И СЕМЕСТР
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ
Урок № 14
Тема: Общая характеристика частей речи
Цель: дать общую характеристику самостоятельных и служебных частей речи, совершенствовать умение различать части речи, распознавать их в предложении и тексте, объяснять разницу между самостоятельными и служебными частями речи; развивать внимание и наблюдательность; культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение к материнству, семье.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник.
Ход урока
И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.
II. Изучение нового материала.
Работа с учебником. Проработка теоретического материала. Работа с таблицей, представленной на с. 43.
Работа у доски. Записать предложения. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи? Раскрыть суть терминов лексическое значение слова и грамматическое значение слова. Объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.
Мама знали много песен и выводили их так красиво. Выпадала часинка, и папа говорил: “Спой нам, Анна!” (В. Миколайчук.) Сошлись два украинца и поют в три голоса. (Г. Гордасевич.) Когда сойдется три украинца, то это уже хор. (М. Рыльский).
Работа с учебником.. Самостоятельная проработка теоретического материала (п. 7, с. 44).
Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения? Какой части речи?
Где мать посеет, там стелется пожалуйста. Где мать посадит, там сходит добро. У мамы рука и легкая, и прекрасная, а сердце глубокое, как седой Днепр. (В. Крищенко.) Щедрость материнских добрых рук мы еще в жизни не оценили. (Д. Луценко.)
Беседа.
· Раздел языковедческой науки изучает части речи?
· Какими общими чертами характеризуются слова одной части речи?
· Сколько частей речи есть в русском языке?
· Какие части речи являются самостоятельными? Назвать и привести примеры.
· В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?
· Какие есть служебные части речи? Назвать и привести примеры.
· Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным? Назвать и привести примеры.
III. Выполнение упражнений на закрепление.
Диктант с комментированием. В каждом из предложений назвать самостоятельные и служебные части речи.
Мамино лицо в детство зовет, из детства в юность взглядом ведет. Мамино лицо солнца мне желает. Мамино лицо любэ и молодое. (М. Дмитренко.) Так незаметно проліта одна минута у мамы, одна минута золота. (Л. Талалай.)
Творческая работа. Составить небольшое высказывание (объем - 4-5 предложений) на тему “Минута у мамы”. В тексте творческой работы указать несколько самостоятельных и служебных частей речи.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание.
П. 7, упражнение 82.