СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ
Урок № 13
ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ ПРАВОПИСАНИЯ АПОСТРОФА
Цель: повторить знания десятиклассников о обозначение на письме гласных и согласных звуков, сложных случаев правописания апострофа; формировать правописные умения; совершенствовать умение находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников уважение к родному языку, а также ощущение ее красоты как основы эстетического воспитания.
Виутрішньопредметні связи:
Фонетика: фонетическая характеристика согласных и гласных звуков.
Межпредметные связи:
Литература: произведения украинских авторов.
Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока
III. Актуализация мотивационных резервов десятиклассников по теме
Выполнение тестовых заданий
1. Когда пишется апостроф после губных согласных?
А На обозначение их разрешения произношения перед я, ю, є, ї;
Если бы перед губными нет другого согласного, который принадлежал бы к корню;
В обозначение их разрешения произношения перед я, ю, є, ї, если перед губными нет другого согласного, который принадлежал бы к корню (кроме г).
2. Когда пишется апостроф после г?
А В начале состава;
Бы в конце состава;
В конце состава перед я, ю, є, ї.
3. Когда пишется апостроф после к и других согласных?
А В собственных названиях в конце состава перед я, ю, є, ї;
Бы в собственных названиях перед я, ю, с, й;
В конце состава перед я, ю, є, ї.
4. Когда пишется апостроф в словах украинского происхождения?
А После приставок, оканчивающихся на согласный перед я, ю, є, ї;
Бы после первой части сложных слов, заканчивающихся на согласный, перед я, ю, є, ї;
В после префиксов и первой части сложных слов, заканчивающихся на согласный, церед я, ю, є, ї.
5. Когда апостроф не пишется в собственных названиях?
А В середине состава после к и других согласных;
Бы в тех случаях, когда я, ю, є, ї обозначают мягкость предыдущего согласного;
Когда эти собственные названия - прізвихца.
6. Когда апостроф не пишется после губных согласных в общих названиях?
А Когда перед буквами б, п, в, м, ф, обозначающие губные согласные, стоит другая буква обозначения согласного (кроме р), который относится к корню слова;
Когда перед губными стоит другая буква обозначения согласного;
Когда перед губными стоит другая буква обозначения согласного (кроме г).
7. Когда апостроф не пишется после jо?
А В конце состава перед я, ю, є, ї что обозначают один звук;
Если бы перед г есть другой согласный, ицо принадлежит к корню;
В после г в начале состава, если следующие я, ю, є, ї обозначают один звук после мягкого согласного.
Ключ. 1 - А, 2 - В, 3 - А, 4 - В, 5 - Б, 6 - А, 7 - В.
Взаємоперевірка (работа в парах)
► Сделать взаємоперевірку тестов, пользуясь справкой «Правописание апострофа».
Справка «Правописание апострофа»
Апостроф ставится:
1) после букв б, п, в, м, ф, которые передают на письме твердые губные согласные звуки, если перед ними нет корневого согласного (кроме г): пятница, соловьиный, бьют, червь;
2) после р в конце состава: сорняк, матерью, перо;
3) после приставок, оканчивающихся на согласный: соединить, подъехать, разъяснить;
4) после к в слове Лукьян и производных от него: Лукьяненко, Лукьяновка, Лукьянчук;
5) в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласный: двухъядерные, чотирьох'ярусний, дит'ясла.
Апостроф не ставится:
1) после букв б, п, в, м, ф, если перед ними стоит другой согласный (кроме р), ицо принадлежит к корню: праздничный, тусклый, морковный;
2) после г, обозначающая мягкий согласный в начале состава: спасение, свекла, обильный.
IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы
Игровое исследования-відповлення
► Выпишите слова в две колонки: в левую - с апострофом, в правую - без него, чтобы узнать, что зашифровано в задании.
1. В..вьетнам, хутор..янин, об..ем, б.лост, б..есть, лл..сться, Ілл..я, о6..объект, г..япо, об..единение, напам..ять, астрахан..ский, ув..заключенный.
Ключ. Подчеркните в каждом слове первую букву и получите название произведения Б. Олейника.
2. Дет..ясли, духм..яне снопы, др..єкція, в..яжеться, Г..єпін, св..ятопис, п..пятьсот, кровь..ю, мил..ионы, В..вьетнам, бур..как.
Ключ. Подчеркните в каждом слове или словосочетании предпоследнюю букву - прочтете название одного из произведений Леси Украинки.
3. Приходить в себя..запомниться, бур..как,, дев..ять, г..явкати, нев..язкий, електрозвар..ювання, ад..ютант, атель..есть, голуб..достопримечательностью, духм..яний, о6..подъезд, вар..яг, Лук..яновка, інформб..юра, об..объект, кань..йон, ив..я, г..явкнути, арф..яр, авант..юра, дов..янути, щупл..явий, оп..яніти, евол..юція.
Ключ. Подчеркнув первые буквы, прочитаете пословицы.
4. Интервью..ю, ф..юзеляж, резьб..яр, ив..я, ад..юльтер, ад..ютант, н..юанс, к..ювет, нав..застенчив, Омел..ян.
Ключ. Прочитав первые буквы в словах, сначала в первом столбце, а затем во втором, получите имя и фамилия «каменщика» Украины, автора сборника «С вершин и низин», пьесы «Украденное счастье».
Ответы. 1. «В оборону хлеба», 2. «Лесная песня», 3. Одна голова хорошо, а две - лучше. 4. Иван Франко.
Распределительное письмо
► Поставьте, где нужно, апостроф, объясните его употребление. Сгруппируйте слова в соответствии с правилами его употребления (1 группа - после букв б, п, в, м, ф, которые передают на письме твердые губные согласные звуки, если перед ними нет корневого согласного (кроме г); 2 группа - после р в конце состава; 3 группа - после приставок, оканчивающихся на согласный: соединить, подъехать, разъяснить, 4 группа - в сложных словах, первая часть которых оканчивается на согласный; 5 группа - после к в слове Лукьян и производных от него). Слова, в которых апостроф не употребляется, выпишите в 6 группу.
Вариант 1
ГІолум..яніти, Амудар..я, рождественской..пьяный, меж..ярусный, присв..ята, безвітр..яний, Лук..яненко, бур..ячиння, Солов..иов, Валер..ян, сэр..йозний, возд..я, міжгір..я, об..ядок, доверий..я,. забур..янений, ветр..как, валер..янка, бы..язевий, семь..янин, зао..ямити, запомнить..помнить, Деревьев..янко, медв..яний, В..язьма, дробь..обязательный, взаимосвязи..связан, рутв..яний, резьб..ярство, зав..повязка, підрум..янений, зм..смягчить, львов..яны, поголовье..я, перед..осенний, роз..ораний, слав..яны, зверь..ячий, роз..ятрений, трех..этапный, трех..ярусный, об..съезжать, об..емкий, без..ядерный, необ..їжджений, пол..языка, арф..яр, воссоединение..единение, в..екнуть, дет..ясли, пол Европы..кам..яний, безвітр..яний, бур..ячиння, Валер..ян, зверь..ячий, Лук..янович, поверь..я, сэр..йозний, возд..я, міжгір..я, об..ядок, доверий..я, Лук..янчук, кар..эра, всер..йоз, тр..юм, Гур..ев, підгір..я, мать..й, Г..єпін, с матер..ямы, бур..я, p..ясно, кур..йозний, забур..янений, ветр..как, Гур..ивка, г..яд, от..емкий, без..идейный, с..организовать, дез..ориентация, сан..инструктор, С..яслав.
Вариант 2
Зав..язь, круп..яний, крем..яний, знічев..я, зобов..обязательства, играл..юра, деревьев..яний, обезьян..ячий, кав..ярня, кровь..яний, коров..ячий, львов..янин, надв..решить, напівкам..яний, поголовье..я, пом..янути, слав..янский, п..ятитонка, солов..їний, безправ..я, брукв..яний, в..єтнамка, Св..ятослав, б..язевий, семь..янин, Б..єлград, обязательно..связь, б..юра, в..заключенный, запомнить..помнить, торф..яний, медв..яний, сап..янці, морковь..яннй, арф..яр, красн..как, присв..ячений, в..юнкий, верфь..яний, В..язьма, В..вячеслав, дробь..обязательный, В..палатка, Губ..ев, достопам..памятный, духм..яний, взаимосвязи..связан, потьм..яніти, резьб..ярство, зав..повязка, підрум..янений, зм..смягчить, бур..ян, міжбрів..я, зор..яний, п..явка, под вечер..я, пор..ина, Лук..ян, Лук..яновка, под..есть, без..ядерный, воссоединение..объединять, зм..смягчить, двух..ярусный, пол..яблоки, Заполяр..я, об..якоритися, от..емкий, дев..пятнадцать, Мар..яна, жираф..ячий, знічев..я, об..подъезд, рэп..ях, зв..связь, св..ято, пам..палатка, верфь..ю, от..съезжать, суб..єктивний, под..йомник, фото..йомка, об..єктивний, об..їждчик.
Орфографический практикум
► Перепишите предложения. Поставьте, где надо, апостроф.
1. Немалое место занимал красок..инок в віруванн..ях славянских народов, с..отдельная в Киевской Руси. Нев..януча зелень растения и ее жил..учість прив..ернули внимание людей в средние века (Ф. Мамчур, Я. Гладун). 2. Плеснула весной лебедка, и распустила майви мавка. И вмиг из сердца жаром цветок - и в сердце оп..ялась черная п..явка (В. Бобанський). 3. Завис масел..яний, имлистое т..гарь, словно перегонка отара, и давит, и давит, и из волн его облаков витает призрак... (М. Вороной). 4. В между гор..ях синие стелются туманы,- туманы-воспоминания минувших лет... И прочь воспоминания! В долинах день вэс..яний, и манит рун зеленых бархат. Не сам я здесь ... не сам я солнцем п..ный: в экстазе св..ятковім изобилует мир (С. Черкасепко). 5. Ой из-за горы кам..теменной голуби летают..Не претерпела розкошоньки, уже летом проходят (Нар. песня). 6. Казак от..съезжает, девочка плачет: «Куда едешь, казак?» (Нар. песня). 7. Пришло - по встрече прощание. Непам..пятое, железная стань! Ты - за шелом..янем, за гранн..ю к досвітків и над. .смеркань (В. Стус). 8. Белый камень с альм..інських кар..еров, белые плетения солнечных рук..Мы не успели хватит на прем..еру, так было лебедино вокруг... (А. Мойсеенко). 9. Каждому внуку, что с..явился на свет, он [Крушельницкий] давал им..я лично (В. Врублівська). 10. Именно над..ехал брат Антон. Старшего сына Крушельницких любили и уважали все в семь..й (В. Врублівська). 11. Он [Мазуренко] однажды весь обм..как и постарел (Д. Ведзик).
Исследования-восстановление
► Запишите приведенные слова орфографически и объясните наличие или отсутствие у них апострофа.
[вjачеислаÿ], [мjата], [л'уббвjу], [подв’ipja], [бур'ак], [пjатниц'а], [беизазикиї], [чотир'охjарусниї], [беизгол'івjа], [з'в'ір'ачиї], [м'іжjеÿропеіс'киї], [звjaсaты], [пjанкйї], [jідеиниї], [мjач], [погол'івjа], [морковьjаниї], [з'іÿjалиї], [розjареиниї], [ц'в'ах], [р'асниї].
Исследования-моделирование
► Раскройте скобки и образуйте слова с префиксами. Запишите их. Без- (-язикий, -ядерный, -инициативный); с- (-юрмитись, -ехать, -обов'язаиий, -ясовапий, -сплоченный, -явиться, -есть, -играть, -йомка); под- (-юджувати, -съезжать, -язычный, -йом); об- (-ездить, -явить, -объединять, -емкий, -съеден); от- (-ехать, -емкий, -обижен, -вязать).
V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков
Расскажите, в каких случаях ставится апостроф, а в каких - не ставится.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
► Переведите приведенные слова на украинском языке. Введите эти слова в предложения и запишите их.
Мягкий, обьединение, мяч, объявление, матерью, пять, память, соловьи, субъект, оловянныи, Свеклу, премьера, отьезд, кровью, семья, съесть, связать, подъехать, связать, адью.