Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 13

Тема. Шкалы. Координатный луч

 

Цель: сформировать у учащихся понятие о шкалы и координатный луч как частный случай бесконечной шкалы; разъяснить смысл и научить находить цену деления шкалы, для того, чтобы находить число, соответствующее определенной точке шкалы.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: различные измерительные приборы имеют шкалы (термометр, динамометр, вольтметр, часы, весы), бумажные модели шкал с разными показателями.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

@ Проверку усвоения материала предыдущего урока следует провести в виде небольшой самостоятельной работы (проверить ее только в учеников, имеющих некоторые проблемы с усвоением математических понятий), все остальные учащиеся проверяют правильность выполнения самостоятельно, сверяясь с работой, которую выполнил ученик за доской, или же с записями, сделанными за доской учителем.

Самостоятельная работа.

1. Которым числам соответствуют точки А, В, С, D, Е (рис. 13)?

 

 

2. Начертите координатный луч и отметьте на нем точки, соответствующие числам 0; 1; 3; 7; 8.

3. Найдите координаты точек М и N, находящихся на концах стрелок (рис. 14).

 

 

II. Актуализация опорных знаний

Вопрос к классу

1. Имеет координатный луч начало? конец?

2. Как называются числа, соответствующие точкам координатного луча?

3. Известно, что М(m) лежит справа от точки N(n), но слева от точки K(k). Что можно сказать о числа m i n; m i k; n i k?

 

III. Дополнения знаний

(Эвристическая беседа) Мы знаем, что для обозначения натуральных чисел применяют координатный луч. Как обозначить на этом луче точку, изображающую натуральное число пи (Выбрать единичный отрезок и отложить его и раз от начала луча.) А нельзя применить координатный луч для других целей? (в других случаях?) Давайте посмотрим на эти измерительные приборы. (Учитель показывает демонстрационные модели приборов со шкалами.) Не является ли часть координатного луча составляющей частью всех этих приборов?

После этого учитель объясняет, что все части приборов имеют название «шкала» и похожие по строению (показывать «строение» шкалы, объяснять понятие «штрих», «цена деления», лучше начинать со знакомых приборов: демонстрационной линейки, часов, демонстрационного амперметра и т.п.)

После этого учитель объясняет, что координатный луч является особым случаем - бесконечной шкале с ценой деления - 1 единичный отрезок. В общем же случае, чтобы определить, какому числу соответствует точка шкалы прибора, надо найти цену деления (единичный отрезок), а затем, как и в случае с координатным лучом, найти расстояние от начала шкалы в поділках, умножив на цену деления.

 

IV. Закрепление знаний учащихся

1. Работа со шкалами

1) Найдите цену деления и число, которое изображает точка А на каждом из рисунков (рис. 15).

 

 

2) № 134.

3) Класса даются бумажные модели шкал измерительных приборов (термометров, спидометров, тонометров и т.д.) и выполняется практическое задание

а) Найдите цену деления шкалы (поделит какое-то указанное число на количество делений, что умещается между нулем и данной точкой).

б) Найдите число, что соответствует точке на шкале.

(Вместо задания 3 можно предложить учащимся № 136 и 138 учебника.)

2. Свойства чисел на координатном луче (пропедевтика следующей темы)

Напомнить ученикам, что на координатном луче точка, лежащая справа, соответствует большему числу и наоборот.

На закрепление этой свойства предложить выполнить №№ 129, 130, 132.

Дополнительно: № 138, 147.

 

V. Итоги урока

 

VI. Домашнее задание

п. 5, № 123 135; 137; 133.