Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 12. ЭКОСИСТЕМА. ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 3 «СОСТАВЛЕНИЕ ПИЩЕВОЙ ЦЕПИ В ЭКОСИСТЕМЕ АКВАРИУМА»

 

Цель: сформировать понятие «экосистемы», «пищевые цепи», ознакомить с признаками естественных и искусственных экосистем, развивать умение определять взаимосвязи в различных системах, составлять пищевые цепи; воспитывать наблюдательность, внимательность, любовь к природе.

Оборудование: таблицы «Экосистема леса», аквариум с водорослями, рыбками, моллюсками.

Основные понятия: экосистема, природная экосистема, искусственная экосистема, пищевые цепи.

Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний, приобретения практических умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Вопрос

Вспомните, что такое система. Приведите примеры систем. Что такое естественная система?

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Представьте себе, что неожиданно, в результате неудачного колдовства какого-то волшебника все животные и растения оказались в совершенно непривычном для себя среде. Так, белый медведь появился среди пальмового леса, а бурый вместе с верблюдом - среди Антарктиды; огромный кит хлопает в небольшом пруду, а под крышей у вас вместо ласточек поселились шумные альбатросы. Какие последствия имел бы такое неудачная шутка? (Варианты ответов учащихся)

Итак, вы знаете, что организмы связаны между собой и объектами неживой природы, что живым организмам нужны определенные условия существования, своя «дом». Для того чтобы узнать, как сосуществуют в своем доме объекты живой и неживой природе, ознакомимся с понятием «экосистема».

 

ИV. Изучение нового материала

1. Экосистема. Естественные и искусственные экосистемы

Экосистема - это совокупность организмов и объектов неживой природы, которые связаны между собой.

 

 

Задача 1. Назовите живые и неживые составляющие экосистемы.

Задание 2. Рассмотрите таблицу «Экосистема леса» и установите связи между организмами.

2. Пищевые цепи

Пищевые цепи (цепи питания) - связи за питанием в экосистемах. Это определенная последовательность организмов, где каждый предыдущий организм является пищей для следующего.

Пищевая цепь включает три типа организмов: производителей, потребителей, разрушителей. Начинается пищевая цепь из растительных организмов, поскольку они питаются автотрофно - сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза.

Задача 3. Составьте общую схему пищевой цепи в экосистеме леса.

 

Растения (деревья, травы, ягоды, плоды)

Травоядные животные (птицы, млекопитающие, насекомые)

Хищники (лягушки, ящерицы, змеи, хищные птицы, хищные млекопитающие)

Разрушители (бактерии, грибы, черви)

 

V. Закрепление изученного материала

Практическая работа 3 «Составление пищевой цепи в экосистеме аквариума»

Рассмотреть экосистемы аквариума и определить ее элементы и их функции. Заполните таблицу.

 

Элемент экосистемы

Функции, которые выполняет в экосистеме

Вода

 

Грунт

 

Воздух

 

Растения

 

Животные

 

 

Задача 4. Определите, какие организмы населяющие экосистему аквариума. Приведите собственные примеры названий водорослей и аквариумных рыбок. Запишите их названия в таблицу.

 

Организмы-производители

Организмы-потребители

Организмы-разрушители

 

 

 

 

Задание 5. Составьте схемы пищевых цепей между организмами аквариума.

Задание 6. Определите роль человека в существовании экосистемы аквариума.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Составить пищевые цепи экосистем леса, степи, водоемы.

3. Объединиться в пять групп, принести лист бумаги A3, карандаши, маркеры.

4. Опережающий (отдельным ученикам). Подготовить сообщение о Красную и Зеленую книгу Украины.