Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 67

Тема. Упрощение в группах согласных. Слушание-понимание текстов разных стилей и типов речи

 

Цель:

· учебная: дать знания учащимися проспрощення согласных; формировать орфографические и орфоэпические умения;

· развивающая: развивать навыки слушание-понимание текстов разных стилей и типов речи; навыки выразительного чтения; развивать логическое мышление, творческое воображение; речевые навыки;

· воспитательная: воспитывать уважение к семье, семьи, Родины.

Внутрішньопредметні связи: фразеология, орфография, орфоэпия, пунктуация.

Межпредметные связи: язык, литература, культура, искусство.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Наблюдения над языковым материалом

► Послушайте пословицу. Можно ли утверждать, что они объединены одной темой?

► Запишите пословицы, разделив слова на слоги. Определите, в каком из пословиц складов больше всего, в каком - меньше.

1. Семья крепкая - горе плачет! (8)

2. К своего рода - хоть через воду. (10)

3. Зачем клад, когда в семье лад. (8)

► Объясните знаки препинания в последнем пословице.

Подготовительное упражнение

► Подберите к предложенным словам однокоренные. Сравните их произношение и написание. Что вы заметили?

Выезд, радость, сердечный, блеск, пост.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

► Ознакомьтесь с таблицей, сформулируйте правило упрощение в группах согласных.

Полное упрощения (т.е. в устной речи и на письме) происходит:

1) при склонении и образовании слов (когда к имеющимся звукосочетаний [жд], [зд], [ст], [рд], [сл] добавляется звук [н], [л], [ц], средние [д], [т] выпадают):

(д) н

с(д) н

с (т) н

с (т) л

с (т) ц

г (д) ц

с (л) н

неделю - недели, недели

проезд - выездной, объездной,

качество - качественный; честь - честный

лесть - облесливий, лесть

содержать - место, местность

сердечко-сердце, сердцевина (давньор. Сьрд'ьце)

масло - жирный, Масленица

 

2) В группах согласных зк, ск (при образовании глаголов с суффиксом-ну - и окончанием-е выпадает [к]):

с (к) н

с (к) н

брязк - звякнули, брякнуть, брязне

давление - давило, давить, давит

 

Исключения (упрощения не происходит):

1) в украинских словах:

стл

стн

стс

скн

 

костлявый, ласкающий, хвастливий

шестнадцать, запястный, хворостняк

шестьсот

выпускной, вискнути, рискнути, тоскливо, скряга

 

2) в иноязычных прикметниках: балласт - балластный, компост - компостный, форпост-форпостний.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Предупредительный диктант

► Прослушайте предложения, определите слово, в котором произошло упрощение, объясните его правописание и запишите в тетрадь.

1. Хорошее, когда есть защитные полосы, ни пески, ни засухи не страшны! (И. Нехода) 2. В княжеский лагерь вестник весть принес, что меч тевтона над Волынью свес (Г. Бажан). 3. Бежал перед нами напасник и палач, потому что мы помогали как брату брат (А. Малышко). 4. Веют ветры и встречные перекрестные (А. Малышко). 5. Проходят благовестные облака, шумит украшена трава (Г. Рыльский).

Игра «Интеллектуал»

► Продолжите предложения.

1. Больше всего ласкает и ласкает своего ребенка ... (мама). 2. Своих внуков уму учит старенький ... (дедушка). 3. Твою мамочку доченькой зовет твоя ... (бабушка). 4. Дочь моей мамы - то моя ... (сестра).5. Сын моего дедушки - мой ... (папа). 6. Дочь моей бабушки - моя ... (мама). 7. Папа моего папы ... (дедушка). 8. Внук или внучка моего дедушки - это ... (я).

► Образуйте производные слова с упрощением групп согласных.

Количество, страстный, доблестный, честность, область, жалость,счастье, пользу, лязг, участие, скорость, ремесло.

► Составьте два предложения о родственниках, введя образованы слова с упрощением групп согласных.

«Кто больше». Самостоятельная работа с текстом

► Прочитайте текст. Найдите в нем слова, в которых произошло упрощение

Семья - группа людей, родственников, которые проживают вместе: мужчина и женщина, родители и дети. Их объединяет целостность жизни: общий дом, хозяйство, образ жизни. В древности в Украине родители имели много детей - количественно семь Я, именно столько человек считалась полной семьей.

В Украине говорят: «Без семьи нет счастья на земле». Именно в семье ребенок делает свои первые шаги, отсюда она выходит в широкий мир, учится любви и добра, здесь учится уважать свой род, свою землю, беречь память своего рода - быть счастливой.

Родители - это самое ценное, что есть у каждого ребенка. Отец и мать - самые родные и близкие каждому из нас люди. От них мы получаем жизнь. Они нас учат всему доброму и полезному, вкладывают в наши уста добрые слова.

Если говорить между нами,

То все начинается с мамы.

И сказочка первая в мире,

И солнечная путешествие в лето.

Первые легкие снежинки

И сияющее чудо - елка.

От мамы - и буквы,

И слово,

И сделана вместе обнова...

Если говорить между нами,

То все начинается с мамы.

М. Пономаренко

Слово «мама» входит в нашу жизнь тихо и незаметно. Она оберегает нас от всего злобного, безжалостного, и в самом звучании этого слова - наше убежище.

На свете белом единственное,

как и днепрова течение,

домашний очаг семейный,

дом и наша семья.

Дмитрий Белоус

Если ты умный, вежливый -

хорошее и твое имя.

И за тебя не зря

будет гордая вся семья.

Анна Черинь

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лингвистическое наблюдение

► Назовите строку, в котором транскрипция слов записана без ошибок (1,2).

а) [свидетельство], [л'ічба], [беиж: ал'існий].

б) [рухайец':а], [роз:увайес':а], [л'ічба].

в) [зліст'], [веден':а], [пещерный].

г) [контрастный], [футбол], [с:утулений].

Беседа

► Каким может быть упрощение?

► Почему это происходит?

► Назовите слова-исключения, в которых упрощения не происходит ни на писании, ни в произношении.

 

VII. ИТОГИ УРОКА

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Поисковая работа: напишите фамилии, имя, отчества своих родственников.