УРОК 12. ЭКОСИСТЕМА. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 «СОСТАВЛЕНИЕ ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ В ЭКОСИСТЕМЕ АКВАРИУМА»
Цель: сформировать понятие «экосистемы», «пищевые цепи», ознакомить с признаками естественных и искусственных экосистем, развивать умение определять взаимосвязи в различных системах, составлять пищевые цепи; воспитывать наблюдательность, внимательность, любовь к природе.
Оборудование: таблицы «Экосистема леса», аквариум с водорослями, рыбками, моллюсками.
Основные понятия: экосистема, природная экосистема, искусственная экосистема, пищевые цепи.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний, приобретения практических умений.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Вопрос
Вспомните, что такое система. Приведите примеры систем. Что такое естественная система?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Представьте себе, что неожиданно, в результате неудачного колдовства какого-то волшебника все животные и растения оказались в совершенно непривычном для себя среде. Так, белый медведь появился среди пальмового леса, а бурый вместе с верблюдом - среди Антарктиды; огромный кит хлопает в небольшом пруду, а под крышей у вас вместо ласточек поселились шумные альбатросы. Какие последствия имел бы такое неудачная шутка? (Варианты ответов учащихся)
Итак, вы знаете, что организмы связаны между собой и объектами неживой природы, что живым организмам нужны определенные условия существования, своя «дом». Для того чтобы узнать, как сосуществуют в своем доме объекты живой и неживой природе, ознакомимся с понятием «экосистема».
ИV. Изучение нового материала
1. Экосистема. Естественные и искусственные экосистемы
Экосистема - это совокупность организмов и объектов неживой природы, которые связаны между собой.
Задача 1. Назовите живые и неживые составляющие экосистемы.
Задание 2. Рассмотрите таблицу «Экосистема леса» и установите связи между организмами.
2. Пищевые цепи
Пищевые цепи (цепи питания) - связи за питанием в экосистемах. Это определенная последовательность организмов, где каждый предыдущий организм является пищей для следующего.
Пищевая цепь включает три типа организмов: производителей, потребителей, разрушителей. Начинается пищевая цепь из растительных организмов, поскольку они питаются автотрофно - сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза.
Задача 3. Составьте общую схему пищевой цепи в экосистеме леса.
Растения (деревья, травы, ягоды, плоды)
Травоядные животные (птицы, млекопитающие, насекомые)
Хищники (лягушки, ящерицы, змеи, хищные птицы, хищные млекопитающие)
Разрушители (бактерии, грибы, черви)
V. Закрепление изученного материала
Практическая работа 3 «Составление пищевой цепи в экосистеме аквариума»
Рассмотреть экосистемы аквариума и определить ее элементы и их функции. Заполните таблицу.
Элемент экосистемы |
Функции, которые выполняет в экосистеме |
Вода |
|
Грунт |
|
Воздух |
|
Растения |
|
Животные |
|
Задача 4. Определите, какие организмы населяющие экосистему аквариума. Приведите собственные примеры названий водорослей и аквариумных рыбок. Запишите их названия в таблицу.
Организмы-производители |
Организмы-потребители |
Организмы-разрушители |
|
|
|
Задание 5. Составьте схемы пищевых цепей между организмами аквариума.
Задание 6. Определите роль человека в существовании экосистемы аквариума.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Составить пищевые цепи экосистем леса, степи, водоемы.
3. Объединиться в пять групп, принести лист бумаги A3, карандаши, маркеры.
4. Опережающий (отдельным ученикам). Подготовить сообщение о Красную и Зеленую книгу Украины.