Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 14. ГРУНТ. СОСТАВ ПОЧВЫ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 4 «ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА И СВОЙСТВ ПОЧВЫ»

 

Цель: сформировать у учащихся первичные знания о грунт, его состав и свойства, выяснить значение почвы для живых организмов; развивать умение анализировать результаты опытов, объяснять роль организмов в почвообразовании; воспитывать внимательность, аккуратность, интерес к теме.

Оборудование: образцы почв своей местности, таблицы «Почвы», «Разрез почвы»; посуда, вода, песок, глина, почва, лупа, учебники, тетради.

Основные понятия: почва, гумус, плодородие.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний, приобретения практических умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Вопрос

• Какие природные экосистемы распространены в вашей местности?

• Какое значение в жизни человека имеют природные экосистемы?

• Почему нужно охранять природные экосистемы? Какие природоохранные мероприятия вам известны?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

На предыдущем уроке вы имели возможность убедиться в том, что человек с давних времен использует природные богатства. Именно от ее деятельности, сохранения природных богатств будет зависеть существование будущих поколений. Несмотря на то что сейчас люди научились выращивать нужные продукты питания, успешность их деятельности все равно зависит от особого дара природы - почвы. Давайте узнаем, что же такое почва, как он образуется и какие свойства имеет.

 

ИV. Изучение нового материала

1. Грунт. Образование почв

Задание 1 (прием «Мозговой штурм»)

Назовите слова, которые приходят вам в голову и касается понятия «почва».

Почва - это верхний рыхлый плодородный слой земли, где растут растения, живут животные и другие организмы. Главным свойством почвы является плодородие, под которой понимают способность почвы давать урожай. Плодородие обеспечивает наличие в нем гумуса.

Грунт проходит несколько этапов развития и формирования. Молодые почвы часто является результатом выветривания горных пород или переноса и отложения осадков. На этих рыхлых породах поселяются микроорганизмы, первые растения - лишайники, мхи, травы, мелкие животные. Постепенно проникают другие виды растений и животных.

Почва является сложной системой, внутри которой происходят различные сложные процессы. Большое количество различных живых организмов (грибы,бактерии, водоросли, простейшие, моллюски, личинки, дождевые черви и др.) постепенно перерабатывает все органические остатки растений и животных.

Толщина почвы на разных участках земной поверхности неодинакова - от нескольких сантиметров до 10 метров. Образуются почвы очень медленно: за сто лет слой почвы может увеличиться на 0,5-2 см.

2. Состав и свойства почвы.

Практическая работа 4 «Исследование состава и свойств почвы» Проведение опытов

1) Рассмотрим с помощью лупы комок почвы, потом раздавим эту грудку. Что можно увидеть? (Остатки растительных корешков, листочков растений, частицы тел насекомых, песок, глину и т.п.)

2) В посуду с водой вкинемо комок сухой земли. Пузырьки, которые выделились, свидетельствуют о воздух-проницаемость; если горшок с почвой хорошо полить водой - о водопроницаемость.

3) В бутылку насиплемо почву и зальем его водой, тщательно розмішаємо и поставим отстаиваться.

Задание 2. Зарисуйте, каким образом будут оседать на дно частицы грунта. Если отстоянную воду налить в жестяную крышку и подогреть на огне - увидим на крышке белый осадок (Это минеральные соли, которые входят в состав почвы.)

Задача 3. По результатам опытов составьте схему «Состав почвы».

 

 

Задача 4. По результатам опытов заполните таблицу.

 

Свойство почвы

Значение этого свойства для живых организмов

Плодородие

 

Водопроницаемость

 

Воздух-проницаемость

 

 

За содержанием песка и глины почвы делятся на песчаные и глинистые. Если песка и глины в почве почти одинаковое количество, почвы называют суглинистыми или супесчаными. Песчаные почвы - рыхлые, хорошо пропускают влагу, воздух, но в их составе мало гумуса и минеральных веществ. Глинистые - плотные, плохо пропускают влагу, воздух, но имеют больше гумуса.

 

V. Закрепление изученного материала

Задание 5. Сделайте вывод о составе и свойствах почвы.

Вопрос

• Что такое почва?

• Какое значение имеет почва для живых организмов?

• Какую роль играют живые организмы в образовании почвы?

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Поразмышлять над вопросом: почему комнатные растения нужно периодически пересаживать в свежий грунт?

3. Подобрать пословицы о земле, ее значение в жизни человека.