Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 12

УРОК РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ № 5. ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СОБРАНИЯХ, СЕМИНАРАХ (ЗАРАНЕЕ НЕ ПОДГОТОВЛЕН)

 

Цель: углубить знания учащихся об особенностях проведения собраний, семинарских занятий, публичного выступления, учить планировать и произносить неподготовленные речи; развивать мовленнєво-коммуникативные умения, логическое мышление, творческие и организаторские способности; воспитывать самостоятельность, активную жизненную позицию.

Тип урока: урок развития коммуникативных умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Мотивационно-организационный этап

Мотивация учебной деятельности учащихся

► Прочитайте эпиграф урока и объясните его. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь, что нового узнаем, чему научимся на уроке.

Хорошо говорить умеет только тот, кто умеет слушать.

Сократ

 

II. Информационный этап

Человек - общественное существо, поэтому имеет потребность в общении, совместной работе, коллективном решении проблем. Одним из средств решения текущих вопросов и проблем является собрание. Что же такое собрание? (Актуализация личностного опыта учащихся методом «Круг идей») .

Обратимся к толковому словарю:

Собрание - встреча членов какого-нибудь коллектива для обсуждения или решения какого-то вопроса; собрание, сборка; ступени (встреча, собрание людей, объединенных общими интересами).

Научные и учебные проблемы решают на семинарах. Семинар - форма групповых занятий по какому-либо предмета или темы, проблемы, которая углубляет и систематизирует знания. Предполагает обсуждение участниками заранее подготовленных сообщений, докладов.

► Рассмотрите схему. По представленным названиями семинаров попробуйте определить их цели и особенности.

 

 

На собраниях и семинарах участники произносят мысли и предложения обычно в монологічній форме. Вспомните, что мы называем монологом. (Это высказывание одного лица, в основном значительное по объему, имеет тему, главную мысль, определенную композиционную структуру. Требует от автора определенного уровня подготовленности, волевых усилий, необходимых для составления плана высказывания, отбора адекватных замыслу языковых средств.) Обратите внимание: выступы могут быть заранее неподготовленными и подготовленными. Сегодня мы будем работать над подготовленными выступлениями.

 

III. Процессуально-деятельностный этап

Групповая работа

► Найдите и исправьте ошибки, которые случаются во время выступления на собрании.

• Повестка дня следующая. (Повестка дня такой)

• Следующие сборы пройдут в три часа. (Следующие сборы начнутся в три часа)

• Первым делом нужно решить этот вопрос. (Прежде всего (пре жде всего, в первую очередь) надо решить этот вопрос)

• Вы правый. (Вы правы)

• Хочу сказать о совсем второе. (Хочу сказать совсем о другом)

• Невольно приходит на ум следующее. (Невольно приходит на ум такое)

• Речь идет именно о валене. (Речь идет о самом важном)

• Я настаиваю на том, чтобы... (Я настаиваю на том, чтобы...)

• Мне кажется, что... (Мне кажется, что...)

• Скажу еще пару слов. (Скажу еще несколько слов)

• Мое выступление не противоречит вашему. (Мое выступление не противоречит вашему)

• На собрание пришли все без исключения. (На собрание пришли все без исключения)

• Собрание приняло следующие решения. (Собрание приняло следующие постановления/решения)

 

Ситуативное задание (индивидуальное)

► Представьте, что у нас проходят собрания класса. Рассматривается вопрос межличностных отношений. Продумайте (2-3 мин.) выступление на тему «Как ты людям, так и люди тебе» и произнесите его. Во время выступления употребляйте исправлены языковые конструкции из предыдущего задания.

► Коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных во время индивидуальных выступлений. Определение перспектив на будущее занятие.

 

Работа в группах

► Прокомментируйте афоризмы. На их основе составьте советы докладчику.

«Истинное красноречие - это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем надо» (Ф. Ларошфуко).

«Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей: если оратор не проник в вещи, не узнал их, речь его бессодержательна...» (Цицерон).

«Не позволяй, чтобы язык опережал твоему мнению» (Хілон).

«...Впечатление от десяти изречений, которые повлияли на ум, легче изгладить, чем впечатление от одного, которое повлияло на сердце...» (Г. Лихтенберг).

«Много говорить и много сказать - это не есть то самое» (Софокл).

«Поэтами рождаются, ораторами делаются» (Цицерон).

Проверка работы групп.

 

IV. Контрольно-рефлексивный этап

Рефлексия в виде суждений

1. Смысл этой темы;

2. Ее главные части или направления;

3. Объекты, которые изучаются;

4. Возникающие вопросы;

5. Практические рекомендации.

 

IV. Домашнее задание (на выбор)

► Найдите интересные материалы и подготовьтесь выступить с сообщением «Культура речи, мысли, чувств».

► Подготовьте карточки «Задания для товарища».