ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ. ЗАДАЧИ НА ДВА ДЕЙСТВИЯ. ВЫРАЖЕНИЯ СО СКОБКАМИ
ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЕЛ
Урок 12. ТАБЛИЦЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ ЧИСЛА 4 С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК. ИЗМЕРЕНИЕ ДЛИНЫ ЛОМАНОЙ ЛИНИИ.
ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ СУММЫ И ОСТАТКА
Цель: ознакомить учащихся с таблицами сложения и вычитания числа 4 с переходом через десяток; развивать умение дополнять одноцифрове число до 10; формировать умение использовать приемы вычислений для развития навыков быстрого счета; воспитывать познавательный интерес к изучению математики.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
1. Проверка домашнего задания (с. 19, задание 97; 98.)
Задача 97
- Сколько стаканов ягод собрали со второго куста? Сколько всего стаканов ягод собрали?
Задача 98
- Прочитайте составленные выражения.
2. Игра «Молчанка»
3. Игра «Добавь словечко»
- Продолжите высказывания так, чтобы они стали истинными.
• Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно...
• Чтобы найти неизвестное уменьшающееся, нужно...
• Ломаная - это совокупность соединенных между собой...
• Длина ломаной равна...
4. Минутка каллиграфии
- Установите закономерность и запишите числа, вставляя пропущенные.
15; 25; ...; 45; ...; ...; ....; ....; ...
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
- Сегодня на уроке мы составим таблицы сложения и вычитания числа 4 с переходом через десяток.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Работа по учебнику (с. 19-21)
Задача 99. Коллективное обработки материала
- По записям объясните сложение и вычитание чисел с переходом через разряд.
- Проверьте результаты вычислений по таблицам.
- Прочитайте таблицу сложения (вычитания) числа 4, начиная от наибольшего результата.
- Прочитайте только результаты таблицы.
- Прочитайте результаты от наибольшего числа к наименьшему.
- Закройте линейкой ответы таблицы и расскажите их по памяти.
Задача 100. Самостоятельное выполнение задания Один ученик работает у доски.
Ученики составляют различные задачи по первым выражением первого столбика.
Задача 101
Ученики дополняют задачу и решают ее.
- На сколько цветков... срезали, чем осталось?
Задача 102
Ученики «цепочкой» комментируют, как с каждой равенства составить и вычислить по одному выражению на нахождение одного из слагаемых.
Задача 103
Ученики решают задачи и сравнивают их.
- Чем похожи задачи? Чем отличаются?
- Почему первая задача решается добавлением, а вторая - вычитанием?
Задача 104
Ученики проверяют, что длина ломаной равна 12 см.
Сравнивают длины наибольшего и наименьшего отрезков ломаной.
Задача 105. Устное выполнение задания
- Какова масса тыквы? Какая масса сахара?
Задача 106*
Ученики устанавливают закономерность и продолжают ряды.
1) 1; 3; 5; ... (7; 9; 11; 13)
2) 1; 4; 7; 10; 13; 16; ... (19; 22; 25; 28)
2. Физкультминутка
V. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1. Игра «Математическая концовка»
8 + 4 = 8 + 2 + 2 = ...
12 - 4 = 12 - 2 - 2 = ...
7 + 4 = 7 + 3 + ...
11 - 4 = 11 - 1 - ...
2. Сравнение выражений
3. Офтальмологическая пауза
4. Решение логических задач
• В семье 7 дочерей. Каждая из дочерей имеет одного брата. Сколько в этой семье мальчиков? (1 мальчик.)
• Мишка нарисовал 4 картинки, а Саша - столько же, півстільки и еще 1. Сколько картинок нарисовал Саша? (7 картинок.)
• Катя и Лена собрали по одному стакану ягод. Катя пересипала свои ягоды в маленькую баночку, а Аленка в большую корзину. Где ягод больше: в большой корзине или в маленькой баночке? (Одинаково. Поровну.)
VИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ
- Что нового узнали на уроке?
- Расскажите таблицы сложения и вычитания числа 4.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
С. 21, задача 107; 108.