РАЗДЕЛ И
ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ТЕМА 3
ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО
ДЕЛА
3.3. Управление созданным предприятием
Основной проблемой нового
предприятия является создание жизнеспособного отлаженного «организма», в рамках
которого работники четко сознают цель своей деятельности и способы ее
достижения. Если вновь созданное предприятие не превращается в отлаженное и
управляемое производство, то оно обреченно к краху, несмотря ни на блестящую
предпринимательскую идею, привлеченный значительный капитал, ни на качество продукции,
выпускается, и даже высокого спроса на нее.
Предпринимательское управление на новом
предприятии требует:
- концентрации внимания на рынке;
- финансового предвидения,
особенно в планировании и регулировании наличных денег;
- создание высшего управленческого
звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и
задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
- умение определять участки
наиболее эффективного применения своих сил и способностей.
Нередко новому предприятию удается
достичь успеха благодаря выходу на нетрадиционный для него рынок. Вновь созданное
предприятие всегда должно предусматривать возможные изменения на рынке и организовать
свою деятельность так, чтобы получать пользу из неожиданно возникающих рыночных
ситуаций.
Если изделие, которое разработано для
конкретного применения, например, изделие научного или технического характера,
то он, как правило, закрепляется на рынке и используется по первоначальному
назначением. Однако действительные нововведения способны создавать такие рынки, о которых
даже не подозревали. Например, в продолжении многих лет все обходились
без копировальных аппаратов до тех пор, пока фирма «Ксерокс» не разработала и не
предложила свою продукцию. Примерно через пять лет после этого ни один
офис в США и других странах не мог представить своего существования без копировальных
автоматов.
Однако никому не пришло в голову, что
это оборудование может понадобиться конторам, школам, университетам, колледжам и
просто частным лицам.
Отсюда можно сделать вывод, что
при создании нового предприятия нужно быть готовым к тому, что продукция
или услуги этого предприятия могут найти совершенно новых потребителей на
«незапланированных» рынках. Стоит преодолеть традиционно предпринимательский стереотип
мышления. И если компания, выпустившая продукцию с какой-то определенной целью,
вдруг обнаруживает, что эта продукция вызывает вполне предсказуемый интерес в
многих потребителей, то ей стоит проанализировать серьезность и возможности такого
интереса.
Если оторванность от рынка есть
«болезнью» новых предприятий на ранних этапах их существования, то финансовый
фактор, а точнее, неправильная финансовая политика является серьезной угрозой таким
предприятиям на следующем этапе их развития. Проблема в том, что молодые
предприниматели, которые организуют новое предприятие, прежде всего желают получить
высокие прибыли. Однако вначале деятельности, прежде всего, стоит уделить внимание
поиска источников финансирования, разработке направлений ускоренного роста, регулированию
деятельности, получению наличных. Новое предприятие может нормально развиваться только
при условии обеспечения его деятельности дополнительным капиталом, то есть в
предпринимательстве нельзя обойтись без управления финансами.
По мере развития и успешного
функционирования важной составляющей нового предприятия является создание высшего
управленческого звена или специальной управленческой группы. Такой звену или группе
стоит начинать работу с анализа особенностей производственно-хозяйственной деятельности
своего предприятия, выявить конкретные участки, от которых зависит выживание и
благосостояние предприятия, по каждому участку определить цели и задачи. Руководитель
предприятия задолго до того, как его единоначалие достигнет критической точки,
за которой может последовать спад деятельности предприятия, должен начать учиться
взаимодействия со своими коллегами, доверять им, одновременно не снижая требовательности.
Руководитель должен быть лидером, а не «звездой».
Наконец, важным фактором управления
новым предприятием является умение определить участки, наиболее эффективного
применение своих сил и способностей. По мере того, как новое предприятие
растет и развивается, меняются роли предпринимателей, которые вложили средства в него,
и взаимоотношения между ними. При этом не каждый предприниматель замечает
необходимость изменений и, что особенно важно, не каждый знает, что именно нужно
делать в обстановке, которая изменилась. В этих условиях предприниматель - основатель фирмы -
задает себе вопрос: «Что больше всего соответствует моим способностям и
склонностям?», «В чем я могу себя проявить лучше всего?», «На каких участках
деятельности предприятия я могу принести наибольшую пользу?». Только продумав
ответы на эти и подобные вопросы, предприниматель может принять соответствующее
решение.
Изобретатель фотокамеры «Полароід»
Эдвин Лэнд, например, руководил своей компанией около 13 лет. За это время
компания сначала стремительно росла, а потом остановилась. Оценив ситуацию, что
сложилась, Е. Лэнд решил, что он не способен к управленческой работы на
высшем уровне и управлять компанией должны квалифицированные профессиональные менеджеры. Сам
он сосредоточился в сфере научных исследований, то есть там, где мог проявить себя
лучше других.
Е. Ленд создал себе лабораторию и
занял пост директора - консультанта компании по фундаментальным
исследованиях, а оперативное руководство фирмой доверил специально назначенным
управляющим. Подобных примеров из практики предпринимательства немало.
Таким образом, перед тем как начинать
новое предприятие, а также тогда, когда предприятие начинало работать успешно,
стоит задать себе вопрос: «действительно та область, в которой я собираюсь начинать
работать (в которой я сейчас работаю), является моей?» Только после положительного ответа
на этот вопрос, можно приступать к делу или продолжать ее.