УРОК № 12
Тема. Нахождение площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними
Цель урока: вывод формулы для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними. Формирование умений применять выведенную формулу к решению задач.
Тип урока: комбинированный.
Наглядность и оборудование: таблица «Соотношение между сторонами и углами треугольника»[13].
Требования к уровню подготовки учащихся: используют формулу для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними во время решения задач.
Ход урока
И. Проверка домашнего задания
Проверить наличие выполненных домашних заданий и ответить на вопросы, которые возникли у учащихся при выполнении домашнего задания.
Задача 1. Решение
Из треугольника ABC имеем: , .
Учитывая, что B = 180° - A - C = 180° - (α + β), sinВ = sin(180° - (α + β)) = sin(α + β), а также, что sinC = sinβ,
имеем: .
Ответ. .
Задача 2. Решение
; ; ; .
γ = 180° - α - β 180° - 36° - 25° = 119°.
; ; ; .
Ответ, а 16,7, с 24,8, γ 119°.
Самостоятельная работа (6 баллов за каждое задание).
Вариант 1
- 1. В треугольнике а = 37, β = 70°, γ = 51°. Найдите b, с, α.
- 2. В треугольнике a = 48, b = 35, γ = 65°. Найдите α, β, с.
Вариант 2
- 1. В треугольнике а = 24, b = 13, с = 15. Найдите α, β, γ.
- 2. В треугольнике а = 12, b = 10, α = 40°. Найдите β, γ, с.
Ответы к самостоятельной работе
Вариант 1. 1. b 41, стр 34, α 59°.
2. с 47, α 68°, β 47°.
Вариант 2. 1. α 118°, β 28°, γ 34°.
2. β 32°, γ 108°, с 17,8.
II. Повторение и систематизация знаний учащихся
Вопрос к классу
- 1. Что такое площадь? Сформулируйте свойства площади.
- 2. Чему равна площадь прямоугольника?
- 3. Чему равна площадь квадрата со стороной а?
- 4. Как изменится площадь прямоугольника, если:
а) уменьшить одну сторону вдвое, а вторую сторону оставить без изменений;
б) каждую сторону увеличить вдвое?
- 5. Заполните пропуски: 1 км2 = ... м2; 1 м2 = ... см2; 1см2 = ... мм2; 1 га = ... м2; 1 а = ... м2.
- 6. Чему равна площадь параллелограмма?
- 7. Чему равна площадь треугольника, если известна его сторона а и высота па, проведенная к ней?
III. Восприятие и осознание нового материала
Изучение теоремы
Теорема. Площадь треугольника равна половине произведения двух любых сторон на синус угла между ними.
Доведение
Пусть треугольник ABC - данный (рис. 40).
Докажем, что SΔABC = AB ∙ AC ∙ sinA.
Проведем в треугольнике ABC высоту BD. Имеем: SΔABC = AC ∙ BD.
Если угол А острый, то из треугольника ABD имеем: BD = AB ∙ sinα (рис.40,а).
Если угол А прямой, то из треугольника DAB имеем: BD = AB ∙ sin90° = АВ.
Если угол А тупой (рис. 40, б), то BD = AB ∙ sin(180° - α) = AB sinα.
Итак, SΔABC = AB ∙ AC ∙ sinA, что и надо было доказать.
Решение упражнений
- 1) Найдите площадь треугольника, две стороны которого равны 6 см и 5 см, а угол между ними 30°.
- 2) Найдите площадь правильного треугольника со стороной а.
Решение
Поскольку треугольник ABC равносторонний (рис. 41), то АВ = АС = ВС = а, A = B = C = 60°.
Тогда S = AB ∙ AC ∙ sinA = a ∙ a ∙ sin60° = ∙ = .
Ответ. .
Ученикам следует порекомендовать запомнить эту формулу.
IV. Закрепление и осмысление нового материала
Решение задач
- 1. В треугольнике ABC АС = а, ВС = b. При каком угле С площадь треугольника будет наибольшей?
Решение
Поскольку S = AC ∙ BC ∙ sinC = ab sinC, то значение S будет наибольшим, если sinC = 1, т.е. C = 90°, тогда S = ab.
Ответ. 90°.
- 2. Докажите, что площадь параллелограмма равна произведению его соседних сторон на синус угла между ними: S = ab sinα, где а и b - стороны параллелограмма, а α - угол между ними.
- 3. Смежные стороны параллелограмма равны 8 см и 6 см, а его острый угол составляет 30°. Найдите площадь параллелограмма. (Ответ. 24см2)
- 4. Сторона ромба равна 6 см, а один из углов равен 150°. Найдите Площадь ромба. (Ответ. 18 см2)
- 5. Стороны параллелограмма равны 9 см и 10 см, а площадь составляет 45 см2. Найдите углы параллелограмма. (Ответ. 30° и 150°)
- 6. Параллелограмм и прямоугольник имеют одинаковые стороны. Найдите острый угол параллелограмма, если площадь его равна половине площади прямоугольника.
Решение
Пусть стороны параллелограмма и прямоугольника равны а и b (рис. 42).
S1 = ab sinα, S2 = ab, где S1 - площадь параллелограмма, S2 - площадь прямоугольника, α - острый угол параллелограмма. Учитывая, что = 2, имеем = 2, отсюда sinα = . Следовательно, α = 30°.
Ответ. 30°.
- 7. Найдите площадь ромба, если его высота равна 10 см, а острый угол составляет 30°.
Решение
Пусть в ромбе ABCD (рис. 43) BFAD, BF = 10 см, BAD = 30°. Из прямоугольного треугольника ABF имеем: (см). Следовательно, площадь ромба: S = AD ∙ BF = 20 ∙ 10 = 200 (см2).
Ответ. 200 см2.
- 8. Докажите, что если диагонали четырехугольника пересекаются, то площадь четырехугольника равна половине произведения его диагоналей на синус угла между ними.
Решение
Пусть ABCD - произвольный выпуклый четырехугольник (рис. 44).
Докажем, что SABCD = AC∙ BD ∙ sinφ, где φ = BOC.
SABCD = SΔBOC + SΔAOB + SΔAOD + SΔDOC = BO ∙ OC ∙ sinφ + АО ∙ H ∙ sin(180° - φ) + АО ∙ DO ∙ sinφ + DO ∙ ОС ∙ sin(180° - φ) =
= BO ∙ OC sinφ + АО ∙ ВО ∙ sinφ + АО ∙ DO ∙ sinφ + DO ∙ OC sinφ = (BO ∙ OC + AO ∙ BO + AO ∙ DO + DO ∙ OC) sinφ =
= (BO ∙ (AO + OC) + DO ∙ (AO + OC)) sinφ = (BO ∙ АС + DВ ∙ АС) sinφ = AC ∙ (BO + DO) sinφ = AC ∙ BD sinφ.
V. Домашнее задание
- 1. Изучить формулу для нахождения площади треугольника с двумя сторонами и углом между ними.
- 2. Решить задачи.
- 1) Квадрат и ромб имеют одинаковые периметры. Какая из фигур имеет большую площадь? Объясните ответ.
- 2) Найдите площадь равнобедренного прямоугольного треугольника с гипотенузой а.
- 3) Найдите площадь равнобедренного треугольника, у которого боковые стороны равны по 1 м, а угол между ними составляет 70°.
VI. Подведение итогов урока
Вопрос к классу
- 1. Чему равна площадь треугольника, если известна его сторона и высота, проведенная к этой стороне?
- 2. Чему равна площадь треугольника, если известны две стороны и угол между ними?
- 3. Как найти площадь прямоугольного треугольника, если известны его катеты?