МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
УРОК 13 Какое значение имеет природа для жизни?
Тема. Какое значение имеет природа для жизни?
Цель: раскрыть значение природы в жизни человека; расширять кругозор; обогащать словарный запас; формировать бережное отношение к окружающему миру, умение видеть красоту природы, сравнивать, делать выводы; воспитывать наблюдательность.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
- Какие предметы называются естественными, а какие - рукотворными? Приведите примеры.
- Зависит ли жизнь человека от природы? Что дает природа человеку?
На эти вопросы мы дадим ответ на сегодняшнем уроке. Вы узнаете, что жизнь человека зависит от природы.
III. Восприятие и осознание нового материала
1. Беседа о значении природы для человека
- Нас окружает много разных предметов и вещей. Большинство из них человек изготовила из природных материалов.
Давайте вспомним, как некоторые предметы пришли к нам.
- Чем, например, была булочка в начале своего пути? (Зерном)
- Кто помог зернышку стать булочкой? (Человек)
- Могло бы зернышко вырасти без помощи природы?
- Чем был альбом и откуда он пришел к нам? (Был деревом, пришел из леса.)
- Кто помог ему стать альбомом? Что помогло дереву вырасти?
- Благодаря кому и чему мы имеем все эти и много других предметов? (Благодаря человеку и природе, благодаря природным богатствам.)
- Природа создает все условия, чтобы человек мог жить.
- Можно ли животных и растения назвать природными богатствами?
- Я вам буду показывать предмет, а вы попробуйте определить богатство природы, которое принимало участие в изготовлении этого предмета.
Предметы: шерстяные нитки, макароны, йогурт, ножницы, мел, масло, доска для резки хлеба, карандаш.
- Отгадайте загадку.
• Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью засыпает,
Весной опять оживает. (Лес)
- Какое значение леса для человека?
Ориентировочные ответы
Лес - это зеленый наряд нашей Земли. Мы любуемся красотой леса. Там, где лес, всегда чистый воздух.
Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды. Вывод. Природа дает человеку тепло, свет, воздух, воду и пищу. Люди изготавливают из природных материалов предметы обихода. А еще мы любуемся красотой природы. Природа учит нас быть добрыми.
2. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация полученных знаний
1. Работа по учебнику (с. 30-31)
- Рассмотрите фотографии на с. 30 вверху.
- Вспомните, что относится к неживой и живой природы.
- С помощью фотографий приведите примеры живой и неживой природы.
- Рассмотрите фотографии на с. 30 внизу.
- Какие предметы на них изображены?
- На каких фотографиях изображены природные предметы, а на каких - рукотворные? Приведите собственные примеры.
2. Работа в группах
- Составьте рассказы о каждый предмет по такому плану:
1) Как называется?
2) Где ты его видел (видела)?
3) Какое значение имеет для жизни людей?
- Объедините свои рассказы, чтобы получилась одна интересная история.
- Природа - это Солнце, вода, воздух, Земля, растения, животные. Человек тесно связан с природой и сама является ее частью. Жилье, еду и все предметы обихода можно получить только из природных материалов.
Природа нашей планеты дарит нам жизнь! Берегите природу!
Задачи для друга природы
- Расспросите взрослых, есть ли жизнь на Луне. Сравните природу на Земле и на Луне.
V. Итог урока
- Что такое природа?
- Что дает природа человеку?
Учитель. Природа нашей планеты дарит нам жизнь. Берегите природу!
Приложение к уроку 13
Игра «Можно - нельзя»
- Дети, представьте, что вы оказались в лесу. Вспомним, как следует там себя вести и чего нельзя делать. Я называю действие, а вы хлопайте в ладоши, если это можно делать, и молчите, если - нет.
Можно:
сажать цветы, растения;
охранять редкие растения;
огораживать муравейники;
любоваться красотой природы;
подкармливать птиц;
убирать место отдыха.
Нельзя:
ломать ветви деревьев;
рвать много цветов;
сбивать грибы ногами;
ловить бабочек;
ловить лягушек;
разрушать паутину.