УРОК № 13
Тема. Формула Герона
Цель урока: вывод формулы Герона для площади треугольника. Формирование умений учащихся применять выведенную формулу к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Площади треугольников и четырехугольников» [13].
Требования к уровню подготовки учащихся: используют формулу Герона во время решения задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при их выполнении.
Задача 1. Решение
Поскольку квадрат и ромб имеют одинаковые периметры, то их стороны равны. Пусть длина стороны равна а, тогда площадь квадрата равна а2, а площадь ромба a2sinα, где α - угол ромба.
Поскольку sinα 1, то a2sinα а2. Следовательно, площадь ромба меньше площадь квадрата.
Ответ. Квадрат.
Задача 2. Решение
Поскольку в треугольнике ABC (рис. 45) АВ = а, CAB = 45°, то АС = АВ ∙ cos CAB = a ∙ cos45° = a ∙ = .
SΔAВC = AC2 == .
Ответ. .
Задача 3. Решение
Пусть в треугольнике ABC (рис. 46) АС = ВС = 1 м, С = 70°, тогда S = ∙ AC ∙ BC ∙ sinC = ∙ 1 ∙ 1 ∙ sin70° = ∙ sin70° ∙ 0,94 = 0,47 (м2).
Ответ. 0,47 м2.
Математический диктант
- 1) Найдите площадь прямоугольника со сторонами 2 см и 3 см.
- 2) Найдите площадь прямоугольного треугольника с катетами 3 см и 2 см.
- 3) Найдите площадь правильного треугольника со стороной 2 см.
- 4) Найдите площадь параллелограмма со сторонами 2 см и см, если угол между сторонами составляет 60°.
- 5) Найдите площадь ромба, диагонали которого равны 3 см и 4 см.
- 6) Найдите площадь треугольника, стороны которого равны см и 3 см, а угол между ними составляет 135°.
Ответы. 1) 6 см2; 2) 3 см2; 3) см2; 4) 3 см2; 5) 6 см2; 6) 1,5 см2.
II. Восприятие и осознание нового материала
Вы научились находить площадь произвольного треугольника с известными:
- 1) стороной и высотой, проведенной к этой стороне;
- 2) сторонами и углом между ними.
Сегодня мы ознакомимся с тем, как можно найти площадь треугольника, если известны три его стороны. Эту формулу получил Герон Александрийский древнегреческий ученый, живший в Александрии в i в. н. есть. Известно, что он был ученым-инженером, занимался геодезией и прикладной математикой.
Проведем высоту к наибольшей стороны треугольника ABC (рис. 47). Пусть АС = b - наибольшая сторона этого треугольника, АВ = с, ВС = а, BDAC. Пусть AD = х, тогда DC = b - х. Из прямоугольного треугольника ABD имеем: BD2 = c2 - x2. Из прямоугольного треугольника BCD имеем: BD2 = а2 - (b - x)2. Тогда имеем уравнение с2 - х2 = a2 - (b - х)2, из которого найдем х.
с2 - х2 = а2 - b2 + 2bx - x2; 2bx = c2 + b2 - a2; .
Тогда BD = = = .
Следовательно, S = b ∙ ВD = = = = =
= = = .
Учитывая, что , имеем:
S = =.
Что и требовалось доказать.
Коллективное решение задач
Найдите площадь треугольника по трем сторонам:
а) 17, 65, 80; б) , , 6; в) 15, 37, 47; г) 2, 3, 1,83.
Решение
а) S = = = = 288.
б) .
S = = = 10.
в) .
S = = = 42= = = 193.
г) .
S=== = = = 1,4.
III. Закрепление и осмысление нового материала
Коллективное решение задач
Стороны треугольника равны а, b, с. Найдите высоту треугольника, опущенную на сторону с.
Решение
, .
Поскольку S = chc, то hc = = .
Ответ. .
Самостоятельное решение задач
Боковые стороны треугольника равны 30 см и 25 см. Найдите высоту треугольника, опущенную на основание, равна: а) 25 см; б) 11 см.
Решение
а) ,
(см2).
S = ∙ 25 ∙ h, 300 = ∙ 25 h, h = = 24 (см).
Ответ. 24 см.
б) ,
(см2).
S = ∙ 11 ∙ h, 132 = ∙ 11 ∙ h, h = = 24 (см).
Ответ. 24 см.
Коллективное решение задачи
Периметр равнобедренного треугольника равен 64 см, а его боковая сторона на 11 см больше основания. Найдите высоту треугольника, опущенную на боковую сторону.
Решение
Пусть треугольник ABC (рис. 48) равнобедренный, АВ = ВС. Пусть АС = х см, тогда АВ = ВС = (х + 11) см. Поскольку периметр равен 64 см, то имеем:
x + 11 + x + 11 + x = 64; 3х + 22 = 64; 3х = 42; х = 14. Следовательно, АС = 14 см, АВ = ВС = 25 см.
Поскольку == 7 ∙ 4 ∙ 6 = 168 (см2), S = ∙ АВ ∙ h, то h = = = 13,44 (см).
Ответ. 13,44 см.
IV. Самостоятельная работа
Вариант 1
- 1. Найдите наименьшую высоту треугольника со сторонами 5, 5, 6.
- 2. Найдите наибольшую высоту треугольника со сторонами , , 6.
Вариант 2
- 1. Найдите наименьшую высоту треугольника со сторонами 17, 65, 80.
- 2. Найдите наибольшую высоту треугольника со сторонами 13, 37, 47-.
Решение задач самостоятельной работы
Вариант 1
1. = 8, = 12(см2).
S = ∙ 6 h, h = - = = = 4 (см).
Ответ. 4 см.
2. S = 10 см 2. S = ∙ ∙ h, h = = = = 4,8 (см).
Ответ. 4,8 см.
Вариант 2
1. = 81, = 288(см2).
S = ∙ 80 ∙ h, h = = = 7,2 (см).
Ответ. 7,2 см.
2. S = 2 см. S = ∙ 13 ∙ h, h = = = = 29 (см).
Ответ. 29 см.
V. Домашнее задание
Решить задачи.
- 1. Найдите площадь треугольника по трем сторонам, равны:
а) 13, 14, 15; б) 5, 5, 6.
- 2. Найдите высоты треугольника, у которого стороны равны 13 см, 14 см, 15 см.
- 3. Найдите высоту треугольника со сторонами 2, 3, 1,83, проведенная на основание 2.
VI. Подведение итогов урока Задача класса
- 1. Запишите известные вам формулы для нахождения площади треугольника.
- 2. Найдите площадь треугольника, если его стороны равны 3 см, 3 см и 2 см.