УРОК № 12 
Тема. Нахождение площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними
 
Цель урока: вывод формулы для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними. Формирование умений применять выведенную формулу к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Соотношение между сторонами и углами треугольника»[13]. 
Требования к уровню подготовки учащихся: используют формулу для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними во время решения задач.  
Ход урока
И. Проверка домашнего задания  
Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при выполнении домашнего задания.  
Задача 1. Решение 
Из треугольника ABC имеем:  ,
,  .
.
Учитывая, что  B = 180° -
B = 180° -  A -
A -  C = 180° - (α + β), sinВ = sin(180° - (α + β)) = sin(α + β), а также, что sinC = sinβ,
C = 180° - (α + β), sinВ = sin(180° - (α + β)) = sin(α + β), а также, что sinC = sinβ, 
имеем:  .
.
Ответ.  .
.
Задача 2. Решение
 ;
;  ;
;  ;
;  .
.
γ = 180° - α - β  180° - 36° - 25° = 119°.
180° - 36° - 25° = 119°.
 ;
;  ;
;  ;
;  .
.
Ответ, а  16,7, с
16,7, с  24,8, γ
24,8, γ  119°.
119°.
 
Самостоятельная работа (6 баллов за каждое задание). 
Вариант 1 
  - 1. В треугольнике а = 37, β = 70°, γ = 51°. Найдите b, с, α.
- 2. В треугольнике a = 48, b = 35, γ = 65°. Найдите α, β, с. 
Вариант 2
  - 1. В треугольнике а = 24, b = 13, с = 15. Найдите α, β, γ.
- 2. В треугольнике а = 12, b = 10, α = 40°. Найдите β, γ, с.
Ответы к самостоятельной работе 
Вариант 1. 1. b  41, стр
 41, стр  34, α
 34, α  59°.
 59°. 
2. с  47, α
 47, α  68°, β
68°, β  47°.
47°.  
Вариант 2. 1. α  118°, β
 118°, β  28°, γ
 28°, γ  34°.
 34°. 
2. β  32°, γ
 32°, γ  108°, с
 108°, с  17,8.
 17,8.  
 
II. Повторение и систематизация знаний учащихся 
Вопрос к классу 
  - 1. Что такое площадь? Сформулируйте свойства площади.
- 2. Чему равна площадь прямоугольника?
- 3. Чему равна площадь квадрата со стороной а?
- 4. Как изменится площадь прямоугольника, если:
а) уменьшить одну сторону вдвое, а вторую сторону оставить без изменений; 
б) каждую сторону увеличить вдвое?  
  - 5. Заполните пропуски: 1 км2 = ... м2; 1 м2 = ... см2; 1см2 = ... мм2; 1 га = ... м2; 1 а = ... м2.
- 6. Чему равна площадь параллелограмма?
- 7. Чему равна площадь треугольника, если известна его сторона а и высота па, проведенная к ней?
 
III. Восприятие и осознание нового материала  
Изучение теоремы 
Теорема. Площадь треугольника равна половине произведения двух любых сторон на синус угла между ними.  
Доведение 
Пусть треугольник ABC - данный (рис. 40).  
Докажем, что SΔABC =  AB ∙ AC ∙ sinA.
 AB ∙ AC ∙ sinA. 
 

 
Проведем в треугольнике ABC высоту BD. Имеем: SΔABC =  AC ∙ BD.
 AC ∙ BD. 
Если угол А острый, то из треугольника ABD имеем: BD = AB ∙ sinα (рис.40,а).
Если угол А прямой, то из треугольника DAB имеем: BD = AB ∙ sin90° = АВ. 
Если угол А тупой (рис. 40, б), то BD = AB ∙ sin(180° - α) = AB sinα.
Итак, SΔABC =  AB ∙ AC ∙ sinA, что и надо было доказать.
 AB ∙ AC ∙ sinA, что и надо было доказать. 
Решение упражнений 
  
    - 1) Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 6 см и 5 см, а угол между ними 30°.  
- 2) Найдите площадь правильного треугольника со стороной а.
Решение 
Поскольку треугольник ABC равносторонний (рис. 41), то АВ = АС = ВС = а,  A =
A =  B =
B =  C = 60°.
C = 60°.
 

Тогда S =  AB ∙ AC ∙ sinA =
AB ∙ AC ∙ sinA =  a ∙ a ∙ sin60° =
a ∙ a ∙ sin60° =  ∙
 ∙  =
 =  .
.
Ответ.  .
.
Ученикам следует порекомендовать запомнить эту формулу.  
 
IV. Закрепление и осмысление нового материала  
Решение задач 
  - 1. В треугольнике ABC АС = а, ВС = b. При каком угле С площадь треугольника будет наибольшей?  
Решение 
Поскольку S =  AC ∙ BC ∙ sinC =
AC ∙ BC ∙ sinC =  ab sinC, то значение S будет наибольшим, если sinC = 1, т.е.
ab sinC, то значение S будет наибольшим, если sinC = 1, т.е.  C = 90°, тогда S =
C = 90°, тогда S =  ab.
ab.
Ответ. 90°.  
  - 2. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его соседних сторон на синус угла между ними: S = ab sinα, где а и b - стороны параллелограмма, а α - угол между ними. 
- 3. Смежные стороны параллелограмма равны 8 см и 6 см, а его острый угол составляет 30°. Найдите площадь параллелограмма. (Ответ. 24см2)
- 4. Сторона ромба равна 6 см, а один из углов равен 150°. Найдите Площадь ромба. (Ответ. 18 см2) 
- 5. Стороны параллелограмма равны 9 см и 10 см, а площадь составляет 45 см2. Найдите углы параллелограмма. (Ответ. 30° и 150°) 
- 6. Параллелограмм и прямоугольник имеют одинаковые стороны. Найдите острый угол параллелограмма, если площадь его равна половине площади прямоугольника.  
Решение
Пусть стороны параллелограмма и прямоугольника равны а и b (рис. 42).
 

S1 = ab sinα, S2 = ab, где S1 - площадь параллелограмма, S2 - площадь прямоугольника, α - острый угол параллелограмма. Учитывая, что  = 2, имеем
 = 2, имеем  = 2, отсюда sinα =
 = 2, отсюда sinα =  . Следовательно, α = 30°.
. Следовательно, α = 30°.  
Ответ. 30°.
  - 7. Найдите площадь ромба, если его высота равна 10 см, а острый угол составляет 30°.
Решение
Пусть в ромбе ABCD (рис. 43) BF AD, BF = 10 см,
AD, BF = 10 см,  BAD = 30°. Из прямоугольного треугольника ABF имеем:
BAD = 30°. Из прямоугольного треугольника ABF имеем:  (см). Следовательно, площадь ромба: S = AD ∙ BF = 20 ∙ 10 = 200 (см2).
 (см). Следовательно, площадь ромба: S = AD ∙ BF = 20 ∙ 10 = 200 (см2).
Ответ. 200 см2.
 

 
  - 8. Докажите, что если диагонали четырехугольника пересекаются, то площадь четырехугольника равна половине произведения его диагоналей на синус угла между ними.  
Решение 
Пусть ABCD - произвольный выпуклый четырехугольник (рис. 44).  
Докажем, что SABCD =  AC∙ BD ∙ sinφ, где φ =
AC∙ BD ∙ sinφ, где φ =  BOC.
BOC.
SABCD = SΔBOC + SΔAOB + SΔAOD + SΔDOC =  BO ∙ OC ∙ sinφ +
BO ∙ OC ∙ sinφ +  АО ∙ H ∙ sin(180° - φ) +
АО ∙ H ∙ sin(180° - φ) +  АО ∙ DO ∙ sinφ +
АО ∙ DO ∙ sinφ +  DO ∙ ОС ∙ sin(180° - φ) =
DO ∙ ОС ∙ sin(180° - φ) = 
=  BO ∙ OC sinφ +
BO ∙ OC sinφ +  АО ∙ ВО ∙ sinφ +
АО ∙ ВО ∙ sinφ +  АО ∙ DO ∙ sinφ +
АО ∙ DO ∙ sinφ +  DO ∙ OC sinφ =
DO ∙ OC sinφ =  (BO ∙ OC + AO ∙ BO + AO ∙ DO + DO ∙ OC) sinφ =
(BO ∙ OC + AO ∙ BO + AO ∙ DO + DO ∙ OC) sinφ = 
=  (BO ∙ (AO + OC) + DO ∙ (AO + OC)) sinφ =
(BO ∙ (AO + OC) + DO ∙ (AO + OC)) sinφ =  (BO ∙ АС + DВ ∙ АС) sinφ =
(BO ∙ АС + DВ ∙ АС) sinφ =  AC ∙ (BO + DO) sinφ =
AC ∙ (BO + DO) sinφ =  AC ∙ BD sinφ.
AC ∙ BD sinφ.
 

 
V.  Домашнее задание  
  - 1. Изучить формулу для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними.
- 2. Решить задачи.
- 1) Квадрат и ромб имеют одинаковые периметры. Какая из фигур имеет большую площадь? Объясните ответ.
- 2) Найдите площадь равнобедренного прямоугольного треугольника с гипотенузой а.
- 3) Найдите площадь равнобедренного треугольника, у которого боковые стороны равны по 1 м, а угол между ними составляет 70°.
 
VI. Подведение итогов урока  
Вопрос к классу 
  - 1. Чему равна площадь треугольника, если известна его сторона и высота, проведенная к этой стороне?
- 2. Чему равна площадь треугольника, если известны две стороны и угол между ними?
- 3. Как найти площадь прямоугольного треугольника, если известны его катеты?