Деньги
Деньги - одно из величайших изобретений человеческой мысли. Деньги родила торговля. Причиной их возникновения является общественное разделение труда и развитие специализации. Потребность обмениваться продуктами своего труда выдвинула перед товаропроизводителями экономическую задачу: в каких соотношениях можно обменять одни товары на другие; как добиться того, чтобы двум сторонам, которые обмениваются, были нужны именно те товары, которые они могут предложить друг другу, и еще в определенных количествах. Простой первоначальный обмен был случайным и единичным, поэтому насущной потребностью стало выделение из всего товарного мира общепризнанного эквивалента, с помощью которого можно было бы измерить стоимость всех других товаров. Роль денег стали выполнять наиболее ходовые продукты: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, лошади, раковины, сушеная рыба, пушнина. Однако торговля, развивалась, не могла принимать во внимание различные местные эквиваленты. Человечество долго искало универсальный денежный товар - им стали драгоценные металлы: серебро и золото. Эти металлы имеют ряд характерных свойств: 1) однородность; 2) высокий уровень сохранности; 3) делимость; 4) портативность; 5) умеренная ограниченность; 6) высокая стоимость.
Первые монеты появились в Древней Греции еще в VIII-VII вв. до н. э. В Риме чеканить деньги начали при храме Юноны-Монеты, отсюда и пошло название «монета». Бумажные деньги были выпущены в Древнем Китае в IX в. Широкий выпуск бумажных денег начался в 1690 г. в США в штате Массачусетс. В Европе американский опыт переняла Франция в 1716 г. Итак, исторически деньги возникли как особый товар, выполняющий роль эквивалента, т.е. измерителя стоимости всех товаров.
Экономическая сущность и роль денег проявляются в их функциях. Деньги выполняют функции: мера стоимости; средство обращения; средство сбережения (накопления); средство платежа; мировые деньги.
1)
Мера стоимостиденьги измеряют стоимость всех товаров. Как метром измеряют длину, а килограмм - массу, так деньгами измеряют затраты на производство товара. Стоимость товара, выраженная в деньгах,- его цена. Для выполнения данной функции реальные деньги не нужны.
2)
Средство обращения. Деньги заменили бартер - способ торговли, основанный на прямом обмене одних товаров или услуг на другие. Деньги стали посредниками в этом обмене, значительно ускоряя его. Именно эта функция сделала возможным замену полноценных денег бумажными.
3)
Средство сбережения (
накопления). Деньги могут использоваться как «законсервированное потребления». Поскольку они долго не теряют своих свойств, их хранят с целью приобретения товаров или услуг в будущем. Однако накопление денег может привести к потерям: а) теряется возможность получения дохода в текущем периоде (доход можно было бы получить, вложив деньги в производство); б) происходит обесценивание денег в результате роста цен. Когда выбирают, в какой форме делать сбережения (деньги, недвижимость, драгоценности, произведения искусства), учитывают ликвидность.
Ликвидность - степень легкости, с которой какое-либо имущество может быть превращено в наличные.
4)
Средство платежа. Деньги выступают как мера отложенных платежей в сфере кредитных соглашений. То есть деньги обслуживают разнообразные долговые обязательства между субъектами экономических отношений. Примерами этой функции может быть уплата налогов, процентов за кредит, выдача заработной платы.
5)
Мировые деньги: обслуживают обращение товаров и услуг на мировом рынке в сфере международных расчетов.
Существуют две основные формы денег:
наличные и
безналичные (схема 8).
Схема 8
Эмиссия денег - это дополнительный выпуск в обращение денежных знаков. Безналичные денежные средства - форма денежных платежей, при которой физической передачи денежных знаков не происходит (чековые вклады, безчекові сберегательные счета, депозитные сертификаты).
«Электронные деньги» - разновидность депозитов, использование которых основано на электронной технике. При этом возможны перевода денег со счета на счет, начисление процентов, расчеты по торговым операциям без участия наличных денег, посредством электронных сигналов.
Для расчета количества денег в обращении используют формулу, предложенную американским экономистом И. Фишером:
M •
V =
P •
Q,
где
M - денежная масса;
V - скорость обращения денежной единицы;
P - средний уровень цен;
Q - количество произведенных товаров и услуг.
Денег в стране должно быть столько, чтобы все торговые операции могли осуществляться стабильно по ценам, которые сложились. Денежная масса и необходимость эмиссии денег зависят от скорости их обращения. Если экономика страны развивается стабильно, то скорость обращения денег близка к постоянной величины.
Доходы. Расходы. Прибыль
В зависимости от субъекта, получающего доход, доходы делятся на
приватносімейні (доходы частных лиц или семей);
доходы фирм (частных предприятий, обществ, акционерных предприятий);
доходы местных органов власти и государства.
Выполняя свои функции, предприниматель должен обеспечить получение дохода.
Общий (
совокупный, валовой)
доход (
выручка) - это сумма денег, которую получила фирма от реализации продукции за определенный промежуток времени:
TR =
P •
Q,
где
P - цена проданного товара;
Q - объем продаж.
При анализе оптимального объема производства фирма рассчитывает маржинальный (предельный) доход, то есть прирост общей выручки предприятия от увеличения продаж на одну дополнительную единицу продукции.
.
Основной показатель деятельности фирмы -
прибыль, то есть превышение дохода над расходами. Чтобы увеличить прибыль, необходимо минимизировать расходы фирмы.
Издержки производства - это затраты на приобретение всех видов факторов производства, необходимых для создания определенного товара.
Внешние (
явные)
затраты - фактические затраты предприятия на покупку ресурсов (сырья, топлива, электроэнергии, оборудования, оплаты труда) у внешних владельцев ресурсов. Эти расходы учитываются в бухгалтерских отчетах и называются
бухгалтерскими.
Внутренние (
неявные)
издержки - затраты, связанные с использованием собственных ресурсов фирмы. Поскольку фирма могла бы использовать свои ресурсы в других сферах деятельности, необходимо подсчитать возможные потери. Поэтому неявные издержки включают:
• «потерянную» заработную плату, которую мог бы получить предприниматель как наемный работник по своей специальности;
• «потерянную» арендную плату, если бы он сдал в аренду свои производственные помещения;
• «потерянный» процент на сумму денег, которую предприниматель мог бы положить в банк вместо инвестирования в производство;
• нормальная прибыль как доход, достаточный для того, чтобы предприниматель оставался в данной отрасли.
Экономические (
альтернативные)
издержки = = бухгалтерские (явные) издержки + неявные издержки.
Расходы предприятия делятся на постоянные и переменные.
Постоянные издержки (
FC) - издержки, которые не зависят от изменения объемов производства, поэтому они существуют даже при нулевом производстве. Это арендная плата, выплата процентов по кредитам, амортизационные отчисления, зарплата управленческого персонала.
Переменные издержки (
VC) - издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объемов выпуска продукции. Это расходы на сырье, электроэнергию, полуфабрикаты, зарплату работникам.
Общие издержки фирмы (
TC) =
FC +
VC.
Средние затраты - это затраты на единицу продукции:
средние постоянные издержки
;
средние переменные затраты
,
средние общие затраты
.
Маржинальные (
предельные) затраты (
МС) - это дополнительные издержки фирмы при производстве дополнительной единицы продукции:
.
С помощью графика затрат (рис. 19) фирма анализирует свое положение на рынке.
Рис. 19
1) «Золотое правило» бизнеса:
MR =
MC - это точка максимизации прибыли.
2) Фирма получает прибыль, пока цена больше средних валовых издержек,
P >
ATC.
3) Фирма получает нулевую экономическую прибыль в точке, где
MR = MC = P =
ATC.
4) Если цена ниже средних общих издержек, но выше минимума средних переменных издержек, то фирма может не закрываться, но должен принять меры, чтобы снизить убытки.
5) Если цена ниже минимального значения средних переменных издержек (
P min
AVC), то фирме следует закрыться.
Какой же прибыль должна анализировать фирма? Прежде всего, бухгалтерская прибыль, равную общему доходу минус бухгалтерские (явные) издержки. Но стабильность и перспективы развития фирмы определяются экономической прибылью (схема 9).
Схема 9
Структура общего дохода (
TR)
В рыночной экономике прибыль выполняет следующие функции:
1)
стимуляційну (прибыль стимулирует предпринимателя заниматься предпринимательской деятельностью);
2)
инновационную (стимулирует поиск новых, нетрадиционных решений в условиях конкурентной борьбы);
3) функцию
развития производства и технологий (прибыль - источник восстановления ресурсов и размещения производства);
4)
перераспределительную (ресурсы «направляются» в ту отрасль, где норма прибыли выше);
5)
фискальную (налог с прибыли - это доходная часть бюджета).