, который подписывают все учредители. В случае положительного решения фирму считают основанной. На очередном собрании рассматривают и утверждают подготовлены учредительные документы. Этот факт подтверждается протоколом. Устав и учредительный договор подписывают все учредители (участники), тиражируют необходимым количеством экземпляров, заверяется государственным нотариусом и подают на регистрации. Только после регистрации предприятие (фирма) получает право на функционирования.

Для создания и начала деятельности предприятия (фирмы) нужен стартовый капитал. Эту функцию выполняет уставный фонд.

Уставный фонд - это совокупность денежных средств и имущества, необходимых для организации и начала функционирования предприятия (фирмы).

Уставный фонд создается внесением вкладов учредителями (участниками) и может пополняться за счет прибыли от хозяйственной деятельности предприятия, а в случае необходимости и за счет дополнительных вкладов участников, в том числе спонсоров. Вкладом в фонд могут быть все виды имущества - здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности; средства учредителей (участников), в том числе и в свободно конвертируемой валюте; все виды имущественных прав - на пользование землей и другими природными ресурсами, разными имущественными объектами, а также на использование изобретений, ноу-хау, других объектов интеллектуальной собственности и другие права, не относятся к имущественным, но имеют товарную стоимость.

Сроки, размер, порядок внесения и оценка вкладов каждого учредителя (участника) в уставный фонд оговариваются в учредительных документах. Стоимость имущества, которую участники вносят в уставный фонда, определяют по ценам, действующим на момент создания предприятия или по договоренности участников. Оценка осуществляется как в украинской, так и в иностранной валюте в пересчете по курсу Национального банка Украины.

До момента регистрации предприятия, которое функционирует (например, общество с ограниченной ответственностью), каждый из его участников обязан внести в уставный фонд не менее З0 % средств, как указано в учредительных документах, что должно подтвердить банк. С этой целью по заявке учредителей в банке открывается временный счет, который после регистрации преобразуется в расчетный.

В течение года все участники предприятия (фирмы) должны полностью внести свой вклад в уставный фонд. В случае невыполнения участниками этих обязательств за время просрочки они платят 10 % годовых с недовнесенных сумм, если иное не предусмотрено учредительными документами.

Минимальный объем уставного фонда составляет: для акционерного общества - сумму, эквивалентную 1250 минимальным заработным платам (согласно ставки на момент его создания); для других обществ (обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, полных и коммандитных обществ) - 100 минимальным заработным платам.

Объем уставного фонда может быть увеличен при условии, что все участники полностью внесли свои вклады. Изменение объемов уставного фонда вступает в силу с момента регистрации его органом, который зарегистрировал устав предприятия (фирмы).

Средства уставного фонда направляют на развитие производства.

Использовать средства уставного фонда на заработную плату, поощрения и другие нужды запрещается. Уставный фонд является собственностью учредителей (участников) в пределах их вкладов.

При выходе учредителя (участника) из состав предприятия (общества с ограниченной ответственностью) или в случае ликвидации предприятия, учредителю выплачивается стоимость части имущества, пропорционально его доли в уставном фонде. Имущество, переданное в пользование, возвращается в натуральной форме без вознаграждения. Уставный фонд является не только основанием для государственной регистрации, а и стартовым капиталом, от которого зависит функционирования предприятия (фирмы).

Объем уставного фонда закрепляется в учредительном договоре и уставе предприятия (фирмы). Поддержка определенного соотношение между объемом уставного фонда общим объемом производственно- хозяйственной деятельности является признаком финансовой устойчивости предприятия (фирмы).

Кроме уставного фонда предприятия, могут быть образованы другие фонды, например, резервный фонд, страховой фонд, фонд потребления, фонд социально-экономического развития и другие фонды, предусмотренные действующим законодательством Украины или соответствующим решением Собрания участников предприятия (фирмы).

Процесс создания фирмы (предприятия) завершает государственная регистрация.

Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности проводится в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной, районной городов Киева и Севастополя государственной администрации по местонахождению или месту жительства субъекта, если иное не предусмотрено законом.

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц-предпринимателей - это засвидетельствование факта создания или ликвидации юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр.

Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей - это автоматизированная система сбора, накопления, защиты, учета и предоставления информации о юридических лицах и физических лиц-предпринимателей.

Порядка проведения государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей входят:

а) проверка комплектности документов, которые подаются государственному регистратору, и полноты сведений, указаны в регистрационной карточке;

б) проверка документов, которые подаются государственному регистратору, на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации;

в) внесение сведений о юридическом лице или физическом лице - предпринимателе в Единый государственный реестр;

г) оформление и выдача свидетельства о государственной регистрации и выписки из Единого государственного реестра.

Свидетельство о государственной регистрации - документ установленного образца, удостоверяющий факт внесения в Единый государственный реестр записи о государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя.

Государственный регистратор - должностное лицо, которое осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и физических лиц-предпринимателей.

Изменения в учредительные документы юридического лица, а также изменение фамилии, имени, отчества или места жительства физического лица-предпринимателя подлежат обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра.

Обособленные подразделения юридического лица не подлежат государственной регистрации.

Представительства, филиалы иностранных компаний в Украине подлежат аккредитации на ее территории.

Юридическим лицом является организация, созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке, определенным образом организована как единое целое, имеет организационную структуру и органы, которые осуществляют ее правоспособность.

Юридическое лицо имеет определенные традиционные признаки. К ним относятся:

- наличие обособленного имущества;

- самостоятельная ответственность по обязательствам;

- приобретение и реализация гражданских прав от своего имени;

- возможность быть истцом и ответчиком в суде.

Местонахождение юридического лица - местонахождение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - местонахождение другого органа или лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица без доверенности, по определенному адресу, который указан учредителями (участниками) в учредительных документах и по которому осуществляется связь с юридическим лицом.

Место проживания физического лица - жилой дом, квартира, другое помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, отель и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом - предпринимателем.

Для проведения государственной регистрации юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору (прислать заказным письмом с описанием вложения) такие документы:

а) заполненную регистрационную карточку на проведение государственной регистрации юридического лица

б) копию решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законодательством;

в) два экземпляра учредительных документов;

г) решение Антимонопольного комитета Украины о согласии на создание, реорганизацию (слияние, присоединение) субъектов хозяйствования в случаях, предусмотренных законодательством;

д) документ (документа), что удостоверяет уплату основателем (основателями) вклада в уставный фонд субъекта хозяйствования в размере, установленном законодательством;

е) документ, удостоверяющий внесение регистрационного сбора за проведение государственной регистрации юридического лица.

Граждане, которые намерены осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, подают регистрационную карточку установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации, копию справки о присвоении идентификационного номера гражданина - плательщика налогов и других обязательных платежей и документ, удостоверяющий внесение платы за государственную регистрацию.

Собственник (учредитель) или уполномоченные им органы несут ответственность за несоответствие требованиям законодательства и недостоверность документов, представляемых для регистрации.

В соответствии с Хозяйственным кодексом государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется в срок не более чем десять дней со дня подачи документов, а Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», вступивший в силу с 1 июля 2004 года, предусмотрено, что срок государственной регистрации юридического лица не должен превышать трех рабочих дней, а физического лица-предпринимателя - двух рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации.

Регистрирующий Орган обязан в течение этого срока выдать субъекту хозяйствования свидетельство о его государственную регистрацию.

В бланке свидетельства о государственной регистрации юридического лица указываются:

а) наименование юридического лица;

б) идентификационный код Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины;

в) местонахождение юридического лица;

г) место проведения государственной регистрации;

д) дата проведения государственной регистрации;

е) фамилия и инициалы государственного регистратора.

В бланке свидетельства о государственной регистрации физического лица-предпринимателя указываются:

а) имя физического лица-предпринимателя;

б) идентификационный номер физического лица-плательщика налогов и других обязательных платежей;

в) место жительства физического лица-предпринимателя;

г) дата проведения государственной регистрации;

д) место проведения государственной регистрации;

е) фамилия и инициалы государственного регистратора.

Свидетельство о государственной регистрации подписывается государственным регистратором и удостоверяется его печатью.

Согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей», за проведение государственной регистрации взимается регистрационный сбор в таком размере:

- десять необлагаемых минимумов доходов граждан - за проведение государственной регистрации юридического лица;

- два необлагаемых минимума доходов граждан - за проведение государственной регистрации физического лица-предпринимателя.

За проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, государственной регистрации изменения имени или места проживания физического лица-предпринимателя взимается регистрационный сбор в размере тридцати процентов регистрационного сбора.

За возобновление свидетельства о государственной регистрации в связи с его потерей или повреждением взимается регистрационный сбор в размере одного необлагаемого минимума доходов граждан.

На печатях и штампах субъекта хозяйствования должен указываться идентификационный код, по которому этого субъекта внесен в государственный реестр субъектов хозяйствования, или идентификационный номер гражданина - предпринимателя.

Свидетельство о государственной регистрации субъекта хозяйствования и копия документа, подтверждающего взятие его на учет в органах государственной налоговой службы, является основанием для открытия счетов в учреждениях банков.

Сведения о государственной регистрации субъекта хозяйствования вносятся в Единый государственный реестр, открытый для общего ознакомления.

Нарушение установленного законом порядка создания субъекта хозяйствования или недостоверность или несоответствие требованиям законодательства документов, которые подаются для его регистрации, является основанием для отказа в государственной регистрации субъекта хозяйствования. Отказ в регистрации субъекта хозяйствования из других мотивов не допускается и может быть обжаловано в судебном порядке.

Деятельность незарегистрированного субъекта хозяйствования, который подлежит государственной регистрации, запрещается. Доходы, полученные таким субъектом, взыскиваются в Государственный бюджет Украины.

Перерегистрация субъекта хозяйствования проводится в случае изменения формы собственности, на которой основано данный субъект, или организационной формы хозяйствования, или наименование субъекта хозяйствования и осуществляется в порядке, установленном для его регистрации.

Отмена (прекращение) государственной регистрации субъекта хозяйствования осуществляется по его личному заявлению, а также на основании решения суда в случаях признания недействительными или такими, что противоречат законодательству, учредительных документов, либо осуществления деятельности, противоречит закону или учредительным документам, или в других случаях, предусмотренных законом.

На начальной стадии своей деятельности предприниматель сталкивается со многими проблемами. Первая из них - найти себя в хозяйственном пространстве, то есть свою «хозяйственную нишу». Предприниматель изучал состояние рынка, предложения и спрос на те или другие товары в области, которая его заинтересовала, в регионе еще до начала деятельности, но предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможность получения льгот - заемных, налоговых и др. до начала деятельности в полном объеме невозможно.

Сейчас предприниматель уточняет свою «хозяйственную нишу», может устанавливать специализацию своего предприятия. Для этого потребуется оценить будущих потребителей, узнать все возможные данные о конкурентах, решить вопрос о технике и технологии, с помощью которых будет производиться продукция.

Следующий шаг - формирование производственной базы. Предприниматель должен купить или взять в аренду производственные и складские помещения, оборудование, станки, инструмент, приобрести сырье и материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, привлечь рабочую силу. Предприятие вступает в отношения с производителями оборудования, поставщиками сырья и материалов, с посредническими фирмами. Потребность в работниках можно обеспечить путем личного набора, на бирже труда, через объявления в прессе и другими путями.

Важный этап - привлечение финансовых средств. Собственных средств у предпринимателя для начала и развития дела, как правило, недостаточно. Дефицит денежных средств можно преодолеть путем выпуска акций, то есть частичной передачей прав на участие в капитале и прибыли предприятия; выпуска собственных долговых обязательств и, наконец, получением займов в коммерческих банках. Здесь предприятие вступает во взаимоотношения с юридическими и физическими лицами, получают его акции или долговые обязательства, а также с коммерческими банками. Кредиты банка подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Специфика рыночной экономики в нашей стране привела к тому, что наибольший интерес для обеих сторон - и предприятия, и банка - имеют краткосрочные ссуды, выдаваемые банками, как правило, на З0, 60 и 90 дней, то есть до трех месяцев.

Предоставление банками кредитов предприятиям нередко сопровождается разнообразными видами страховых операций. Страхованию могут подлежать дома, запасы материальных ценностей и др. В этом случае предприятия вступают в деловые взаимоотношения со страховыми компаниями.

Выпуская акции, облигации, другие ценные бумаги или приобретая их, предприятия обращаются к фондовому рынку - рынке ценных бумаг. Перечень организаций, с которыми предприятия вступают здесь в взаимоотношения, достаточно большой. Прежде всего - это разнообразные фондовые биржи, кредитно-финансовые институты, инвестиционные фонды, индивидуальные инвесторы и др.