И СЕМЕСТР
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Урок № 13
Тема: Фразеологизмы в роли членов предложения. Тематическое тестирование (Лексикология. Фразеология)
Цель: объяснить синтаксическую роль фразеологизмов, формировать умение определять синтаксическую роль фразеологизмов; формировать умение подбирать фразеологические антонимы и синонимы, осуществлять разбор фразеологизма; выяснить уровень усвоения темы «Лексикология и фразеология»; совершенствовать навыки пользования словарем и навыки самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный урок (изучение нового материала; проверка и учет знаний и умений).
Оборудование: учебник, тестовые задания.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания.
Работа у доски. Записать предложения. Определить в них фразеологизмы. Раскрыть их значение, указать происхождение (из античной мифологии, Библии, фольклора), при необходимости воспользовавшись словарем.
Ложь попадает в Лету, а правда живет в веках. (Б. Мозолевский.) Пой, рыдай и будь готов вместо лаврового терновый венец взять на лоб. (М. Старицкий.) Можете ли утямки взять вы, что горя я имел выше головы? (М. Зеров.) Над границей тишина виснет, как дамоклов меч. (В. Пузыренко.) Давно уже не текут молочные реки в кисельных берегах... (И. Муратов.)
Для справок. Попасть (упасть) в Лету - быть забытым. Лавровый венок - символ победы в соревновании. Терновый венец - символ страданий. Братья понять - осознать, понять. Выше головы - много. Дамоклов меч - что-то неотвратимое. Молочные реки в кисельных берегах - символ благосостояния и благополучия.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Самостоятельно проработав теоретический материал (п. 68), рассказать, какими членами предложения могут выступать фразеологизмы.
Объяснительный диктант. Раскрыв значение фразеологизмов, с’выяснить их синтаксическую роль.
То был какой-то блестящий карнавал... Казалось, налетел дев’пятый вал. (Леся Украинка.) Свирепые звери пришли в овніх шкурах и когти распустили... (Т. Шевченко.) Вы меня поздравили, как родные, мое сердце, мою душу одігріли... (П. Мирный.) Видимо, до новых веников придется вас выглядеть. (Л. Гроха.)
Для справок. Дев’пятый вал - разгневанная, неуправляемая стихия. Распустить когти (когти) - проявлять враждебность, агрессивность. До новых веников - очень долго, длительный период.
ИV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
Объяснив значение представленных фразеологизмов, подобрать к каждому фразеологизм-синоним. Один-два из них ввести в самостоятельно составленных предложений. С’выяснить синтаксическую роль фразеологизмов в составленных предложениях.
1. Валять (клеить, строить) дурака (гонять ветер по улицам; давать воробьям дули; ханьки м’ять) 2. Носиться как курица с яйцом ( как дурак со ступой; как цыган (черт, старец) с писаной торбой; носиться как с яйцом; как черт с грешной душой). 3. Не все дома ( нет царя в голове; белены (дурмана) об’ївся; нет клепки). 4. Как сурок свистнет (как рак свистнет; как п’явка крикнет; как волосы на ладони вырастет; как вырастет трава на помосте). 5. Как зайцу бубен (как лысому гребень; как собаке пятая нога; как прошлогодние бублики; как дыра в мосту).
Для справок. 1. Делать глупости, нелепые поступки. 2. Уделять чрезмерное внимание чем-то незначительном. 3. О того, кто глупо себя ведет. 4. Употребляется для утверждения невозможности чего-то. 5. Употребляется для отрицания нужности чего-то.
Объяснив значение каждого из фразеологизмов, подобрать фразеологизмы-антонимы. Составить предложения, включив в него одну из образовавшихся антонімічних пар. С’выяснить синтаксическую роль фразеологизмов в составленном предложении.
1. За тридев’ять земель (под самым носом). 2. Хоть в ухо бей (хоть кол на голове теши; хоть черепком ухо режь); 3. Вывести концы (спрятать концы в воду). 4. Пороха не выдумает (не изобретет) (не в том’я битый). 5. Не выдавишь слова (проворний на язык; язык без костей) 6. Не выкурить и ладаном (не заманить и калачом).
Для справок. 1. Очень далеко. 2. О том, кто кроткий, покорный, податли вой. 3. Выяснить что-то. 4. О того, кто лишен сообразительности, умственно ограничен. 5. О том, кто молчаливый, неразговорчивый. 6. Нельзя избавиться, выгнать.
V. Проверка уровня усвоенных знаний и умений по лексикологии и фразеологии.
Объяснение способа проверки знаний и умений (инструктаж к проведению тестирования)
Проведение тестирования.
И вариант
1. Лексикология изучает:
А слова как части речи;
ü Бы лексическое значение и употребление слов;
В грамматическое значение и словозміну.
Объяснить (письменно) лексическое и грамматическое значение любого слова.
2. Диалектные слова - это
А слова, которые понимают и принимают все;
ü Бы слова, употребление которых ограничено определенной местностью;
В слова, которые используют представители определенных профессий.
Подобрать и записать пример диалектного слова и его литературный аналог (напр.: вуйко - дядя, шаркан - буря, конопляник - воробей, скотина - скот) или составить (вспомнить) предложение, содержащее диалектное слово (напр.: До села приближаемся тропой, на пороге rаздиня встречает (Б. Дегтярев.); Этот мастер к чужим тайстер (Род. творческим.).
3. Устаревшие слова - это
А слова, что перешли в украинский язык из других языков;
Бы слова, которые используют представители определенных профессий;
ü В слова, которые вышли из активного употребления.
Подобрать и записать пример устаревшего слова и его аналог из современного языка (напр.: рать - войско, піїт - поэт, ланіти - щеки) или составить (вспомнить) и записать предложения с устаревшим словом (напр.: Месяц в облаках лиловых серебряную погубил хоругвей (Г. Самойленко), есть между нами сейчас Симиренко с мошной и поэтическим ухом? (П. Медянка).
4. Устойчивые сочетания слов, которые по содержанию часто равны одному слову, это
ü А фразеологизмы;
Бы диалектизмы;
В неологизмы.
Раскрыть (письменно) значение выражения вивечти на чистую воду (прикусить язык, смотреть сквозь пальцы, накрыть мокрым рядном).
5. Собственно украинскими есть такие слова:
А душа, солнце, река, небо;
Бы мать, отец, брат, общность;
ü В аист, мечта, вскользь, плес.
Составить (вспомнить) и записать предложения, содержащего собственно украинское слово (напр: Я здесь пропалываю клубнику навсидьки голыми пучками (Г. Самойленко).
6. К неологизмов принадлежат слова:
А почтамт, пепси-кола, хоровод, Интернет;
ü Бы т’дистрибьютер, плеймейкер, саунд-трек, шоуїнг;
В гулять, слоняться, шататься.
Привести пример неологизма, что с’появился в языке недавно.
II вариант
1. Лексическое значение слова объяснено в словаре
А орфографическом;
ü Бы толковом;
В антонимов.
Объяснить (письменно) лексическое значение любого слова.
2. Научные понятия обозначают:
А диалектизмы;
Б неологизмы;
ü В сроки.
Подобрать и записать термин, объяснить его значение (напр.: Архаизмы - устаревшие названия предметов и явлений, вытесненные новыми, современными названиями (С довідн.) или составить (вспомнить) и записать предложения, содержащего срок (напр.: Ноосферу придумал Вернадский (В. Самойленко).
3. Неологизмы - это слова, которые
А вышли из активного употребления;
ü Бы появились в языке недавно;
В используют жители определенной местности.
Любой неологизм ввести в самостійнос кладеного предложения (напр.: На работе постоянно вируча новенький факс).
4. Фразеология изучает:
А лексическое значение и употребление слов;
ü Бы лексическое значение и употребление устойчивых сочетаний слов;
В лексическое значение и употребление научных терминов.
Раскрыть значение выражения с открытым сердцем (заметать следы, заварить кашу) или в поданном предложении подчеркнуть фразеологизм и объяснить его значение (напр.: Кто не обтяжувавсь ничем, суровые предки наши всыпали хороших розог тем - березовой каши! (Д. Белоус.) Всыпать березовой каши - наказать, избить).
5. По правилу «дев»палатки» пишутся такие слова иноязычного происхождения:
А диадема, радио, изоляция, рациональный;
ü Бы директор, зигзаг, циклон, чинара;
В инженер, ирис, импичмент, индекс.
Записать слово иноязычного происхождения и письменно объяснить его лексическое значение (напр.: Инвестиция - долгосрочное вложение капитала (средств) в определенное дело, предприятие. Супермаркет - крупный магазин самообслуживания, где продают товары повседневного спроса, преимущественно продовольственные).
6. Фразеологізмом есть такое словосполучення6
А побить носа;
Бы побить тарелки;
ü В побить горшки.
Любой фразеологизм ввести в самостоятельно составленного предложения и подчеркните его как член предложения (напр.:Зло наступает на пяти, возраст сводит на нет (М. Самойленко); Он не выносил сор из избы, чтобы кто кому не сказал что-то (В. Симоненко).
Ответы учителя на вопросы учеников (после того, как тестовые задание выполнено).
VІ. Подведение итогов урока.
VII. Домашнее задание.
П. 6, упражнение 69.
Самостоятельная работа.
Переписать предложения, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия). В первом предложении подчеркнуть члены предложения. Употребленные в предложениях фразеологизмы разобрать по представленной схеме.
На ясные зори и тихие воды до нас письма из прошлого доходят. (Есть. Гуцало.) Как часто мы чуєм и дома, и в школе: “Ученому легче далеко уйти. Старайтесь, учитесь, потому что будете в поле вола или свиньям хвосты крутить”. (М. Сом.)
1. Объяснить значение фразеологизма (желательно с использованием словаря).
2. Указать его происхождение (из античной мифологии, Библии, фольклора, художественной литературы и др.)
3. Подобрать синонимы (если они есть).
4. Подобрать антонимы (если они есть).
Представленные фразеологизмы ввести в самостоятельно составленных предложений. Объяснить правописание слов иноязычного происхождения.
Искать Атлантиду; открыть Америку; петь дифирамбы; выносить сор из избы.