МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
УРОК 12 Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе
Тема. Экскурсия. Наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе
Цель: дать учащимся первоначальное понятие о явлениях природы, сезонные явления; провести наблюдения за изменениями в неживой природе; учить находить признаки различия растений осенью по сравнению с летом; продолжить формирование понятий «неживая природа», «живая природа»; учить наблюдать за поведением животных; продолжить формирование умения эстетически воспринимать природу вокруг себя, воспитывать бережное отношение к природе.
ХОД ЭКСКУРСИИ
I. Организационный момент
II. Проведение экскурсии
- Сегодня у нас необычный урок. Да, именно урок, хотя и на природе. Посмотрите вокруг, какое великолепие красок нас окружает!
- Я загадаю загадки, а вы, не называя відгадок, скажите, о какой природе в них идет речь.
Не зверь, а воет. (Ветер)
• Шел долговязый, и в землю увяз. (Дождь)
• Без огня горит. (Солнце)
- Правильно. В этих загадках упоминается неживая природа - ветер, дождь, солнце.
- Подставьте свои щечки к солнышку. Что вы чувствуете? (Чуть теплая)
- Вспомните, как чувствовали солнышко летом? (Солнце светило очень ярко, поэтому было жарко.)
- Какое положение занимало Солнце на небе летом? (Оно было высокое.)
- Как расположено сегодня? (Ниже, поэтому и греет слабо.)
- Изменилось положение Солнца в полдень?
- Посмотрите на небо. Почему не видно солнца?
• 3 небосвода, из-за дубравы,
Вышли волы чорноброві:
Принесли водицы дзбан,
Полили и лес, и поле.
- Что это? (Облака)
- Есть ли на небе облака?
- Какой вид они имеют?
- Дует ветер?
- Вывод. Какие изменения происходят в неживой природе осенью? (Солнце светит и греет слабее, по небу часто плывут облака, усиливается ветер, часто идет дождь, становится прохладнее.)
- Какие осенние работы осуществляют люди в городе и в селе?
- В следующих наших наблюдениях мы выясним, что происходит с растениями осенью.
- Как изменилась окраска листьев на деревьях?
- Есть цветущие растения?
НОЯБРЬ
Осень, осень, ноябрь,
Желтые листья стелет сад,
За моря, в края далекие
Улетели аисты уже.
Тучи небо затянули,
Дует ветер из-за горы,
Ходит осень листопадом,
Желтые листья стелет садом.
А. Житкевич
- Как называется это явление природы?
Признак ноября подчеркивает поэт?
Рисование на асфальте осенних деревьев
- А теперь нарисуйте цветными мелками на асфальте осенние деревья. Покажите всю красоту осенней природы. (Ученики рисуют в группах, по желанию. В конце выбирается лучший рисунок.)
- Подойдем тихонько к кустику сирени. Я вижу на нем живые существа. Кто притаился среди листочков? (Муха, оса, бабочка, паук)
- К какой природе относятся увиденные нами животные? (Это живая природа, они двигаются, питаются, плетут паутину или строят домики.)
- Кто из вас видел белочку?
- Изменилась окраска меха у белочки осенью? Объясните почему.
- Присмотритесь к зеленой травки. Кто там прыгает?
• Маленький мальчик в серой свитинці По дворам прыгает, крошки собирает. (Воробей)
- Каких еще птиц мы видим во время экскурсии?
- Почему мы не слышим соловья, других певчих птиц? Куда они делись?
- С похолоданием птицы переселяются ближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края.
III. Итог урока
- Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Сколько различных признаков вы увидели в неживой и живой природе!
Когда будете возвращаться из школы домой или будете гулять с друзьями, старайтесь наблюдать за облаками, за листьями, падает, за птицами, улетающими в теплые края, по последним насекомыми, послушайте звуки капель дождя и шелест листьев и многое другое, чем богата родная природа.