И СЕМЕСТР
ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ
Урок № 12
Тема: Фразеологизмы. Источники украинской фразеологии
Цель: представить сведения о фразеологизмы, формировать умение находить их в предложениях и тексте, раскрывать их значение; формировать умение пользоваться похоже, устоявшимся фразеологическим словарем; розвивавати логическое и образное мышление; способствовать обогащению и уточнению словаря учащихся; воспитывать уважение к устному народному творчеству.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник, фразеологический словарь.
Ход урока
И. Подготовка к восприятию нового материала.
Работа у доски. Записать пословицу. Объяснить значение выделенных сочетаний слов. Есть ли эти сообщения устойчивыми и воспроизводимыми? Как вы понимаете выражение устойчивое сочетание слов?
Не умеешь печь хлеб будешь печь раков. Не хочу, чтобы на меня всех собак вешали. Такое мелет, что уши в’увядают. Лестью душу вынет. Болезнь хоть кого до печенок дійме. Ложь всегда боком вылазит. П’ятами ударился - аж залопотіло.
Народное творчество.
Для справок. Печь раков - краснеть от стыда. Вешать всех собак на кого - возводить клевету. Уши вянут - о чувство досады от услышанного. Вынуть душу - вызвать сильное волнение, растрогать, умилить. До печенок наступать на больную - уязвить, огорчить. Боком вылезти - нанести неприятностей, привести к наказанию. Пятками сбежать - убежать.
II. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
III. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала на с. 38-39 (п. 6).
Работа у доски. Объяснить значение представленных фразеологизмов, при необходимости обратившись к фразеологічного словарь. Два-три фразеологизмы ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).
Точить болтовня; бить баклуши; накрыть мокрым рядном; сера глаз занимать; побить горшки; гнуть кирпу; задних пасты; передать кутье меда; залить сала за шкуру.
Для справок. Болтать, беспредметно говорить; ничего не делать; наброситься на кого с укором; о человеке, который стесняется позорного поступка; поссориться; задаваться; быть последним, отставать в чем-то; перебрать в чем-то лишнего; нанести кому-то бедствия.
IV. Выполнение упражнений на закрепление изученного.
Прочитать (прослушать). Указать фразеологизмы. Объяснить их значение, при необходимости воспользовавшись словарем фразеологизмов.
1. Бабушкина дочь такая ленивая: ни холодной воды не берется, все бы сидела, сложив руки. (Род. творческим.) 2.А там - казак не в темя битый : что-то и прирозуміє. (М. Пригара.) 3.Поникла веселая голова моя, обнял душу печаль, на сердце как каменная гора навалилась. (Панас Мирный.) 4. Кто хуже трус, тот болтал о экзамен, что висел на носу. (А. Свидницкий.) 5. Я не знаю, кто льет эти помои на меня. (В. Большак.)
Для справок. 1. И до холодной воды не браться - ничего не делать, не работать. Сидеть сложа руки - бездельничать. 2. Не в темя битый - умный, смышленый, сообразительный. 3. Поникнут головой - соскучиться; обнял душу сумм - то именно. 4. Висеть на носу - быть близким по времени осуществления. 5. Лить помои - кого-то несправедливо позорить, обвинять в чем-то осудливому.
Диктант с комментированием. Фразеологизмы подчеркнуть, объяснить их значение.
1. Так это нас казаки, видимо, нарядили в шоры? (П. Кулиш.) 2. Кот Мурлыка до дороги хорошо взял за пояс ноги. (И. Франко.) 3. Не говорите: “Он до работы злой”. Какой он злой? Он до работы хороший. (А. Бортняк.) 4. Мой Киев родной! Я пальму первенства тебе отдаю! (Л. Дмитерко.) 5. Друг мой! Не стесняйся, гордись любовью! Если любишь Родину, то и язык люби. А не любишь - бывает... То что же - Бог с тобой. Не Бог с тобой, а крест на тебе... (Ю. Бедрик.) 6. С заоблачных, с захмарених высот дождь не прольется манной небесной (Д. Кремень.)
Для справок. 1.Убрати в шоры - подчинить своей воле, обуздать. 2. Взять ноги по пояс (взять ноги в руки, на плечи) - убежать. 3. Быть злым до работы - быть трудолюбивым, беручким к труду. 4. Как кот наплакал - мало. 5. Отдать пальму первенства - признать лучшим. 6. Бог с тобой - слова благословения, пожелания добра. Поставить (кому-то) крест - признать негодящим, испорченным, отказаться от кого-то.
Прочитать. Определить фразеологизмы. Объяснить значение каждого фразеологизма. Рассказать о роли фразеологизмов в речи. Какие из предпринятых в высказывании фразеологизмов можно считать синонимичными?
Как в первой четверти Петя Мимовух целые дни ловил старательно в классе мух. Во второй четверти и мух не стало. Не зевал, целую четверть ловил наш Петя гав. В третий почти и на уроки не ходил, потому что на улице он гляделки ловил. А в четвертой он затылок уже чуха, ждет он экзаменам, как вол обуха.
Д. Белоус.
Прочитать. Объяснить значение фразеологизмов, указать их происхождения, в случае необходимости воспользовавшись словарем. Два-три фразеологизмы ввести в самостоятельно составленных предложений (устно).
Ахиллесова пята; авгиевы конюшни (конюшни); между сциллой и харибдой; взгляд Медузы: эзопов язык; вавилонское столпотворение; умывать руки; іудин поцелуй; последний из могикан; при царе Горохе; ни пуха, ни пера.
Объяснить значение каждого фразеологизма. Из речи представителей какой профессии происходит каждый из них? Почему вы так думаете? С двумя фразеологизмами составить предложение (устно).
1. Лить воду на чужую мельницу. 2. Не святые горшки лепят. 3. Пасти задних. 4. Взять в шоры. 5. Играть первую скрипку. 6. Мерить на свой аршин. 7. Трещит по всем швам. 8. Этот номер не пройдет. 9. Дать зеленый свет. 10. Под дымовой завесой.
Для справок. Из речи: 1. мельников. 2. гончаров. 3. пастухов. 4. шорников. 5. музыкантов. 6. продавцов. 7. портных. 8. артистов. 9. железнодорожников. 10. военных.
Выборочный диктант. Выписать фразеологизмы, объяснить их значение (для удобства фразеологизмы выделяем). Прослушав отрывок еще дважды, устно его пересказать, используя выписанные фразеологизмы.
Моя величальная працелюбам большим, они никогда не переведутся на нашей земле. Они, кажется, не головой, а руками думают. Их мнение называется то что испеченным хлебом, то вышитой рубашкой, то другим хорошим делом. Никогда они не отстают, а только перед ведут, они не ищут осмаленого волка, ловят его сами. Ручьи пота с них цебенять всю жизнь, разливаются струйками, а дальше реками, а затем Днепром.
А еще моя величальная - честным и совісливим, которые ради своего доброго имени способны богатство пустить по ветру, в огне гореть и в воде тонуть. Потому что самой судьбой им так суждено, чтобы оберегали и чтили самое дорогое наследство, которое им от предков достался. Это - честь и совесть. Это наследство они должны оставить своим детям, потомкам далеким, чтобы честь и совесть никогда не переводились среди народа.
По Есть. Гуцалом.
Подобрать и записать фразеологизм, которым можно охарактеризовать человека:
1. Умную. 2. Опытную. 3. Слишком самоуверенного. 4. Такую, что добивается сочувствия. 5. Такую, что ведет себя глупо.
Для справок. 1. Ему (ей) ума не занимать. 2. Знает, где раки зимуют 3. Думает, что Бога за бороду поймал (поймала). 4. Корчит из себя Лазаря. 5. У него (нее) в голове не все дома.
Работа у доски. Объяснить значение каждого диктуемым фразеологизмов. Записать те, которые положительно характеризуют человека.
Открытое сердце. Его устами мед пить. Быстрый на ум. Берет все в свои руки. Скажет, как завяжет. Поет с чужого голоса. Прячет камень за пазухой. Привлекает сердца. Крутит хвостом. Тяжелый на руку. Мягко стелит. Сердце из воска. Не разгибая спины. Держится в тени. За ним не заржавеет. И в щель пролезет. Его слово на вес золота. Витает в облаках. Баламутят миром. Производит посиделки и похождения. Надежнее каменного моста. Туман в голове. Умелые руки. Замкнулся в скорлупе. Режет правду в глаза. Ходячая совесть (добродетель). Выматывает нервы. Распускает язык. Широкая душа (натура).
Три-четыре записанных фразеологизмы ввести в самостоятельно составленного высказывания на тему “Мой друг (Моя подруга)”. Объяснить роль фразеологизмов в речи.
V. Подведение итогов урока.
VІ. Домашнее задание. П.6, упражнение 71.