УРОК 12
Тема. Координатный
луч
Цель: сформировать у
учащихся понятие о координатный луч, его элементы и способ построения
заданного числа на координатном луче и определение координаты точки на
координатном луче; закрепить знание терминологии («координатный луч»,
«начало отсчета», «единичный отрезок», «координата точки») и сформировать
умение строить точки с заданными координатами на координатном луче и
находить координаты точек с числовыми (полными и неполными) рисунками.
Тип урока:
усвоение новых знаний.
Ход урока
И. Актуализация
опорных знаний
Устные упражнения
1.
Выполните
добавление: а) 17 + 15; б) 170 + 150; в) 170 + 15; г) 17 + 150. Между которыми
натуральными числами в натуральном ряду находятся числа, что вы получили?
2. На луче Ох (рис.
9) отложили 8 равных отрезков длиной 1 см. Найдите расстояние от т. В к
точек А, В, С, F, Н.
3. Деревянную рейку
надо разделить на 16 равных частей. Сколько распилов надо сделать?
II. Формирование новых
знаний
Методические рекомендации
1.
Объяснение
содержания нового материала можно вести близко к тексту учебника в виде
фронтальной практической работы, выполняя в течение объяснений рисунки и записи на
доске (ученики делают такие же записи и рисунки в тетрадях). По окончании объяснений
в тетрадях и на доске должны появиться следующие записи (примерно) (рис. 10).
(луч хО -
координатный луч, О - начало отсчета, ОЕ - единичный отрезок; точка О
изображает число 0, или О(0); точка Е изображает число 1, или Е(1); точка М
изображает число 2, или М(2); числа, которые изображены точками - координаты точек)
2.
К
материала, представленного в учебнике, следует добавить сведения о
свойства точек на координатном луче: большему из двух натуральных чисел
на координатном луче соответствует точка, лежащая справа, и наоборот.
Кроме этого, если число лежит между двумя данными числами на координатном
лучи, то оно находится между данными числами в натуральном ряду.
III. Закрепления знаний.
Формирование умений
Для закрепления
новой терминологии уместно выполнить задание 1.
Задача 1
1) Проведите луч Ох слева направо, отложите на нем
отрезок ОВ и под точкой А поставьте ноль, а под точкой В - число 1. Как
называется отрезок ОВ?
2) Чтобы обозначить число 4, сколько единичных отрезков
надо отложить от начала луча Ох?
3) Если единичный отрезок отложить от начала луча
Ох шесть раз, то какое число будет соответствовать концу шестого отрезка?
4) можно Ли на луче Ох отложить единичный отрезок
миллион раз? Почему?
5) Пусть в точке М на координатном луче Ох соответствует
число 9. Сколько раз отрезок ОВ отложенный от начала луча и как
записать это соответствие?
@ После выполнения задания следует еще
раз повторить с учениками, что некоторое натуральное число п строится откладыванием п
единичных отрезков от начала отсчета, и наоборот - количество единичных
отрезков, которые помещаются между началом координатного луча и точкой на нем,
является координатой точки.
Далее уместно
выполнить задание 2.
Задание 2
1) Постройте координатный луч Ох с единичным
отрезком 1 см. Отметьте на нем точки: A(2); В(4);
С(7); В(0). Найдите длину отрезков АВ, ВС, АС.
2) Точка D удалена от точки
С(7) на 3 см и лежит справа. Какова координата точки D?
3) Отложите от точки С(7) влево единичный отрезок СЕ,
тогда точке Е соответствует число - ее координата. Запишите координату точки Е. Найдите
середину отрезка OD и отметьте на
лучи эту точку F. Которая
координата точки F?
Выводы
· Чтобы
построить точку, что является изображением определенного числа п на координатном луче,
надо: задать единичный отрезок; отложить его п раз от начала луча.
· Чтобы найти число п,
что соответствует определенной точке на координатном луче, нужно знать расстояние от
начала луча до данной точки в единичных отрезках.
После выполнения и
анализа решения задач 1 и 2 можно предложить учащимся № 124, 127 (см.
учебник).
Под конец урока
(если останется время) решаются упражнения № 140; 142 (обратить внимание на разную
количество решений задач в случаях 1 и 2, связанных с ограниченностью,
координатного луча).
Дополнительно; № 144
· Логическая
упражнение
Найдите пропущенный
рисунок (рис. 11).
Рис. 11
IV. Итог урока
«Немой диктант».
Учитель показывает на определенные элементы рисунка, что был сделан в начале урока (записи
надо закрыть), а учащиеся записывают в тетрадях названия понятий (рис. 12).
(1 - начало
отсчета; 2 - координатный луч; 3 - единичный отрезок; 4 - координата
точки)
V. Домашнее задание
п. 5 (с. 38); №№
125; 128; 141; 143; 149.