Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Тема 3. Управление инновационной деятельностью предприятия

 

3.4. Виды инновационных стратегий и их соотношение

 

Когда мы рассматриваем инновационную стратегию предприятия, технологические изменения являются составной окружающей предприятие среда, а ресурсы технологических изменений понимают как входные параметры. Это может быть куплена лицензия, заимствованная технология или продукт, копирование организационных или сбытовых нововведений. Наиболее совершенную классификацию видов инновационной стратегии предприятия дает X. Фриман. Он различает шесть типов инновационной стратегии предприятия:

1) наступательная;

2) защитная;

3) имитационная;

4) зависимая;

5) традиционная;

6) «по случаю».

Наступательная инновационная стратегия охватывает: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг; стратегии слияния; стратегию приобретение. Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций, итак, больше используются на предприятиях, имеющих достаточно высокий финансовый потенциал, квалифицированный состав менеджеров и творческого научно-технического потенциала.

Наступательная или агрессивная инновационная стратегия связана со стремлением фирмы достичь технического и рыночного лидерства путем создания и внедрения новых продуктов. Такая стратегия предусматривает:

1) тесную связь фирмы со мировыми достижениями науки и технологии;

2) прямую зависимость от научных разработок, которые финансируются и осуществляются самой фирмой;

3) возможность фирмы быстро реагировать и приспосабливаться к новым технологическим возможностям.

При реализации наступательной стратегии главную роль играет специальное подразделение фирмы, занимающееся исследованиями и разработками. Такая стратегия дает возможность фирмы пользоваться новой технологии намного раньше, чем это сделают ее конкуренты. А при патентном защите новой технологии образуется временная монополия на прибыль инноватора.

Примерами наступательной инновационной стратегии были производство телевизоров, нейлона, полупроводников.

Но наступательная инновационная стратегия является весьма рискованной, поэтому большинство фирм, можно отнести к високоінноваційних придерживаются защитной стратегии.

Защитная инновационная стратегия отражает реакцию предприятия на действия конкурентов и связана с овладением новой технологии и благодаря ей выходом на новые рынки.

Защитная стратегия требует от фирмы:

1) высокой мобильности;

2) уделять много внимания обучению своего персонала и рекламе;

3) высокой наукоемкости и значительные усилия исследователей;

4) уделять много внимания анализа достижений и ошибок фирм партнеров;

5) продвигать на рынок свою продукцию путем предоставления технического обслуживания и сервиса.

Важнейшим фактором для осуществление защитной стратегии является приобретение патентов. Фирмы-защитники есть потребителями патентов и поставщиками прибылей для фирм-“форвардов”.

Имитационная инновационная стратегия связана с копированием технологии производства продукции фирм-пионеров. Использование этой стратегии, не очень отдален во времени от первого использования базовой инновации, и как правило, связано с приобретением лицензии на производство такого продукта.

Имитационная инновационная стратегия связана с копированием технологии производства продукции фирм-пионеров. Она может быть воплощена в жизнь двумя путями:

span style='font-family:"Verdana","sans-serif"'>1) покупка лицензии на производство продукции;

2) фирма имеет достаточно технологических знаний, чтобы сымитировать инновационных продукт.

В любом случае фирма, применяет имитационную стратегию должна иметь определенные преимущества в производстве аналогичной продукции по сравнению с фирмами-пионерами. Такими преимуществами могут быть: снижение стоимости продукции благодаря привлечению дешевой рабочей силы или местных природных ресурсов; использование уже существующих мощностей в новом назначении. Таким образом имитационная стратегия является удачной только при условии добавление технических, экономических и потребительских качеств к оригиналу.

Чтобы проводить эту стратегию фирме нужно иметь квалифицированный научно-технический персонал для того, чтобы овладеть и усовершенствовать инновацию, знать конъюнктуру соответствующих рынков, иметь выход в мировой информационное пространство, выявить успехи и неудачи фирм-пионеров.

Зависимая инновационная стратегия - это тип стратегического поведения, при которой характер технологических изменений зависит от политики других фирм, которые выступают как “родительские” фирмы в кооперационных технологических связях. Чаще всего “зависимые” фирмы выполняют субподрядные работы и не меняют самостоятельно свою продукцию, так как требования к качеству продукции устанавливает главная фирма. Требования по развитию научно - технических черт в таких фирмах минимальные.

Традиционная инновационная стратегия означает отсутствие технологических изменений на предприятии. На традиционных производствах закрепляются определенные инновационные формы на длительный период их «жизненного цикла». Данная стратегия предполагает осмысленную отказ от обновления продукции в результате тщательного анализа рыночной ситуации и состояния конкурентов, но не избегает собственно инновационного поведения, поскольку связана с усовершенствованием формы и сервиса традиционной продукции.

Примером традиционной стратегии может быть ресторанный или гостиничный бизнес. При всей традиционности удовольствие спроса форма и качество такой продукции постоянно совершенствуются.

Инновационная стратегия «по случаю» в долгосрочный период времени связана с быстрым освоением информации и возможностей, которые возникают во внешней среде предприятия. Характерной особенностью этой стратегии является отсутствие собственной научно-технической деятельности. Такой тип поведения еще называют «стратегией ниши», поскольку преимущество заключается в нахождении особой ниши на существующих рынках товаров и услуг, которая имеет потребителя с нетипичными, но разнообразными потребностями.

Эта стратегия имеет смысл только тогда, когда является первым шагом к других стратегий. Без этого такой тип стратегической поведения является бесперспективным