Раздел 3. ОСНОВЫ ТЕХНИКИ, ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Урок № 19
Тема. ОРУДИЯ ТРУДА, КОТОРЫЕ ИСПОЛЬЗУЮТ В БЫТУ
Практическая работа «Выбор орудий труда для выполнения работы»
Цель урока:
обучающая: обеспечить усвоение учащимися знаний об орудиях труда как элемент трудового процесса и простейшие орудия труда, которые используют в быту, формировать умение выбирать орудия труда для выполнения работы и использовать их по назначению; .
развивающая: развивать интерес к бытовому труду;
воспитательная: воспитывать любознательность, основы культуры труда, бережное отношение к бытовой технике.
Оборудование, материалы и наглядность: бытовые орудия труда (инструменты и приспособления), изображения орудий труда, загадки или видео-загадки об орудиях труда.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка наличия учащихся, их подготовленности к уроку. Создание положительного эмоционального настроя.
Сегодня, дорогие друзья, хочу вам пожелать
Все, без исключения, знания на уроке поглощать.
А чтобы эти знания и умения вам не стали обузой,
Пожелаю вам терпения и старания. Поэтому начнем!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
- А начнем мы сегодняшний урок с известной народной мудрости «Как дело начнешь, так ее и закончишь». Как, по вашему мнению, можно объяснить это утверждение? (Обсуждение)
Итог: результат труда зависит от подготовки к ней, от того, посредством чего осуществляют труд. В производстве, бытовой деятельности помогают выполнять работу орудия труда.
Вопросы для беседы
1. Что такое орудие труда? (Оборудование, машины, механизмы, инструменты, приспособления)
2. О какие орудия труда идет речь в загадках?
• Господин в уголке скучает, кто пригласит с тем танцует. (Веник)
• Купили кругленькое, думали - что новенькое, а оно все в дырках, трясется в руках. (Сито)
• Ухо имеет, а не слышит, без глаз и без ног, а ходит и за собой водит. (Игла)
• Чистит курточку, штанишки, сапожки и сапожки... Очень трудолюбивая тетя. Догадались, кто это? (Щетка)
• Хурчить, жужжит, крутится, а хвост у него сучиться. (Веретено) Вариант: видео-загадки об орудиях труда и бытовую технику.
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Любая работа нужна и важна. Занимаясь трудом на уроках или дома, вы приобрели много ценных навыков и имели возможность развить или даже усовершенствовать некоторые черты своего характера (терпение, пространственное воображение, творческие способности и т.д.). А еще вы научились использовать орудия труда, которые были изобретены человечеством в течение многих веков.
Современные орудия труда очень разнообразны. Первыми орудиями труда, с которыми знакомится маленький ребенок, это бытовые орудия труда.
IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Тема «Орудия труда, которые используют в быту».
V. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Работа с текстом учебника
1. Возникновение орудий труда (с. 108-109 учебника, рис. 113-116)
2. Простейшие орудия труда, которые используют в быту: ручные инструменты и приспособления. (Словарик терминов с. 156 учебника, с. 117, рис. 117)
VI. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫБОР ОРУДИЙ ТРУДА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ» (ИНСТРУКЦИЯ В УЧЕБНИКЕ НА С. 111.)
1. Анализ задач практической работы
2. Обеспечение необходимыми инструментами и материалами
3. Правила безопасного труда, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения заданий практической работы (см. приложение)
4. Самостоятельное выполнение заданий практической работы с инструкционными картами
5. Контроль учителя с целью выявления недостатков в знаниях и умениях учащихся
6. Подведение итогов практической работы
VII. РЕФЛЕКСИЯ
1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Или взяли из этого урока что-то полезное для себя?
3. Или будете применять приобретенные знания и навыки в будущем?
VIII. МОТИВАЦИЯ ОЦЕНОК ЗА УРОК, ВЫСТАВЛЕНИЕ ИХ В ЖУРНАЛ, ДНЕВНИКИ
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
• Прочитать с. 107-110 учебника, ответить на вопрос 3, с. 111 учебника.
• Высокий уровень: расспросить у взрослых, какие инструменты и приспособления они используют в быту сейчас, а какими пользовались раньше.
X. УБОРКА РАБОЧЕГО МЕСТА
БАНК ИДЕЙ