Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 13. ЭКОСИСТЕМЫ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ: ЛЕС, СТЕПЬ, ПРЕСНЫЙ ВОДОЕМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ. ОХРАНА ЭКОСИСТЕМ

 

Цель: актуализировать и углубить знания о взаимосвязях в природных экосистемах, ознакомить с особенностями экосистем своей местности, сформировать первичные знания о направлениях природоохранной деятельности; развивать умения определять связи в экосистемах, составлять пищевые цепи, приводить примеры приспособления организмов к среде жизни, работать в группах, обобщать и систематизировать учебный материал; воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, экологическое мышление.

Оборудование: таблицы «Экосистема леса», «Структура озерного биоценоза», изображение леса, степи, озера, лесных и степных растений и животных, раздаточные материалы с заданиями, бумага для изготовления плакатов, карандаши, маркеры, учебники, тетради.

Основные понятия: естественные экосистемы искусственные экосистемы, пищевые цепи. Тип урока: комплексного применения знаний, умений, навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Задача 1. Закончите предложения.

• Целое, состоящее из взаимосвязанных частей, называется... (системой).

• Лес, степь, море, луга - это примеры... (природных систем).

• Основные компоненты экосистемы -... (растения, животные, воздух,почва, вода, микроорганизмы).

• Производители, потребители, преобразователи вместе составляют... (пищевые цепи).

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

В мире существует множество экосистем - маленьких и больших. Всех их объединяет способность к саморегулированию, поэтому каждая экосистема живет как единый организм. Изучение сложных связей в природных экосистемах является необходимым условием для решения проблем, возникающих вследствие нарушения взаимосвязей через хозяйственную деятельность человека.

В пределах Украины распространены такие значительные по размерам экосистемы, как лес, степь, пресные водоемы. Каждая группировка формировалось длительное время. Какие связи там существуют? Какие приспособления имеют организмы для сосуществования? Сегодня на уроке у нас работают «творческие лаборатории», которые проведут исследования экосистем своей местности.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Характеристика экосистем своей местности Задание 2 (работа в группах)

Используя текст учебника, рисунки, таблицы, составьте характеристику одной из экосистем родного края («Хвойный лес», «Лиственный лес», «Степь», «Озеро», «Река») по плану:

а) характерные растения и их приспособления к условиям окружающей среды;

б) характерные животные и их приспособления к условиям окружающей среды;

в) примеры пищевых цепей в экосистеме;

г) использование человеком элементов данной экосистемы.

Задача 3. На листе бумаги А3 сделайте рисунок экосистемы и покажите на нем связи между элементами.

Задача 4. Приведите примеры использования человеком данной природной экосистемы.

Задание 5. Составьте стихотворение «сенкан» (п'ятиряддя) или загадку про экосистему (растений, животных экосистемы)

Например:

• Лес. (Название понятие, существительное)

• Темный, густой. (Описание понятия, два прилагательные)

• Растет, защищает, кормит. (Определение действия, три глагола)

• Лес - это наше богатство. (Отношение к теме, фраза из четырех слов)

• Берегите! (Вывод или синоним к теме, одно слово)

Загадки

• Осенью кормит, а зимой греет? (Лес)

• Летом одевается, а на зиму одежды чурается? (Лес)

• Что: в воде водится,

С хвостом родится,

A как вырастает,

Хвост отпадает? (Лягушка)

• Верно людям я служу,

Им деревья стерегу,

Клюв прочный и острый имею,

Вредителей ним приобретаю. (Дятел)

• Летом наедается, зимой висипляється. (Медведь)

Выступления групп

2. Охрана природных экосистем Проблемный вопрос

Продолжение работы в группах. Спрогнозируйте, что может произойти, если в предложенных вами пищевых цепях исчезнет один из цепей.

Красная и Зеленая книга Украины. Природоохранные территории.

Выступления учащихся с сообщениями

 

V. Закрепление изученного материала, подведение итогов

Прием «Микрофон». Обсуждение работы групп.

Самооценивание и оценивание

 

VИ. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Заполнить таблицу в тетради.

 

Экосистемы своей местности

Представители растительного мира

Представители животного мира

Лес

 

 

Степь

 

 

Пресный водоем

 

 

 

3. Нарисовать плакат, призывающий защищать природные экосистемы.