МИР, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЕШЬ
Уроки № 12-13
Тема. Вопрос к природе. Из чего изготавливают бумагу? Почему рисует твой карандаш?
Цель: дать учащимся представление об изготовлении бумаги; ознакомить с историей изготовления карандаша; расширять представление о производстве керамики, чугуна, стали; воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям труда.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
►► Упражнение «Погода»
- Какая сейчас пора года?
- Какой месяц?
- Какое число?
- Тепло или холодно на улице?
- Какое состояние неба?
- Какая температура воздуха?
- Были сегодня в течение дня осадки?
II. Сообщение темы и цели урока
На доске - рисунки посуды и тетради.
- Как назвать эти предметы одним словом? (Посуда)
- Что лишнее? (Тетрадь)
- Сегодня на уроке мы повторим, из чего человек производит посуду, и узнаем, как изготавливают бумагу, сколько лет исполнилось обычному карандашу.
III. Изучение нового материала
1. Беседа
- Кто производит эти предметы? (Эти предметы сделаны руками человека.)
- Из чего человек делает все то, что нас окружает? (Из природных материалов)
- Для того чтобы узнать, что, из чего и как человек это делает, отправимся в Страну мастеров.
2. Первый город - Город гончаров
1) Беседа.
- Кто такие гончары?
- Выберите на столе предметы, изготовленные из глины.
- На столе - кусочки глины. Какая она?
- Что из нее хорошо делать? (Ответы учащихся.)
- Поэтому люди издавна изготавливают из нее посуду.
2) Рассказ учителя (по рисункам).
- Глину добывают в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. ее смешивают с водой до состояния густой пасты, затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочным. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450 °С. После обжига глина становится прочной. Такие вещи называют керамикой, а мастеров, которые их изготавливают - гончарами.
3) Интересно знать!
- В древности, когда не существовало холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, поскольку просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины они изготавливали фарфоровые изделия. Во время выжигания такая глина приобретала белого цвета.
Из глины также изготавливают кирпич, игрушки, черепицу.
- Можем ли мы изготовить такую посуду?
- Почему? (Нужны знания и труд многих людей.)
- Как называют людей, которые изготавливают глиняную посуду?
3. Второй город - Город металлургов
1) Рассказ учителя.
- А из чего изготовлено вот эта посуда? (Из металла)
- Откуда берут железо?
- Оно создано самой природой. На столе лежат кусочки железной руды - это полезное ископаемое, человек добывает ее или экскаватором с поверхности земли, или глубоко под землей в шахте.
Снимают слой земли. Горняки бурят скважины, закладывают в них взрывчатку, взрывают ее с помощью электричества. Верхний слой почвы после взрыва открывает скрытую под ним железную руду. Потом огромные экскаваторы грузят руду в вагоны. Руда попадает на завод, и превратить ее в железо помогает огонь. В огромных печах - домнах - днем и ночью бушует пламя. У домны поступает залізняк. его плавят, и он становится жидким. Так получают чугун. Чугун отправляют к сталеваров и в мартеновских печах варят сталь. Затем сталь выливают в формы - стаканы и, когда металл остывает, извлекают слиток. В прокатном цехе этот слиток раскатывают в тонкие и толстые листы стали, а из них изготавливают различные предметы.
2) Составление «цепочки».
- Составим «цепочка»: как к нам в дом попадает металлическая посуда?
Руда -► чугун -► сталь -► посуда
4. Третий город - Город книгоиздателей
1) Рассказ учителя.
- Бумагу изобрели в Китае. Китайцы изготавливали его из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попал в 10001100 гг. н. э. Оказалось, что его можно изготавливать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги - макулатуры. Итак, бумагу можно использовать дважды!
Как именно изготавливают бумагу в наши дни?
Сложно поверить, что белый лист бумаги сделан из ели, осины и березы. Электрическими пилами пилят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна (древесину) на лесопильный завод.
Бумагу изготавливают на бумажных фабриках.
На фабрике машины сдирают с бревен кору, рубят на щепки рубильними машинами, трески варят в котлах высотой с трехэтажный дом, добавляют кислоту. Образуется деревянная каша, что называют целлюлозой. Целлюлозу получают из лесных пород: в основном из ели, сосны и березы, но используют также эвкалипт, тополь, каштан и другие деревья.
Потом эту кашу выливают в специальную машину на проволочную сетку. Сетка движется, вода стекает, а волокна древесины остаются.
Их отжимают, разглаживают специальными валиками - и образуется широкий плотный лист бумаги, который скручивают в рулоны или режут на листы и везут в типографии.
В типографии печатают книги. С помощью умных машин (лінотип) набирают текст, на других машинах печатают рисунки. В машины закладывают бумагу, заливают краску и печатают листы книги. Затем изготавливают обложку и переплет - вот книга и готова. Так же изготавливают тетради.
Так, от машины до машины, дерево превращается в белый и чистая бумага.
2) А знаете ли вы?..
Для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м3, то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев.
Из 1 тонны бумаги можно изготовить примерно 30 тысяч обычных ученических тетрадей.
3) Составление «цепочки».
- Составьте «цепочку: как из дерева образовать тетрадь?
Дерево -► древесина -► бумага -► книга
- Существуют разные виды бумаги. Где его используют?
4) Демонстрации коллекции разных видов бумаги.
- Для чего используют бумагу?
- Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадей, учебников, ведь все это - срубленные деревья? Чтобы вырастить взрослое дерево, нужно не меньше 60 лет.
- Из дерева также изготавливают мебель, посуду, игрушки. (Демонстрация изделий из древесины.)
►► Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний и умений учащихся
1. Работа в парах
- Составьте цепочки из картинок. Определите, чего не хватает. Задача: распределить все предметы на группы так, чтобы в каждой все вещи были сделаны из одного материала.
Дети отбирают предметы:
• из глины (ваза, горшок, кирпич, глиняная игрушка-свистулька);
• из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф);
• из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор);
• из древесины (линейка, деревянная ложка, матрешка, тетрадь).
- Все эти предметы хорошо знакомые вам. Перевірмо, не допустили ли вы ошибок!
- Что общего у всех этих предметов одной группы? Из чего они изготовлены?
2. Беседа «Что из чего»?
- Поговорим о каждой группе предметов отдельно.
1) Шерсть (рассматривание группы предметов из шерсти).
- Мы определили, что эти вещи изготовлены из шерсти. Откуда получают шерсть?
Учитель демонстрирует рисунки.
- Рассмотрите рисунки. Как именно изготавливают шерстяные вещи?
• Стрижка овец;
• изготовление шерстяной пряжи, сматывания в бобины;
• изготовление шерстяного полотна;
• нанесение рисунка на ткань;
• изготовление по выкройкам деталей одежды.
- Что нового вы узнали о изготовление шерстяных изделий?
- Как изготовили этот шарфик? Как получили различные цвета?
2) Дерево (рассматривание группы предметов из дерева).
- Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А как тетрадь оказался в этой группе?
- Откуда возникли наши учебники?
3) Глина (рассматривание группы предметов из глины).
- Издавна из глины изготовляли посуду и вот такие замечательные игрушки. (Демонстрация игрушек.)
4) Металл (рассматривание группы предметов из металла).
- В последней группе у нас оказались предметы, изготовленные из металла.
- Откуда берется железо?
3. Рассказ учителя о производстве железа
- Железо никто не производит, оно создано самой природой, как вода, глина, песок... А люди его только добывают и превращают в чугун или сталь.
Железа на свете много. Оно содержится в песке - от этого его цвет желтоватый, и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремнии. Железо даже в воде растворен.
Казалось бы, если железо везде, следовательно, где хочешь, там его и бери, только не ленись! Однако в песке, и в глине, и в воде железа содержится так мало, что добывать из них его невыгодно. Больше всего железа в железной. Из него и добывают этот самый главный металл.
Иногда железную руду добывают с поверхности земли, как глину, с помощью экскаваторов. В основном рудные пласты находятся глубоко в толще земли, и тогда приходится строить шахты.
Как именно добывают руду?
Пригодится огромный, мощный стальной экскаватор, маленький бумажный «пакет» с зарядом взрывчатого вещества и длинные провода. Горняки бурят в земле скважины, закладывают в них взрывчатку, по проводам пускают ток. Как гуркне взрыв, то тонны земли, камней взлетят в воздух, разлетятся вокруг - и только тогда откроется спрятанная под ними руда.
Наконец стихли взрывы. К работе приступает шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор ковшом руду, обернется - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал.
Так руда попадает на завод. Как ее превратить в железо? Людям пригодится огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах, днем и ночью бушует пламя. В эти домны поступает зализняк. Бушует пламя, плавится, оседает рыжая, капли металла собираются в струйки, ручейки. Чугун стекает на дно.
Наконец мастер подает сигнал: «Чугун готов! Можно выпускать плавку». Затем жидкий металл хлынет в огромный ковш. Путь этого ковша - в соседний цех. Здесь чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и приобретет той самой формы, в которую был залит.
С чугуном мы имеем дело каждый день: это обычные сковородки, чугунки, батареи отопления.
Из чугуна варят сталь. ее варят в специальных печах - мартенах. Сталь варят сталевары. В мартеновской печи пламя жарче, чем в домне. Далее сталь поступает в прокатный стан, а затем из железного листа кузнец изготовит и ножи, и ложки, и лезвия.
Чтобы смастерить любой предмет - большой или маленький, простой или сложный, - нужно, чтобы хорошо потрудились, приложили мастера разных профессий: шахтеры, металлурги, сталевары, кузнецы.
- Итак, мы ознакомились с некоторыми материалами, из которых человек может изготовить необходимые ей предметы.
4. Работа над загадкой
Он не водится с огнем.
Рост теряет день за днем.
Много работает. А мы
Каждый раз снимаем стружку
С невиновному головы. (Карандаш)
- Что такое карандаш? Выясним с помощью толкового словаря.
Простой карандаш - это письменные принадлежности, сделано из деревянной палочки со стержнем из смеси глинистой массы и графита.
5. Рассказ учителя «Почему рисует твой карандаш?»
1) Из чего сделан карандаш.
- Деревянная «рубашка» и графитовый стержень - что может быть проще? Но это только на первый взгляд. Нужно приложить усилия, чтобы стержень не ломался, оставлял четкий, чистый след, легко заточувався. Качество стержня больше всего зависит от размеров частиц графита: чем они меньше, тем след на бумаге четче. Поэтому графит разламывают на специальных мельницах десятки раз, пока он не станет тоньше чем косметическая пудра. Графитовое муку смешивают с глиной и водой. Чем больше глины, тем тверже есть карандаш, больше графита - мягкий грифель. Затем массу дробят молотом, нагревают до 1000 °С, пропускают через формовочный пресс, получая тонкие липкие вірьовки. их распрямляют, разрезают, сушат и кладут в печь для обжига.
Для «рубашки» карандаша лучше всего подходит кедр или сосна. Деревянные заготовки разрезают пополам в длину и вырезают канавку для грифеля. Обе половинки с грифелем затем склеивают. Дощечки разрезают на карандаши, их внешнюю сторону полируют.
2) Интересно знать!
- Современным карандашам не более чем 200 лет. Примерно 500 лет назад в шахтах города Камберленд в Англии был обнаружен графит. Считают, что именно тогда начали изготавливать графитовые карандаши, изготовленные из смеси графита и некоторых сортов глины и обожженные в печи. Эту технологию применяют и сегодня.
Сегодня производят более 300 видов карандашей для различных видов деятельности. Можно купить простые карандаши различной твердости или заказать карандаши 72 цвета!
Существуют карандаши для нанесения надписей на стекле, ткани, целлофане, пластмассе и кинопленке. Существуют карандаши, которые используют в строительстве, - они оставляют след на поверхности, что хранится на открытом воздухе в течение нескольких лет!
►► Физкультминутка
6. Решение логических задач «Что лишнее? Почему?»
• Кленовый лист, дубовый лист, березовый лист, лист бумаги.
• Шкаф, стол, вилка, книга.
• Автомобиль, ножницы, нож, карандаш.
• Карандаш, книга, блокнот, тетрадь.
7. Игра «Волшебный магнит»
- Найдите предметы, которые притягивает магнит.
V. Підсумок урока
- Какие предметы в нашем классе изготовлены из металла, древесины?
- Для изготовления различных вещей человек использует, в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.