Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ

 

Урок № 14

Тема: Общая характеристика частей речи

 

Цель: дать общую характеристику самостоятельных и служебных частей речи, совершенствовать умение различать части речи, распознавать их в предложении и тексте, объяснять разницу между самостоятельными и служебными частями речи; развивать внимание и наблюдательность; культуру устной и письменной речи; воспитывать уважение к материнству, семье.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала. Работа с таблицей, представленной на с. 43.

Работа у доски. Записать предложения. Выяснить, к каким частям речи относятся употребленные в предложениях слова. Какие части речи являются самостоятельными, служебными? В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи? Раскрыть суть терминов лексическое значение слова и грамматическое значение слова. Объяснить лексическое и грамматическое значение выделенных слов.

Мама знали много песен и выводили их так красиво. Выпадала часинка, и папа говорил: “Спой нам, Анна!” (В. Миколайчук.) Сошлись два украинца и поют в три голоса. (Г. Гордасевич.) Когда сойдется три украинца, то это уже хор. (М. Рыльский).

Работа с учебником.. Самостоятельная проработка теоретического материала (п. 7, с. 44).

Предупредительный диктант. В каждом из предложений подчеркнуть члены предложения и назвать части речи. Какой раздел науки о языке изучает члены предложения? Какой части речи?

Где мать посеет, там стелется пожалуйста. Где мать посадит, там сходит добро. У мамы рука и легкая, и прекрасная, а сердце глубокое, как седой Днепр. (В. Крищенко.) Щедрость материнских добрых рук мы еще в жизни не оценили. (Д. Луценко.)

Беседа.

· Раздел языковедческой науки изучает части речи?

· Какими общими чертами характеризуются слова одной части речи?

· Сколько частей речи есть в русском языке?

· Какие части речи являются самостоятельными? Назвать и привести примеры.

· В чем заключается различие между самостоятельными и служебными частями речи?

· Какие есть служебные части речи? Назвать и привести примеры.

· Какая часть речи не относится ни к самостоятельным, ни к служебным? Назвать и привести примеры.

 

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Диктант с комментированием. В каждом из предложений назвать самостоятельные и служебные части речи.

Мамино лицо в детство зовет, из детства в юность взглядом ведет. Мамино лицо солнца мне желает. Мамино лицо любэ и молодое. (М. Дмитренко.) Так незаметно проліта одна минута у мамы, одна минута золота. (Л. Талалай.)

Творческая работа. Составить небольшое высказывание (объем - 4-5 предложений) на тему “Минута у мамы”. В тексте творческой работы указать несколько самостоятельных и служебных частей речи.

 

IV. Подведение итогов урока.

 

V. Домашнее задание.

П. 7, упражнение 82.