ПАБЛИК
РИЛЕЙШНЗ СИЛОВЫХ
СТРУКТУР И СПЕЦСЛУЖБ
Россия
МГУ
одним из первых вступил для переподготовки офицеров по программе "специалист
в связях с общественностью". В рамках Министерства обороны выдается 65 военных газет, 8
журналов. В гарнизонах
есть 160 телецентров. Однако, как считает
начальник Генерального штаба генерал армии Михаил Колесников, на сегодняшний день фактически потерян
"единственное военное информационное поле". Перед журналистами ставится
задача: "выиграть "информационную войну", которую ... ведут против армии "некоторые средства массовой
информации".
Значимость
данной проблематики для правительственных структур России хорошо иллюстрирует разработка
Специальной информационно-аналитической комиссии правительства России (май 1995 г.), которая
носит название: "Мифология
чеченского кризиса как индикатор проблем национальной безопасности России".
Приведем некоторые выдержки, которые демонстрируют, что перед нами действительно выход на
качественно другой уровень мышления по данной проблематике:
-
"общественная
мнение" считает правдой то, что ей кажется правдой, является интересным и сильно
затрагивает его эмоции. И любые сравнительно непротиворечивые сведения, не совсем
"сокирно" поданы с учетом названных простых условий, всегда будут
иметь больший эффект и общественный резонанс, чем самая настоящая, а потому пресная
правда";
-
перед комиссией
ставится задача - "срочно создать конкурентоспособную федеральную
информационную модель "чеченского кризиса", которую через наличие ядра
антироссийской информационной модели, что уже сложилось, можно назвать "анти-мифом"
в смысле необходимости дать "зеркальное отражение" по основным
узлами структуры западного варианта чеченского мифа";
-
основные трудности
видятся в следующем: "нет понимания, осознанного желания и необходимости
отработка технологий взаимодействия структур государственной власти в такой
"человеческой реальности" и с такой "символической реальностью",
которой является общественное мнение и вообщеидеологическая сфера".
Мы видим принципиально иной подход, принципиально иное понимание проблем, стоящих
перед государством в информационной сфере.
В
России все информационные структуры МВД объединяются в новое управление прессы и
информации, задачей которого становится информационное обеспечение структур
министерства и пропаганда опыта борьбы с преступностью. Вследствие этого
даже на уровне райотдела милиции создается должность офицера пресс-службы, в
московском FМ-эфире стала работать государственная
радиостанция "Милицейская волна", входящей в объединение
"Телестудия МВД России". За этим должно идти и свой телеканал.
Начальник
Центра общественных связей МВД России Владимир Ворожцов говорит о структуре
своего центра как о такой, что состоит из пяти подразделений: группа анализа
прессы; группа по проведению брифингов, конференций, круглых столов; отдел
связей с масс-медиа; подразделение связей с общественностью, который работает с
политическими партиями, общественными организациями, творческими союзами,
депутатами; отдел оперативного реагирования. Он определяет понятие кризисная
ситуация таким же образом: "Кризисной считается событие, которое может повлиять на
общественную обстановку, -
групповые нарушения
общественного порядка, убийство с особо тяжкими последствиями, увлечения
заложников ... Есть отработанная методика
реагирования".
Бывший
Министр обороны России Игорь Родионов прямо обратился за помощью к СМИ:
"Я искренне очень хочу, чтобы пресса и телевидение стали надежными союзниками
армии в этот сложный для нее момент. Нам нужна поддержка СМИ не в
виде фальшивой похвалы или приукрашивание действительности, а в виде объективных
материалов, содержащих конструктивные предложения. Напомню лишь, что в свое время
СМИ сделали очень много полезного, чтобы возродить престиж армии СЕНА, которая тоже
была в тяжелом морально-политическом положении. Я надеюсь на поддержку нашей
четвертой власти..." Характерно здесь ссылки на опыт США, знание которого, однако, не входит в общеобязательную
норму. Следовательно, можно предположить, что подобные планы стали разрабатываться и в рамках
российской армии. Есть и косвенные ссылки на значимость общественного мнения,
видно из ответа И. Родионова на вопрос корреспондентов, почему он приехал
на встречу на "Волге" и без сопровождения: "А это специально, чтобы вы
про меня хорошо написали. А то сейчас распишете: мол, прибыл на
"Мерседесе", и не на одном..."
В. Крючков так описывает процесс гласности в рамках
спецслужб, при этом вспоминает и о своих сомнениях.
"Было признано необходимым решительно стать на путь гласности в работе органов
госбезопасности всех уровней и направлений. С этой целью был создан Центр
общественных связей, чекисты пошли в трудовые коллективы, двери Комитета, его
органов на местах было широко открыто для делегаций, отдельных лиц, встреч с
представителями государственных, общественных организаций, средств массовой информации,
с деятелями искусства, учеными". И еще один интересный аргумент, который требует
по-другому моделировать коммуникативные действия в этой области: "Практически вся
деятельность органов госбезопасности является необычным с точки зрения простого человека, их
формы и методы работы могут вызвать неоднозначное и притом нередко отрицательное
восприятие. Поэтому при опубликовании материалов о деятельности органов, его сотрудников
учет этого аспекта необходимое, нужны объективные, добросовестные объяснения,
комментарии". О такой же ситуации говорит Николай Леонов: "За Шебаршина
нам пришлось в значительной мере "раскрыться" перед общественностью. Нападки
на Комитет государственной безопасности в демократической прессе становились настолько злобными и
провокационными, что руководство разведки по благословению Крючкова начало
выступать перед трудовыми коллективами, разъяснять сущность и содержание своей
работы, доказывать, что разведка - не паразит на шее народа, а его глаза и уши, к
того же разведка является прибыльным в денежном аспекте предприятием: мы получали
такие научно-технические секреты, которые стоили десятки и сотни миллионов
долларов". Как видим, "гласность" в этой сфере возникает в ответ
на "кризис", а раз так, то явно запаздывает по времени.
В
сообщениях прессы о создании в рамках специального подразделения ФСБ для
работы с российскими журналистами в качестве аргумента приводится информация о том, что
в посольстве США работой с прессой занято 8 сотрудников.
Правда,
есть и такой аспект, как сознательное преувеличение опасности со своей целью. Так,
директор ФСБ М. Ковалев говорит следующее: "Однако я понимаю своих иностранных
коллег-профессионалов, которые тоже качают головой: мол, да, "российская
мафия наступает. Под это открывают финансирование, дают больше денег -
итак, повторяюсь, с точки зрения прагматичного, я их понимаю".