Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

РАЗДЕЛ И

ПРЕДПРИЯТИЕ В СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

 

ТЕМА 3

ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА

 

 

Ключевые термины и понятия

 

• Бизнесмен • Период возврата

• Производство капитальных вложений

• Предоставление услуг • Максимальный денежный отток

• Виды деятельности • Норма безубыточности

• Коммерческая деятельность • Типы бизнеса

• Внешнеэкономическая деятельность • Устав предприятия

• Чистая текущая стоимость • Учредительный договор

• Рентабельность • Уставный фонд

• Внутренний коэффициент эффективности • Реорганизация

• Ликвидация

 

3.1. Начальный этап создания собственного предприятия

 

Создание собственного дела - это всегда огромный риск и преодоление сопротивления, неизбежно возникающего при рождении нового. Создавая собственное дело, нужно знать, что это не только возможность (по благоприятных условий) пользоваться благами, которые обеспечивают это начинание, но и ответственность за ее функционирование, развитие и выживание. Бизнесменом практически может быть любой человек: инженер, экономист, техник, медработник, продавец, изобретатель, служащий, рабочий, учитель, студент, домохозяйка, пенсионер, школьник. Надо только определить собственные предпринимательские способности и вероятные возможности стать бизнесменом. Но остаться бизнесменом сумеют лишь те, кто нестандартно мыслит, имеет силу воли, целеустремленность, большое работоспособность, нацеленность на поиск нового, то есть те, которые в предпринимательский деятельности видят смысл всей своей жизни.

Открыть собственное дело, организовать свое предприятие очень сложно. Каждое такое решение принимается исходя из конкретной ситуации и поэтому оно уникальное, но все же во всех подобных решениях есть где

что общее - они предусматривают отказ от образа жизни, сложившегося на пользу создание собственного дела.

Принимая решение заняться бизнесом, то есть почувствовав желание создать собственное дело, надо осознать такие моменты:

- нежелание работать на кого-то;

- полный отказ от предыдущей карьеры и готовность изменить свой образ жизни;

- убежденность в том, что собственное дело - это занятие престижное и достойное;

- возможность создать собственную дело (наличие средств, условий);

- уверенность в реальности создание такого дела за условий существования необходимых внешних и внутренних предпосылок.

Отправной точкой собственного дела является идея, которая заложена в ее основу. Это может быть идея нового продукта, который будет производить предприятие, которое создается; услуги, которые оно будет предоставлять населению; механизм организации и управления производством. Такая идея может быть как собственной (оригинальной, рожденным) и в этом случае предприятие создается для ее реализации, так и заимствованной. В практике бизнеса идея выступает начальной точкой предпринимательской деятельности.

Источников новых идей множество: публикации официальных органов власти, ученых, мнение бизнесменов, отзывы потребителей, продукция, выпускаемая конкурентами, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки и т.п. Носителем новых идей и механизмов их реализации выступает человек. Если она хочет открыть свое дело, очень важно, чтобы идея соответствовала его способностям, личным ценностным установкам.

Перед началом собственного дела стоит выполнить «маркетинговую разведку, т.е. найти свою «рыночную нишу», обратив внимание на ряд условий:

- политические - стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;

- социально-экономические - состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение потребностей которых будет работать создаваемое предприятие;

- окружение - конкуренция, направления инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;

- правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства.

Если идею найдено, начинается процесс выбора вида деятельности и

проектирование предприятия, причем виды деятельности должны соответствовать способностям и возможностям предпринимателя и быть приемлемыми для него.

При выборе вида деятельности следует обратить внимание на то, что не все ее виды соответствуют таким требованиям:

- высокому уровню рентабельности;

- быстрой окупаемости проекта (не каждая продукция имеет возможности продажи в максимальном объеме);

- относительно приемлемым условиям материально-технического обеспечения;

- невысокому уровню капиталоемкости;

- наименьшем риске;

- мобильности (способности к быстрых изменений);

- поддержке авторитетными органами (налоговыми, финансовыми и др.).

Важным моментом является законодательное ограничение относительно осуществления предпринимательской деятельности. В соответствии с действующим законодательством, ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности касаются ее видов, связанных с такими действиями:

- изготовление и распространение наркотических средств, психотропных веществ (кроме специально оговоренных);

- изготовление и реализация военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ;

- добыча янтаря;

- охрана отдельных особо важных объектов государственной собственности (перечень их дается Кабинетом Министров);

- разработка, испытания, производство и эксплуатация ракет-носителей.

ЭТИ виды деятельности могут осуществляться только государственными предприятиями и организациями, а проведение ломбардных операций - также с участием определенных обществ.

Одновременно правительство устанавливает перечень видов деятельности, которыми можно заниматься только по лицензиям. В соответствии с действующим законодательством, лицензированию подлежат те виды предпринимательской деятельности, которые непосредственно влияют на здоровье человека, окружающую среду и безопасность государства. Так, без лицензии, которая выдается Кабинетом Министров Украины или уполномоченными им органами, нельзя совершать таких видов деятельности: поиск (разведка) и эксплуатация месторождений полезных ископаемых; производство, ремонт и реализация охотничьего, спортивного оружия и боеприпасов к ним, а также холодного и пневматического оружия; изготовление и реализация лекарственных средств и особо вредных химических веществ; - изготовление пива, алкогольных напитков, а также выработка и реализация этилового, коньячного и плодового спирта; изготовление табачных изделий; медицинская, ветеринарная и юридическая практика; создание и содержание игорных заведений, организация азартных игр; международные перевозки пассажиров и грузов железнодорожным и автомобильным (кроме стран СНГ), воздушным, речным, морским транспортом; изготовление и ввоз бланков ценных бумаг, документов строгой отчетности и знаков почтовой оплаты, а также материалов и полуфабрикатов для их производства; деятельность, связанная с использованием радиоактивных отходов, источников ионизирующего излучения, перевозка ядерных материалов и радиоактивных веществ; проектирование, строительство и эксплуатация объектов атомной энергетики, а также предоставление услуг с их обслуживания; добыча драгоценных металлов и камней, изготовление и реализация изделий с их использованием; применение авиационно-химических работ и аэрофотосъемок; аудиторская и страховая деятельность; изготовление ветеринарных медикаментов и препаратов; пересылка денежных переводов, писем массой до 20 граммов и почтовых карточек; использование радиочастот; выполнение топографо-геодезических, картографических работ и кадастровых съемок; изготовление и реализация специальных средств с использование веществ слезоточивого и раздражающего действия, индивидуальной защиты, активной обороны и средств для выполнения специальных операций и оперативно-поисковых мероприятий; предоставление услуг для получения образования с получением специального документа государственного образца; деятельность, связанная с организацией иностранного и зарубежного туризма; судебно-экспертная деятельность; оказание услуг и выполнение работ противопожарного назначения; производство, передача и поставка электроэнергии, осуществление операций с металлоломом и много других.

Государство со временем вносит изменения относительно видов деятельности, которые осуществляется по лицензиям, и запрещенных видов хозяйственной деятельности.

Лицензию на осуществление предпринимательской деятельности выдает Кабинет Министров Украины или уполномоченный им орган в срок, не более чем за ЗО дней со дня получения заявления.

Для получения лицензии необходимо подать заявление, в котором указывают:

а) сведения о заявителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество и паспортные данные - серия, номер паспорта, кем и когда выдан, а также место жительства; для юридического лица - название местонахождение, банковские реквизиты, организационно-правовую форму, идентификационный код);

б) вид деятельности, на который заявитель хочет получить лицензию;

в) срок действия лицензии.

Кроме запрещенных и лицензированных видов деятельности, все остальные являются свободными к выбору предпринимателей заниматься ими. Перечень видов деятельности, в которых есть возможность заняться бизнесом, очень разнообразный. Не останавливаясь на каждом из них, отметим некоторые виды деятельности из сферы производства, предоставления услуг, идей (интеллектуального бизнеса), коммерческой и внешнеэкономической деятельности. При этом следует помнить, что выбор деятельности - сложный и трудный процесс. Из всего конгломерата видов деятельности выделяют в сфере:

- производства - производство продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, продуктов питания, строительных материалов, различного оборудования, электроприборов, измерительной техники, вторичной переработки сырья, упаковки т.п.;

- предоставление услуг - общественное питание, бытовое обслуживание, транспортные, учебные и лечебные услуги, зрелищно-развлекательные мероприятия, коммерческая демонстрация видео - и кинопрограмм, коммерческие соревнования, организация и проведение выставок, ярмарок, конкурсов, аукционов, туристические, справочно-консультативные услуги, услуги по приватизации, при переходе на новые формы собственности, создании предприятий, фирм, агентские и аудиторские услуги, патентно-лицензионные, технические, складские и др.;

- идей (интеллектуального производства) - научно-исследовательские разработки, изобретения, открытия, ноу-хау, технологии, рецептуры, компьютерные программы, материалы, методические, литературные, художественные произведения, коммерческие тайны, инновационная деятельность, продажа авторского права и др.;

- коммерческой деятельности - розничная и оптовая торговля; создание профильных, универсальных, специализированных магазинов, салонов, торговля по образцам, покупка и продажа недвижимости; торгово-посредническая, торгово-закупочная, биржевая деятельность, аукционная продажа, организация торговых домов, торговля на дому, создание коммерческих банков, финансовых групп и др.;

- внешнеэкономической деятельности - научно-техническая и производственная кооперация, создание представительств, филиалов, совместных предприятий, консалтинговых, маркетинговых, туристских служб, организация обучения, стажировки специалистов, редакционно-издательская, коммерческая, экспортно-импортные, валютно-кредитные, посреднические, лизинговые операции, выставки, смотры, конференции, тендеры, промышленные, научно-технические, технологические, экономические услуги и др.

При создании предприятия, связанного с производственной деятельностью, целесообразно разрабатывать технико-экономическое обоснования (ТЭО) предприятия. В состав ТЭО рекомендуется включить следующее:

1. Анализ спроса на продукцию, товары или услуги, которые запланированы к производству.

2. Производственные показатели:

2.1. Наличие конструкторской, технологической и другой необходимой документации;

2.2. Производственную программу;

2.3. Перечень необходимых для выполнения программы машин, оборудования, инструментов, других элементов основных производственных фондов, а также сырья и материалов;

2.4. Наличие производственных мощностей или проект их создания;

2.5. Имеющееся оборудование и другие элементы основных производственных фондов;

2.6. Рентабельность отдельных видов продукции или услуг;

2.7. Размер амортизационных отчислений.

3. Финансовые показатели:

3.1. Выручка, который намечается от реализации продукции или предоставления услуг;

3.2. Размер материальных и других приравненных к ним затрат;

3.3. Запланированные отчисления в бюджет;

3.4. Чистая прибыль;

3.5. Фонд оплаты труда;

3.6. Размер других создаваемых фондов.

Международная практика обоснования проектов использует несколько показателей, применяемых для подготовки решение о целесообразности вложения средств. В их числе:

- чистая текущая стоимость;

- рентабельность;

- внутренний коэффициент эффективности;

- период возврата капитальных вложений;

- максимальный денежный отток;

- норма безубыточности.

Показатель чистой текущей стоимости (что нередко в отечественных источниках называют «интегральным экономическим эффектом) представляет собой разность совокупного дохода от реализации продукции, рассчитанного за период реализации проекта, и всех видов расходов, суммированных за тот же период с учетом фактора времени (т.е. с дисконтированием разновременных доходов и расходов).

Рентабельность исчисляется как отношение прибыли к капитальным вложениям или как отношение прибыли к акционерного капитала; рассчитывается для каждого года реализации предпринимательского проекта, а также среднегодовой размер. При этом учитывается и налогообложения.

Внутренний коэффициент эффективности определяется как такое пороговое значение рентабельности, которое обеспечивает равенство нулю интегрального эффекта, рассчитанного за экономический срок жизни инвестиций. Проект считается рентабельным, если внутренний коэффициент эффективности не ниже исходного порогового значения.

Период возврата капитальных вложений - этот показатель широко применяется в отечественной практике как срок окупаемости капитальных вложений. Он представляет собой количество лет, в течение которых прибыль от продаж за вычетом функционально-административных издержек возмещает основные капитальные вложения. Остается дискуссионным вопрос о то, период возврата должен рассчитываться с дисконтированием или без него.

Максимальный денежный отток - это наиболее отрицательное значение чистой текущей стоимости, которая рассчитывается нарастающим итогом. Этот показатель отражает необходимые размеры финансирования проекта и должен быть согласованным с источниками покрытия всех затрат.

Норма безубыточности - минимальный размер партии выпускаемой продукции, при котором обеспечивается «нулевая прибыль», т.е.

когда доход от продажи равен издержкам производства. Определяется по формуле

Постоянные затраты

Норма безубыточности= ----------------------------------------------- .

Продажная цена - переменные затраты

 

Представляют интерес шесть возможностей начала собственного дела, которые рекомендует известный иностранный экономист Г. Берл: инкубаторы; надомный бизнес; «блошиные» рынки; предприятия, выполняющие заказы по почте; передвижные предприятия или предприятия временного характера; продажа товаров на вечеринках и во время демонстраций товара.

Все эти типы бизнеса имеют ряд общих черт:

а) индивидуальность характера деятельности;

б) очень низкие либо очень гибкие требования к начальному капиталу;

в) эти предприятия задумываются как очень подвижны, изменчивы.

г) не требуют регистрации юридического лица, достаточно зарегистрироваться как частный предприниматель.

Различаются рядом особенностей.

Инкубатор, как известно, - аппарат для высиживание яиц с помощью искусственного тепла. Относительно бизнеса имеется виду, что одно предприятие (организация) служит как бы зонтиком, обеспечивающим другим, как правило, малым предприятиям необходимое состояние делового климата: помещение, оборудование, консультативный совет специалистов и экспертов, возможности получения необходимого капитала и др.

Надомный бизнес должен быть «тихим» бизнесом, что не нарушает правил общежития в данном районе. Эта деятельность не обязательно ограничена домом.

Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например, настройка пианино, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т. д.

При надомному бизнесе может понадобиться домашний телефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер, пишущая машинка.

Высоких специальных знаний, большого сосредоточенности, усилий, времени, капитальных вложений требует бизнес «услуги - почте». Для получения достаточного количества заказа, обеспечивающих гарантированную прибыль, необходимо охватить значительное количество людей. В условиях этого вида бизнеса процент реальных заказов очень мал и для того, чтобы выжить и получить прибыль, необходимо делать значительную наценку на товар.

Наконец, такой вид бизнеса, как торговля на вечеринках и по образцам. По сравнению с другими видами предпринимательской деятельности она требует относительно меньше забот и затрат. Однако надо иметь возможность попадать на различные приемы и домашние вечеринки.

Все эти типы бизнеса на первый взгляд кажутся очень простыми. Однако только глубокое изучение каждого из них, отдельные исследования, наблюдения дают возможность сделать правильный выбор для организации нового собственного дела.

Идея и вид деятельности взаимосвязаны между собой. Нельзя выбрать вид деятельности без идей, не зная, каким бизнесом заниматься. Вместе с тем удачно выбранный вид деятельности дает возможность реализовать в полной мере идею. В конкретной практике четко сформулирована идея выступает видом деятельности, то есть приобретает собственной формы реализации. Однако найти идею и определить вид деятельности - это еще не все; необходимо подобрать форму организации и стадии функционирования предприятия, а для этого нужно решить следующие задачи:

- найти свою «хозяйственную нишу», т.е. место на рынке;

- определить время и регион, где будет создано предприятие;

- установить направленность или специализацию предприятия;

- зафиксировать форму предприятия (индивидуальное или коллективное);

- поставить цель своей деятельности и определить способы ее достижения, то есть отработать стратегию и тактику бизнеса;

- продиагностировать ресурсную, сырьевую базу, дать ей экспертную оценку;

- выбрать технологию производства;

- провести анализ и дать оценку потребителям и конкурентам;

- проследить возможности вложения денег и получения кредитов;

- изучить льготы, привилегии, ограничения, препятствия;

- разработать ценовую политику на свой продукт или услугу;

- сформулировать тип сбытовой поведения;

- наладить рекламу.

Немаловажное значение имеет выбор формы предпринимательства, прежде всего выбор между предпринимательством индивидуальным и коллективным. Выбрав индивидуальную форму, предприниматель действует на свой страх и риск. В случае неудачи собственник несет полную ответственность по обязательствам предприятия и расплачивается своими средствами, своим имуществом.

Сделав выбор в пользу коллективной формы, предприниматель делит ответственность с партнерами по предприятию. Такая форма дает возможность уменьшить риск, привлечь дополнительные ресурсы.

Наладить собственное дело можно несколькими путями:

- организовать индивидуальное предприятие с правом юридического лица или без такого права, зарегистрировавшись как субъект индивидуальной трудовой деятельности;

- создать частное или семейное предприятие;

- стать учредителем (участником) полного, смешанного с ограниченной ответственностью, акционерного общества;

- купить существующее предприятие (этот процесс не приобрел в нашей стране широкое распространение, однако с развитием приватизации покупка предприятий станет реальностью).

Однако какие бы предприятия (фирмы) не создавались, процедура их образования в основном одинакова для всех.

Следовательно, проектируя собственное предприятие, выбрав вид деятельности, определив форму организации, еще раз хорошо подумав, все взвесив и приняв окончательное решение, можно переходить к следующему этапу - документального оформления деятельности и самой деятельности.