Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Мой конспект
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 1 КЛАСС

МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ

 

УРОК 12 Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе

 

Тема. Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе

Цель: дать учащимся первоначальное понятие о явлениях природы, сезонные явления; провести наблюдения за изменениями в неживой природе; учить находить признаки различия растений осенью по сравнению с летом; продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа»; учить наблюдать за поведением животных; продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя, воспитывать бережное отношение к природе.

ХОД ЭКСКУРСИИ

I. Организационный момент

II. Проведение экскурсии

- Сегодня у нас необычный урок. Да, именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает!

- Я загадаю загадки, а вы, не называя відгадок, скажите, о какой природе в них идет речь.

Не зверь, а воет. (Ветер)

• Шел долговязый, и в землю увяз. (Дождь)

• Без огня горит. (Солнце)

- Правильно. В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.

- Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? (Чуть теплая)

- Вспомните, как чувствовали солнышко летом? (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.)

- Какое положение занимало Солнце на небе летом? (Оно было высокое.)

- Как расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо.)

- Изменилось положение Солнца в полдень?

- Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?

• 3 небосвода, из-за дубравы,

Вышли волы чорноброві:

Принесли водицы дзбан,

Полили и лес, и поле.

- Что это? (Облака)

- Есть ли на небе облака?

- Какой вид они имеют?

- Дует ветер?

- Вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.)

- Какие осенние работы осуществляют люди в городе и в селе?

- В следующих наших наблюдениях мы выясним, что происходит с растениями осенью.

- Как изменилась окраска листьев на деревьях?

- Есть цветущие растения?

НОЯБРЬ

Осень, осень, ноябрь,

Желтые листья стелет сад,

За моря, в края далекие

Улетели аисты уже.

Тучи небо затянули,

Дует ветер из-за горы,

Ходит осень листопадом,

Желтые листья стелет садом.

А. Житкевич

- Как называется это явление природы?

Признак ноября подчеркивает поэт?

Рисование на асфальте осенних деревьев

- А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте осенние деревья. Покажите всю красоту осенней природы. (Ученики рисуют в группах, по желанию. В конце выбирается лучший рисунок.)

- Подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на нем живые существа. Кто притаился среди листочков? (Муха, оса, бабочка, паук)

- К какой природе относятся увиденные нами животные? (Это живая природа, они двигаются, питаются, плетут паутину или строят домики.)

- Кто из вас видел белочку?

- Изменилась окраска меха у белочки осенью? Объясните почему.

- Присмотритесь к зеленой травки. Кто там прыгает?

• Маленький мальчик в серой свитинці По дворам прыгает, крошки собирает. (Воробей)

- Каких еще птиц мы видим во время экскурсии?

- Почему мы не слышим соловья, других певчих птиц? Куда они делись?

- С похолоданием птицы переселяются ближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края.

III. Итог урока

- Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько различных признаков вы увидели в неживой и живой природе!

Когда будете возвращаться из школы домой или будете гулять с друзьями, старайтесь наблюдать за облаками, за листьями, падает, за птицами, улетающими в теплые края, по последним насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листьев и многое другое, чем богата родная природа.